Внедрение риск-ориентированного подхода
ЗАЙЦЕВ Алексей Миронович
начальник отделения отдела ГПН УНДиПР ГУ МЧС России по УР, подполковник внутренней службы
Номер журнала:
Рубрика:
Ключевым фактором повышения эффективности контрольно-надзорной функции государства является переход при организации и осуществлении мероприятий по контролю к использованию риск-ориентированного подхода.
На основании разработанной дорожной карты определено внедрение риск-ориентированной модели надзорной деятельности. Что она собой представляет? На сегодняшний день невозможно все мероприятия внедрить в одночасье, нужно все делать поэтапно с целью того, чтобы уменьшить количество надзорных мероприятий, с плавным переходом, с большим упором на профилактические мероприятия. В связи с чем ст. 26.1 ФЗ № 246, который также внес изменения в ФЗ № 294, ч. 1 прописано: с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 «О развитии малого бизнеса» к субъектам малого предпринимательства.
Письмом Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору (от 11 августа 2015 года № 43-3828-19) предложена модель риск-ориентированного подхода при планировании надзорных мероприятий исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности.
Таким образом, установлены статические и динамические показатели отнесения объектов к категории риска.
В целях применения при осуществлении государственного пожарного надзора риск-ориентированного подхода установлено пять категорий риска по степени значимости:
1. Высокая степень риска. К этой категории риска относятся: объекты, относящиеся к особо опасным и технически сложным, уникальным и критически важным для национальной безопасности страны, объекты культурного наследия; детские дошкольные учреждения, дома престарелых и инвалидов, больницы, гостиницы, общежития, театры, кинотеатры, музеи, объекты образования, книгохранилища; здания по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них 200 и более человек, общественные и административные здания с количеством 11 и более этажей, а также ОПО I и III классов опасности, складские здания, госрезервы, архивы федерального значения. Периодичность проведения проверок — не чаще одного раза в три года.
2. Значительная степень риска. К этой категории риска относятся: многофункциональные комплексы и здания по обслуживанию населения с возможным пребыванием в них от 50 до 200 человек, общественные и административные здания с количеством от пяти до 11 этажей; производственные объекты, не относящиеся к I категории (высокой степени риска), территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, садовогороднические, дачные и некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками. Периодичность проведения проверок — не чаще одного раза в четыре года.
3. Средняя степень риска. К этой категории риска относятся: объекты, относящиеся к зданиям по обслуживанию населения с возможным пребыванием менее 50 человек, общественные и административные здания с количеством от двух до пяти этажей, включая органы власти, производственные объекты, не относящиеся к I и II категории риска; территории населенных пунктов, не относящиеся ко II категории средней степени риска, садовогороднические, дачные и некоммерческие объединения граждан, не относящиеся к средней степени риска. Периодичность проведения проверок — не чаще одного раза в пять лет и не реже чем один раз в семь лет.
4. Умеренная степень риска. К этой категории риска относятся: многоквартирные и одноквартирные жилые дома, театры и кинотеатры, музеи на открытом воздухе, здания пожарных депо, общественные и административные здания с количеством до двух этажей, производственные объекты, не относящиеся к I и II категории риска. Периодичность проведения проверок — не чаще одного раза в семь лет.
5. Низкая степень риска. К этой категории риска относятся: здания и сооружения, отнесенные к пониженному уровню, а также временные постройки и киоски, навесы и другие подобные постройки. Периодичность проведения проверок — проверки не проводятся вообще.
Эти категории риска разработаны с той целью, чтобы предприятия понимали, с какой периодичностью должны проводиться надзорные мероприятия в отношении тех или иных субъектов предпринимательства.
Руководителям предприятий стоит помнить, что категорию риска объекта можно снизить.
Условия, которые должны соблюдаться для понижения категории риска объекта:
- наличие положительного заключения независимой оценки пожарного риска, то есть если на объекте проведена независимая оценка пожарного риска, то инспекторы пожарного надзора не имеют права выходить на объект с проверкой, если оценка составлена и своевременно предоставлена в надзорные органы;
- отсутствие за последние три года постановлений суда о приостановлении деятельности объекта;
- наличие подразделений, занимающихся вопросами пожарной профилактики, это работа добровольных пожарных формирований;
- отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей. Например, если при проведении внеплановой проверки было обнаружено, что все нарушения по ранее выданным предписаниям устранены, то МЧС может увеличить срок проведения следующей плановой проверки.
Однако при проверках инспекторы пожарного надзора могут повысить категорию риска в следующих случаях:
- наличие отрицательных заключений независимой оценки пожарного риска;
- наличие за последние три года постановлений суда о приостановлении деятельности объекта;
- наличие сведений о произошедших на объекте пожаров в течение пяти лет;
- наличие при последней плановой или внеплановой проверке нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Условия, которые должны соблюдаться для понижения категории риска объекта:
1. Наличие положительного заключения независимой оценки пожарного риска, то есть если на объекте проведена независимая оценка пожарного риска, то инспекторы пожарного надзора не имеют права выходить на объект с проверкой, если оценка составлена и своевременно предоставлена в надзорные органы.
2. Отсутствие за последние три года постановлений суда о приостановлении деятельности объекта.
3. Наличие подразделений, занимающихся вопросами пожарной профилактики, это работа добровольных пожарных формирований.
4. Отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
При подготовке статьи использованы материалы конференции-семинара, прошедшего 19 мая 2016 года при информационной поддержке ГУ МЧС России на тему «Проведение контрольно-надзорных мероприятий в области пожарной безопасности органами МЧС России в 2016 году с учетом изменений законодательств