В Татарстане возрождают популяцию краснокнижных птиц
Шадриков Александр Валерьевич
министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Проект Минэкологии Республики Татарстан по реинтродукции соколов-балобанов вошел в тройку лидеров премии «Хрустальный компас», так называемого географического «Оскара».
- Александр Валерьевич, расскажите, что это за проект? Почему был выбран именно сокол-балобан?
- Начну с того, что сокол-балобан занесен в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Татарстана, а когда-то он был украшением татарстанского неба.
В Волжско-Камском регионе много веков был привычный ареал обитания этой одной из самых быстрых птиц в мире, однако в последний раз гнездование сокола-балобана на Волге было задокументировано полвека назад в 1974 году. Орнитологи объясняют его исчезновение комплексными причинами, главная из которых — антропогенное воздействие, или человеческий фактор. Поэтому главной целью нашего проекта было вернуть краснокнижную птицу в родные места обитания в Татарстане.
- Кто автор идеи реинтродукции птиц? Как создавался проект и кто его реализует?
- Идея возникла с подачи ученых — заняться восстановлением популяции сокола-балобана в Татарстане предложил ученый-орнитолог, кандидат биологических наук Юрий Павлов.
Сегодня в России возрождение европейской и сибирской популяции соколов — очень актуальная тема. Центров-питомников по разведению балобанов в России несколько, вопросами реинтродукции этой птицы серьезно занимаются на Камчатке, в Алтайском крае. На Урале и в Подмосковье успешно работает в этом направлении Центр реабилитации хищных птиц «Холзан». Мы провели серьезные обсуждения, изучили положительный опыт этого центра и решили взять его наработки за основу.
Проект по восстановлению популяции дикого сокола-балобана в Татарстане реализует региональный общественный фонд содействия охране окружающей среды имени Анатолия Щеповских при Министерстве экологии и природных ресурсов РТ. Наш проект стал победителем конкурса грантов «Формула хороших дел», который проводит компания «СИБУР».
Минэкологии РТ полностью сопровождает весь процесс, а региональное отделение Русского географического общества в Татарстане занимается его координацией, также проект был поддержан КФУ – студенты этого вуза стали нашими волонтерами.
- В каком районе Татарстана и как проводится работа по восстановлению популяции сокола-балобана?
- Для реализации был выбран участок в Камско-Устьинском районе Татарстана. Выбор этот не случаен, в последний раз балобана видели в этих же местах, правда, гнездование было на другом берегу Волги, в Саралинском участке Волжско-Камского государственного заповедника.
Но охотиться птица прилетала именно в Камское Устье. Поэтому в начале июня десятерых птенцов сокола-балобана, выведенных в Рязанской области и в Подмосковье специалистами центра «Холзан», с максимальными предосторожностями привезли в Камско-Устьинский район. Для них выстроили два хэка. Это искусственные гнезда, установленные на высоте трех метров от земли, чтобы до птенцов не добрались хищники. Кроме того, хэки были обнесены оградительной лентой на расстоянии 3 метров, ведь главной целью проекта было вырастить дикую птицу, а не ручного сокола.
Мы сделали исключение только для волонтеров проекта. Этому есть объяснение, ведь соколят привезли совсем маленьких (возраст птенцов от 28 до 42 дней). Летать и охотиться они еще не умели, поэтому наши волонтеры кормили их дважды в день.
Каждая группа волонтеров была строго проинструктирована: их научили заботиться о птенцах, кормить их, наблюдать, вести журнал наблюдений. Взросление балобанов – процесс достаточно медленный, кроме того, эта птица очень неохотно разводится в неволе и ее сложно отследить из-за высокой скорости, в атаке балобан может разогнаться до 200 километров в час, поэтому наши ученые очень переживали и ждали первого полета своих подопечных.
Несмотря на все сложности, пробный «выход в небо» прошел успешно. Молодые птицы уверенно встали на крыло в конце июня, тем самым доказав, что способны самостоятельно справляться с жизненными задачами. К началу августа балобаны уже самостоятельно добывают себе пищу, практически не возвращаясь в искусственные гнезда, то есть они адаптировались в дикой природе.
Все соколы окольцованы, и специалисты смогут отследить движение своих подопечных, изучить их поведение и повадки. Орнитологи пока не могут с уверенностью сказать, улетят ли балобаны зимовать на юг, однако надеются, что, даже если улетят, в апреле снова вернутся в Татарстан и совьют здесь гнезда. Дело в том, что сокол-балобан мало того, что очень быстро летает, он еще и крайне выносливый и может улететь даже в другую страну. Центр «Халзан» документировал случаи, когда птицы, выпущенные в России, прилетали в Казахстан и даже в Иран.
Однако, как я уже говорил, ученые очень надеются, что хотя бы часть новых обитателей камско-устьинских просторов осядет в Татарстане. Для этого и было выбрано место с богатой кормовой базой, достаточно уединенное, в их историческом ареале.
- В чем, по Вашему мнению, значение этого проекта для Республики Татарстан?
- Мы считаем, что это уже большой успех — реализация проекта и выпуск этого редкого вида в нашу экосистему. Надеемся, что сокол-балобан вернется в татарстанское небо, и биоразнообразие в республике продолжит расти. Ведь сейчас мы уже видим большие успехи по поддержанию краснокнижных видов животных. Также растет популяция и других видов: лося, благородного оленя, косули. В этом году впервые за много лет в список регулируемых видов попала рысь.
Реализация проекта также необходима и для возможности возрождения традиций соколиной охоты. В марте 2022 года экспертный совет при Министерстве культуры Татарстана включил соколиную охоту в республиканский Каталог объектов нематериального культурного наследия Республики. А в декабре Минкультуры РФ внесло традиции русской соколиной охоты в Реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.
Важно отметить, что в этом проекте наглядно продемонстрирован пример успешного взаимодействия власти (Министерство экологии), бизнеса (компания «СИБУР»), науки (ученые-орнитологи, КФУ) и общества (волонтеры).
Как я уже не раз говорил, именно такая интеграция, где есть научный подход, вовлеченность бизнеса в экологические проекты, активное участие жителей в решении вопросов экологии, способствует реализации ключевых направлений национального проекта «Экология».