Владимир Григорьев: Очистка жидких отходов - одна из главных экологических проблем республики
Номер журнала:
Руководитель Управления Росприроднадзора по УР Владимир Михайлович Григорьев рассказал журналу «Промышленная и экологическая безопасность» об экологических проблемах Удмуртии, а также проинформировал об изменении природоохранного законодательства.
- Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота заявил, что очистные сооружения почти сорока процентов населенных пунктов в ПФО находятся в аварийном состоянии. Насколько актуальна данная проблема для Удмуртии, Ижевска?
- Ситуация с очистными сооружениями в Удмуртии аналогична. Десятки очистных сооружений утрачены вследствие неправильной их эксплуатации, или просто и в последствии разграблены – такова на сегодня картина в районах. Это коллосальные финансовые потери. Представьте, даже для небольшого населенного пункта (5 тысяч человек) стоимость очистных сооружений исчисляется десятками миллионов рублей!
Яркий пример - поселок Рябово Увинского района. Очистные сооружения сданы в эксплуатацию в середине 80-х годов, то есть относительно новые. Но сейчас они буквально по кирпичу разобраны, даже помещения уже нет! Из-за их отсутствия бытовые стоки поселка Рябово по открытому каналу сбрасываются в водный объект.
Отмечу противоположный пример - очистные сооружения г. Ижевска. Объект работает практически на пределе проектной мощности. В ближайшие годы может возникнуть серьезная проблема: построится несколько десятков домов в г. Ижевске - и городские очистные сооружения с объемами стоков не справятся… Несмотря на это, «Ижводоканал» по качеству эксплуатации можно поставить в пример не только в масштабах Удмуртии, но и России.
Второй пример - Камбарские очистные сооружения. Казалось бы, самые современные очистные сооружения, сотни миллионов рублей вложено в их строительство в рамках реализации программы по уничтожению запасов химического оружия. Превышение по загрязняющим веществам, определенное лицензией, составляет десятки, а в иные периоды – сотни раз! Оговорюсь сразу, биологические очистные сооружения г. Камбарки не предназначены для очистки стоков с объекта по уничтожению запасов химического оружия, только для коммунальных стоков. Несколько месяцев бьем тревогу, и вопрос сейчас поднят на федеральном уровне, в Управлении по уничтожению запасов химического оружия. По поручению Капашина на объект приезжали специалисты, в том числе проектировавшие данный объект. Мы должны добиться нормального режима функционирования Камбарских очистных сооружений, чтобы в перспективе они стали показательным объектом либо учебной базой по эксплуатации очистных сооружений.
- Какие еще проблемы актуальны в настоящее время?
- Большую озабоченность вызывают участки, территории продолжительной хозяйственной деятельности, где не принимались природоохранные меры. Яркие примеры – станция Кама и Камбарская нефтебаза.
На станции Кама в настоящее время образовалось «озеро» нефтепродуктов – последствие устаревшей технологии очистки цистерн с мазутом и другими нефтепродуктами, в процессе которой отходы сливались рядом с железнодорожным полотном. Главная опасность в том, что с паводковыми водами нефтепродукты из этого «озера» растекаются по рельефу… Недалеко от указанного места протекает река Кама! Собственник объекта - ОАО «РЖД» - привлечен к ответственности, руководству выдано предписание и предъявлен иск на сумму 3 млн. рублей, но эта сумма корректируется, т.к. общая сумма ущерба составляет около 12 млн. руб.
Второй объект – Камбарская нефтебаза, где происходит накапливание отходов нефтепродуктов в нефтешламохранилищах. Также из-за перелива здесь не исключено загрязнение природных ресурсов в окрестности. Наверняка загрязнены грунтовые воды.
Также актуальна для Удмуртии проблема утилизации попутного нефтяного газа. ПНГ составляют примерно треть от объема загрязнений атмосферного воздуха. При этом в трети случаев ПНГ не горюч, что ограничивает его применение в котельных, газо-поршневых станциях. Единственный способ – обратная закачка в пласт. На трети лицензионных участков нефтедобычи придется безальтернативно применять именно данную технологию. Тема ПНГ обширна, и в одном из ближайших номеров журнала мы рассмотрим ее подробнее.
- Как, по-вашему, много миллионные штрафы способны изменить природоохранную политику хозяйствующих субъектов?
- Проблема не во взыскании денег. Наша задача – добиться устранения источника загрязнения и проведения природовосстановительных работ. При этом исковые требования могут быть зачтены в выполнение природоохранных мероприятий.
К примеру, Балезинскому спиртзаводу Управлением Росприроднадзора за нарушение природоохранного законодательства был предъявлен иск на 4 млн. рублей. Руководство предприятия вышло с предложением о проведении природоохранных мероприятий и приобретении в счет этих средств необходимого оборудования. Мы пошли навстречу.
- Владимир Михайлович, российское законодательство в области экологии и охраны окружающей среды в последнее время претерпело ряд изменений. В одном из прошлых номеров мы говорили о Постановлении Правительства №309-ФЗ. Какие еще документы были приняты в последнее время?
- В марте 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».
Документ устанавливает процедуру утверждения списков конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, учитывает изменения, произошедшие в законодательстве Российской Федерации за последние годы. Ранее в 2008 г. правительством было также утверждено Положение о государственном экологическом контроле, разработанное Минприроды России, которым были определены порядок проведения данного вида контроля, меры реагирования в случае выявления нарушений в сфере охраны окружающей среды.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 285, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В Перечень, согласно документу, вошли объекты хозяйственной и иной деятельности, находящиеся в ведении Российской Федерации - объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, федеральному транспорту, линиям связи; объекты, связанные с использованием атомной энергии, обеспечением обороны и безопасности государства; объекты, расположенные на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. Также в перечень включены объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащей особой охране территории, включенные в списки всемирного культурного и природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, а также природные комплексы, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации; природные объекты Байкальской природной территории и др. Кроме того, в документ вошли объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды; объекты, подлежащие государственному контролю за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и др.
PS. В процессе верстки номера поступила информация из Управления Росприроднадзора по УР относительно работы очистных сооружений объекта по уничтожению запасов химического оружия в г. Камбарка. В настоящее время Управлением проводится внеплановые мероприятия по водному контролю. Химические анализы образцов сточных вод с очистных сооружений превышения концентраций загрязняющих веществ не выявили. Эту ситуацию В.М. Григорьев прокомментировал так: «Не всегда для решения проблемы очистки стоков нужны значительные средства. В отдельных случаях достаточно привести работу в порядок».
Статистика
Рапота Григорий Алексеевич, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе:
Практически на всей территории Приволжского федерального округа очистные сооружения, построенные еще в 70-х годах прошлого века, устарели и требуют замены или капитального ремонта. В округе из 1337 населенных пунктов с центральной канализацией 504 (38%) не имеют очистных сооружений или эксплуатируют их в аварийном состоянии, 857 промышленных предприятий сбрасывает в открытые водоемы неочищенные или недостаточно очищенные стоки. Большой объем сбросов отмечается в Пермском крае (загрязнение р. Кама), В Оренбургской области (сброс технических вод в р. Блява), в Республике Мордовия и Пензенской области (реки Сура и Мокша).