Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Владимир Вьюнов: "Безопасность - наше совместное с собственником достижение"

 

Номер журнала: 

Нижегородская область и Республика Мордовия являются одними из наиболее развитых регионов РФ в области промышленности и инноваций. Вместе с тем промышленное развитие территорий неизменно связано с повышенными рисками для здоровья населения и безопасности окружающей среды.

Об актуальных вопросах в области обеспечения промышленной и экологической безопасности Нижегородской области и Республики Мордовии рассказывает руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора Владимир Сергеевич Вьюнов.

- Владимир Сергеевич, охарактеризуйте Нижегородскую область и Мордовию с точки зрения промышленной и экологической безопасности.
- Волжско-Окское управление Ростехнадзора осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения промышленной, энергетической и экологической безопасности на территории Нижегородской области и Республики Мордовия. В хозяйственной структуре Нижегородской области преобладают перерабатывающие отрасли. Основные отрасли промышленности - машиностроение, химическая, передельная черная металлургия, лесная, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Автомобильная, судостроительная и авиационная отрасль занимают ведущее место в экономике Нижегородской области, а такие предприятия, как «ГАЗ», авиационный завод «Сокол», завод «Красное Сормово», известны не только за пределами Нижегородской области, но и за рубежом. Нижегородская область является монополистом в России по производству нескольких видов промышленной продукции, в том числе листовой инструментальной стали, сернистого ангидрида, бортовых грузовых автомобилей.
Машиностроение развито и в Республике Мордовия. Самой распространенной отраслью машиностроения является электротехническая, в которой выделяется светотехническая. До недавнего времени по уровню развития электротехники Мордовия занимала одно из ведущих мест в России.
Под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора на территории Нижегородской области и Республики Мордовия находится 5453 организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности, 507 предприятий энергетики (эксплуатирующих электростанции, гидротехнические сооружения, электрические и тепловые сети, осуществляющих деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению ЕЭС), свыше 50 тысяч потребителей электрической энергии и свыше 13 тысяч потребителей тепловой энергии.

- Какие проблемы промышленной безопасности наиболее остро стоят перед Ростехнадзором в регионах — Нижегородской области и Мордовии?
- На производствах и в технологических системах хозяйственного комплекса территорий, подконтрольных Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора, используется большое количество потенциально опасных технических устройств. На территории Нижегородской области и Республики Мордовия проходят магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, представляющие опасность для населения и окружающей природной среды, осуществляется интенсивная перевозка опасных грузов, в том числе высокотоксичных и взрывчатых веществ, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Основными проблемами, связанными с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных объектов, являются высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная активность в промышленности и энергетике. Темпы обновления производств и замены изношенного оборудования не соответствуют современным требованиям и условиям экономического роста. В некоторых случаях ситуация усугубляется из-за низкого уровня технологической дисциплины, не соответствующей степени опасности современных производств, некачественного ремонта, монтажа технических устройств на ОПО, выполняемых организациями. Большое опасение вызывает низкая квалификация персонала либо крайне недостаточное его количество, особенно на крупных предприятиях, эксплуатирующих технологически сложные ОПО. Магистральные трубопроводы практически не защищены от террористических проявлений, несанкционированных врезок. Не снижается количество нарушений охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до объектов магистрального трубопроводного транспорта. Особую озабоченность вызывает состояние магистральных трубопроводов, построенных в 50-60 годах прошлого века.
Аварийность и травматизм в этом году по всем видам надзора и по двум субъектам РФ, на которых осуществляет надзор Волжско-Окское управление Ростехнадзора, в целом снизились. В частности, в 2009 г. произошло 4 аварии (2 – на на системах газораспределения и газопотребления, 1 – в нефтехимической промышленности, 1 – на подъемных сооружениях). Большое внимание Управлением в настоящее время уделяется вопросам подготовки и аттестации персонала, работающего на поднадзорных предприятиях, что в конечном итоге должно привести к снижению аварийности и травматизма на них.

- Насколько остро в регионах стоит вопрос о необходимости модернизации основных производственных фондов на предприятиях реального сектора экономики? Что делается Ростехнадзором для повышения уровня обновления фондов?
- Как я уже говорил выше, одной из основных проблем, связанных с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных объектов, является высокая степень износа основных производственных фондов. В Нижегородской области и Республике Мордовия более 50% основных фондов опасных производственных объектов (ОПО) выработали свой ресурс и продолжают эксплуатироваться. Наиболее проблемные отрасли — это, в первую очередь, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, где изношенность основных фондов предприятий составляет 75-90%. Невозможность быстрой замены данного оборудования повышает риск возникновения аварий и инцидентов. Однако есть и положительные тенденции. Например, в 2006 г. на Выксунском металлургическом заводе введено в эксплуатацию производство труб большого диаметра (1420 мм), ведется строительство широкополосного толстолистового «Стана 5000», в 2008 г. введен в эксплуатацию литейно-прокатный комплекс.
В любом случае проблема износа основных производственных фондов требует внимания как со стороны контролирующих органов, так и со стороны собственников предприятия. Однако собственники объектов не всегда заинтересованы в финансировании мероприятий по повышению уровня промышленной безопасности и замене морально и физически устаревшего оборудования. Задача Ростехнадзора – заставить собственника предприятия соблюдать требования промышленной и экологической безопасности. Именно собственник несет ответственность за соблюдение этих норм. Именно он должен устанавливать качественное оборудование, которое бы не нанесло ущерб человеку, работающему на предприятии, а также людям, проживающим вблизи производственного объекта, и окружающей среде.
- Как вы оцениваете эффективность проведения экспертизы промышленной безопасности специализированными организациями? Способствует ли она повышению реальной надежности оборудования либо все-таки требуется коренная модернизация производственных фондов?
- В условиях отсутствия возможности глобальной модернизации экономики возрастает роль безопасной эксплуатации стареющих объектов. Поскольку зачастую возможность замены такого оборудования на новое практически ограничена, возникает реальная опасность разрушения оборудования в процессе эксплуатации. Однако опыт показывает, что в большинстве случаев физический износ и техногенные катастрофы вызваны недостаточным вниманием к обеспечению надежности машин и оборудования во время эксплуатации. Немаловажную роль при решении этой задачи играет вопрос проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Как правило, аварии происходят на объектах, не подвергшихся обследованию технического состояния и экспертизе промышленной безопасности, при несоблюдении сроков очередных экспертиз и на любой стадии жизненного цикла ОПО. Нормативно-технической документацией Ростехнадзора установлен порядок, при котором здания, сооружения и технические устройства, отработавшие нормативный срок службы, допускаются к работе только после положительного заключения экспертной организации о возможности дальнейшей эксплуатации объекта.
В области проведения экспертизы промышленной безопасности работают специальные организации, получившие лицензию в Ростехнадзоре. Таких организаций достаточно много, а рынок экспертных услуг в сфере промышленной безопасности - это тот же рынок, где есть добросовестные исполнители и, к сожалению, недобросовестные. А что такое недобросовестная экспертиза? В лучшем случае - это обман заказчика, федеральных органов исполнительной власти, а в худшем - аварии и гибель людей. Мы со своей стороны такие организации стараемся выявлять на стадии рассмотрения заключений экспертизы промышленной безопасности и доводить информацию до предприятий.

- Владимир Сергеевич, насколько в регионах сегодня готовы к реализации программы по утилизации автомобилей? Какому количеству организаций выданы лицензии на данный вид деятельности? На ваш взгляд, как скажется реализация программы на улучшении экологической ситуации в Нижегородской области?
- Федеральная программа по утилизации старых автомобилей стартовала в Нижегородской области 8 марта. Волжско-Окским управлением Ростехнадзора была проведена большая подготовительная работа к началу кампании. Сотрудники Управления принимали активное участие в совещаниях, организованных Правительством Нижегородской области по этому вопросу. Большое внимание уделялось информированию организаций, желающих принять участие в программе на стадии утилизации старых автомобилей – им направлялись информационные материалы, разъясняющие особенности лицензирования этой сферы деятельности. Кроме того, эти сведения были размещены и на официальном сайте нашего Управления. И уже 5 марта 2010 г. была выдана первая лицензия. На настоящий момент лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, а также размещению отходов I-IV класса опасности получили три организации, занимающиеся утилизацией старых автомобилей.
Несмотря на то, что данная программа проводится главным образом в целях увеличения реализации новых автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, безусловно, одним из положительных моментов ее осуществления является и улучшение экологического состояния окружающей среды за счет замены автомобилей с низшими экологическими показателями на транспортные средства, отвечающие требованиям «Евро-3». Поэтому мы надеемся и на положительный эффект для экологии нашего региона.

- В заключение, каковы общие планы Волжско-Окского управления Ростехнадзора на 2010 г.? На какие направления надзорной деятельности вы собираетесь обратить особое внимание?
- Обеспечение безопасности во всех поднадзорных нам сферах деятельности является задачей первостепенной важности. Лифтовое и газовое хозяйства, подъемные краны, экология, энергетика и строительный надзор, даже просто удовлетворительная работа в данных направлениях может привести к непоправимому. Именно поэтому каждый руководитель структурного подразделения, каждый инспектор должен понимать всю необходимость и важность своей работы и подходить к ней с еще большей ответственностью, с еще более высоким уровнем требовательности. Мы должны заставить собственников предприятий уделять самое пристальное внимание вопросам обеспечения всех видов безопасности, тем самым сохраняя баланс между уровнем производства и безопасностью. Если организацией своевременно и квалифицированно проводится обучение персонала, действуют производственный контроль и ведомственный надзор, обновляется оборудование, внедряются инновационные технологии - это наше совместное с собственником достижение в обеспечении безопасности.


Информация
500 заявок на утиль авто

По состоянию на 23 марта в Нижегородской области по региональной программе утилизации старых автомобилей и получения скидок при покупке новых было подано порядка 500 заявок.
По словам министра промышленности и инноваций Нижегородской области Н.П. Сатаева, за время действия программы в 2010 г. будет приобретено в обмен на старые порядка 2,5 тыс. автомобилей.
Как сообщалось ранее, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев подписал постановление об увеличении размера компенсационной выплаты при утилизации старого автомобиля и покупке нового с 50 до 100 тыс. рублей. Данная региональная выплата коснется только покупки автомобилей, произведенных в регионе.
Федеральная программа обмена автомобилей свыше 10 лет на новые отечественного производства будет действовать во всех российских регионах с 8 марта до 1 ноября 2010 года. Из федеральных средств участники программы получат по 50 тыс. рублей.