Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Рекомендации Росприроднадзора по соблюдению обязательных требований: учет объектов НВОС

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Опубликован Приказ Росприроднадзора от 17.07.2023 № 338 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, связанных с государственным учетом объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)» (далее – Руководство).

В Руководстве содержатся пояснения по соблюдению обязательных требований и рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения их соблюдения, примеры соблюдения, а также пояснения относительно особенностей принятия контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения отдельных обязательных требований. Руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.

Требования по учету объектов НВОС 

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объекты НВОС), подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему.
Государственный реестр объектов НВОС делится на федеральный государственный реестр и региональные государственные реестры.
П. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что объекты НВОС, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору), должны быть поставлены на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в территориальном органе Росприроднадзора (за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
П. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ устанавливает перечень сведений, при предоставлении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учетные сведения об объектах НВОС подлежат актуализации.
П. 11 ст.69.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность по представлению юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в случае прекращения деятельности на объекте НВОС документа, подтверждающего прекращение деятельности, с целью снятия такого объекта с государственного учета.

Нормативные акты

С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах, надлежит руководствоваться:
1) Законом № 7-ФЗ.
2) Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (далее — Критерии № 2398).
3) положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.
4) Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2022  830 (далее — Правила № 830).
5) приказом Минприроды России от 12.08.2022 № 532 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (далее — Приказ № 532).
6) Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, о

Подача заявки для учета

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — заявка), форма которой утверждена Приказом N 532.
Согласно п. 26 Правил № 830 Заявка подается юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения такого объекта.
Вместе с тем согласно п. 28 Правил № 830, в случае если объект расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, заявка направляется в один из территориальных органов Росприроднадзора по месту размещения такого объекта по усмотрению юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 27 Правил № 830, в случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более объектах, заявка направляется в отношении каждого объекта отдельно.
Заявка подается в срок не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов НВОС (п. 2 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 21 Правил № 830 заявка может быть направлена посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Росприроднадзора.

Актуализация сведений

Согласно п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в случаях:
1) замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;
2) реорганизации юридического лица в форме преобразования;
3) изменения наименования юридического лица;
4) изменения адреса (места нахождения) юридического лица;
5) изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя;
6) изменения места жительства индивидуального предпринимателя;
7) изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
8) изменения места нахождения объекта НВОС;
9) изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
10) изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Для актуализации сведений об объекте НВОС в соответствии с п.п. 37, 38 Правил № 830 юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах, надлежит представить заявление, сведения и документы, подтверждающие необходимость актуализации учетных сведений, в территориальный орган Росприроднадзора, включивший сведения об объекте НВОС в государственный реестр.

Заявление об актуализации

Согласно п. 52 Правил № 830 заявление об актуализации учетных сведений об объекте, включенных в государственный реестр, должно содержать:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
2) наименование объекта, поставленного на государственный учет;
3) место нахождения объекта;
4) код объекта в государственном реестре;
5) основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения.
В соответствии с п.п. 7 и 8 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, а также сведения об изменении места нахождения объекта НВОС представляются в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений и дополнительно подтверждаются следующими документами:
1) о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;
2) о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;
3) об изменении места нахождения объекта НВОС.
Учитывая отсутствие установленного законом срока представления юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется представлять указанные сведения непосредственно после наступления таких изменений.
Для обеспечения возможности представления заявления и документов для актуализации сведений об объекте НВОС непосредственно после изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и сведений об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, рекомендуется проводить инвентаризацию до завершения процесса технического перевооружения объекта НВОС с учетом изменения режима его работы и источников загрязнения окружающей среды.

Снятие объекта с учета

Согласно п.п. 11, 12 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, п. 49 Правил № 830 в случае прекращения деятельности на объекте НВОС юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту постановки объекта на государственный учет:
1) заявление о снятии объекта НВОС с государственного учета (далее  — заявление о снятии);
2) копию акта о консервации, ликвидации объекта НВОС.
П. 52 Правил № 830 установлено, что заявление о снятии должно содержать:
1) полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
2) наименование, место нахождения, код объекта в государственном реестре, учетные сведения о котором предполагаются к исключению из государственного реестра;
3) основания и доводы, на основании которых заявитель просит исключить из государственного реестра учетные сведения.
Учитывая отсутствие установленного законом срока по представлению юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями заявления о снятии и сведений о прекращении деятельности на объекте НВОС, рекомендуется представлять указанные заявление и сведения непосредственно после составления акта о консервации или ликвидации объекта НВОС.

Непредоставление сведений и санкции

В случае непредоставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения сведений об объекте в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте, исключения сведений об объекте из государственного реестра, корректировки учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, территориальные органы Росприроднадзора самостоятельно запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия следующие документы:
1) о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;
2) о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;
3) об изменении места нахождения объекта НВОС.
Вместе с тем согласно п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки, а также по предоставлению сведений и документов для актуализации учетных сведений об объекте НВОС ст. 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме того, ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов НВОС.

Особенности для объектов капстроя

С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объектов капитального строительства, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.
Осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства относит такой объект к числу объектов НВОС в соответствии с приведенным в ст. 1 Закона № 7-ФЗ определением объекта НВОС.
Как следствие, у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность по строительству объектов капитального строительства, возникает обязанность по постановке объекта НВОС на государственный учет в государственном реестре.
При этом необходимо учитывать, что постановке на учет в указанном случае подлежит именно объект НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства.
Согласно подп. 3 п. 6 и п. 11 Критериев № 2398 объект НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, может относиться к объектам НВОС III или IV категории в зависимости от продолжительности осуществления деятельности по строительству объекта капитального строительства.
При постановке объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, на государственный учет в заявке указываются даты начала и планируемого завершения строительства.
При составлении акта ликвидации объекта НВОС, на котором осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по строительству объекта капитального строительства, для снятия его с государственного учета в качестве обоснования прекращения деятельности по строительству объекта капитального строительства целесообразно использовать предусмотренное ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Особенности для арендуемых объектов 

С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, хозяйственная и (или) иная деятельность на которых осуществляется на основании договора аренды, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.
Согласно ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
В частности, в случае передачи объекта НВОС в пользование или владение на праве аренды или ином законном основании заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет подает арендатор.
При расторжении договора аренды сведения об объекте НВОС подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ в связи с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС.

Особенности для объектов со сбросом загрязняющих веществ  

С целью соблюдения обязательных требований, связанных с учетом объектов НВОС, при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на которых осуществляется сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в специально отведенные сооружения с последующим вывозом на очистные сооружения канализации организации, осуществляющей водоотведение, юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям надлежит учитывать следующие особенности.
Согласно подп. 19 п. 1, подп. 10 п. 2 Критериев № 2398 осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по производству мяса и мясопродуктов, животных жиров и масла, рыбы, продуктов из рыбы, морепродуктов, растительных жиров и масла, продукции из картофеля, фруктов и овощей (за исключением продукции из сахарной свеклы), молочной продукции является критерием отнесения такого объекта как к I, так и ко II категории в зависимости от осуществления на объекте НВОС сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения или в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Аналогичная норма установлена подп. 22 п. 1 и подп. 28 п. 2 Критериев № 2398 относительно осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по выполнению работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях.
Ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее— Закон N 416-ФЗ) определены следующие понятия:
1) водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
2) централизованная система водоотведения (канализации) — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
3) сточные воды централизованной системы водоотведения — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
4) абонент — физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
5) транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
6) гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Таким образом, при осуществлении на объекте НВОС, подключенном к централизованной системе водоснабжения и не подключенном к централизованной системе водоотведения, деятельности по производству пищевых продуктов, а также при выполнении на таком объекте НВОС работ по убою животных объект НВОС может быть отнесен к числу объектов II категории в случаях, если:
1) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения собственными силами;
2) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, не заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляют вывоз сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения силами сторонней организации, являющейся организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В случае осуществления сброса сточных вод в водный объект отнесение объекта НВОС, на котором осуществляется деятельность по производству пищевых продуктов либо выполняются работы по убою животных, к объектам II категории возможно исключительно в случае осуществления сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты с использованием локальных очистных сооружений, на которых обеспечивается очистка сточных вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Очищенные на локальных очистных сооружениях сточные воды должны соответствовать нормативам, установленным в соответствии с требованиями ст. 35 Водного кодекса РФ  в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», с учетом требований ст. 22, 23.1 Закона № 7-ФЗ.

Все статьи рубрики