Вмешательство прокуратуры все чаще становится единственным механизмом для оперативного решения проблем
САФОНОВ Сергей Владимирович
нижегородский природоохранный прокурор, почетный работник прокуратуры Российской Федерации
Номер журнала:
Рубрика:
С учетом значительных финансовых затрат, предоставленных отсрочек исполнения решений судов исполнено 17 решений судов. 1 сентября 2012 года закончен капитальный ремонт очистных сооружений канализации г. Богородска Нижегородской области. Объем сточных вод, поступающих на очистные сооружения — 9 650 м3 в сутки. Стоимость проведенных работ составила 63 923 929, 72 руб.
Указанные работы проведены во исполнение решения Богородского городского суда от 21 декабря 2006 года об удовлетворении требований Нижегородского природоохранного прокурора к МП «БОС» об обязании организовать восстановление механической, биологической стадии очистки, обеззараживание сточных вод, принимаемых от населения и предприятий г. Богородска со сбросом в р. Рязанка и обеспечения нормативной очистки сточных вод.
Работы по проведению капитального ремонта на очистных сооружениях, которые были фактически полностью разрушены, проводились под постоянным контролем Нижегородской природоохранной прокуратуры.
В 2012 году молочным комбинатом «Нижегородский» филиал ОАО «Вимм-Билль-Дан» исполнено решение Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 11 апреля 2012 года по иску Нижегородского природоохранного прокурора об обязании предприятия провести работы по обеспечению нормативной очистки сточных вод ливневой канализации, сбрасываемых в р. Рахма в г. Н. Новгороде. В 2012 году молочный комбинат «Нижегородский», филиал ОАО «Вимм-Билль-Дан», прекратил сброс неочищенных сточных вод ливневой канализации в объеме 8474,28 м3 в год в р. Рахма. Предприятием произведено строительство новой ливневой канализации, которая подключилась к ОАО «Нижегородский водоканал». В строительство новой ливневой канализации предприятием инвестированы денежные средства в размере более 20 млн рублей.
Во исполнение решения Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 2 сентября 2010 года по исковому заявлению Нижегородского природоохранного прокурора ОАО «МАНН» разработало технологический регламент работы очистных сооружений и произвело закрытие выпуска поверхностных сточных вод в р. Гниличка и с 25.05. 2012 года не является водопользователем. В результате прекращен сброс загрязненных сточных вод в количестве 110,9 тыс. м3 в год в р. Гниличка в г. Н. Новгороде.
В настоящее время по всем предприятиям, осуществляющим сбросы без очистки в водные объекты Нижегородской области, согласно статистической отчетности 2-ТП «Водхоз» Нижегородской природоохранной прокуратурой приняты меры прокурорского реагирования. Согласно статотчетности в 2011 году в Нижегородской области 23 предприятия осуществляли сброс сточных вод в водные объекты без очистки.
Сегодня стоит задача привести в соответствие с действующим законодательством сбросы предприятий, осуществляющих недостаточную очистку сточных вод.
По состоянию на начало 2013 года на территории Нижегородской области числится 12 480 гидротехнических сооружений (ГТС), из которых 661 являются бесхозяйными.
В 2012 году в рамках надзорной деятельности за безопасностью гидротехнических сооружений Нижегородским природоохранным прокурором заявлено 13 исков по возложению на муниципальные образования Павловского и Сергачского районов обязанности по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества ГТС, расположенных на территории муниципальных образований указанных районов.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
При этом предусмотренные Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» меры по предупреждению аварий гидротехнических сооружений, обеспечение контроля за показателями состояния гидротехнического сооружения могут быть реализованы только в случае определенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений.
В силу положений ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п. 2,5 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года № 580, бесхозяйное недвижимое имущество принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Однако только вмешательство прокурора позволило преодолеть бездействие органов местного самоуправления муниципальных образований вышеуказанных районов в реализации своих полномочий, вытекающих из законодательства.
Сложность в решении вопросов по сокращению бесхозяйности гидротехнических сооружения, находящихся на территории области, подтверждает то обстоятельство, что из 13 исков указанной категории, заявленных в 2012 году, 9 прошли через апелляционную инстанцию областного суда, однако в конечном счете были удовлетворены в полном объеме и в настоящее время находятся в стадии исполнения.