Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2020

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Правительство РФ утвердило дорожную карту по введению раздельного сбора отходов (РСО), разработанную Минприроды России. Цель  плана – повысить экономическую эффективность системы обращения с отходами для бизнеса и добиться снижения стоимости платежей для граждан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал
Игошин  Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в сфере экономики  и соблюдением прав  предпринимателей Управления по надзору  за исполнением федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник  юстиции, кандидат  юридических наук

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции руководством Российской Федерации приняты меры к ограничению возможности проведения в 2020 г. контролирующими органами проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В прокуратуре Удмуртской Республики разъяснили особенности осуществления государственного надзора. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал

Для АО «ТАИФ-НК» экологическая безопасность и охрана окружающей среды — обязательные условия успешного функционирования и развития бизнеса. Вопросы бережного отношения к природе руководство предприятия относит к корпоративным приоритетам высшего порядка.
 

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

В Приволжском управлении Ростехнадзора проанализировали итоги 2016 года

ПЕТРОВ Борис Германович, руководитель Приволжского управления Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Зона ответственности
Во всех республиках, находящихся под надзором Приволжского управления Ростехнадзора, имеются объекты повышенной опасности, 49 %  из них приходится на восемь промышленных центров.  Опасные объекты I-II классов опасности также присутствуют везде за исключением лишь трех муниципальных районов. В Нижнекамске, Альметьевске и Казани сконцентрировано 43 % всех ОПО I-II классов опасности, действующих на территории Приволжского управления.  
Очевиден уровень потенциальной опасности, который представляют все эти объекты.  Почти 11,5 тысяч проверок, проведенных инспекторами Приволжского управления Ростехнадзора, выявили более 45,7 тысяч нарушений,  деятельность 73 предприятий была приостановлена. В 2016 г. на юридических и должностных лиц было наложено 3,3 тысячи штрафов на сумму более 65 млн рублей — это лишь малая доля компенсации за те последствия, которые могли произойти, если бы инспекторы Ростехнадзора не выявили и не предотвратили нарушения.
Суровая действительность
Полностью предотвратить аварийные ситуации в прошлом году не удалось. Более того, по сравнению с 2015 г. их стало больше:  17 аварий (13 — в 2015 г.), 16 несчастных случаев (14 — в 2015 г.), девять из них со смертельным исходом (семь — в 2015 г.), 88 инцидентов (60 — в 2015 г.). 
Так, 27.10.2016 г. произошла авария, повлекшая несчастный случай со смертельным исходом с крановщиком ООО «ППП «Абсида» (Москва) на выделенном участке филиала «Чебоксарская ГЭС» ПАО «РусГидро». При проведении погрузочных работ автомобильный кран упал с коммуникационного моста водосливной плотины с высоты около 13 метров в воду.
На Федеральном казенном предприятии «Казанский государственный казенный пороховой завод» в прошедшем году произошло три аварии, одна из которых случилась 21.12.2016 г. После окончания технологической операции произошло возгорание мешка продукта с выделением большого количества газообразных продуктов горения, в результате произошло разрушение здания. В итоге пострадали две женщины: 1990 года рождения (она погибла) и 1988 года рождения, (получила тяжелую степень повреждения здоровья).
За 2011-2016 гг. на опасных производственных объектах ПАО «Химпром» произошло три аварии, в результате которых пострадало восемь человек. Материальный ущерб от аварий составил более 1 млн рублей, не считая недопроизведенной продукции. Также за данный период зарегистрировано 22 инцидента на опасных производственных объектах. Проведенный анализ состояния промышленной безопасности на ПАО «Химпром» указывает на недостаточный контроль со стороны руководства и специалистов общества и отсутствие необходимого финансирования для реализации программ и мероприятий по доведению опасных производственных объектов до требований, установленных нормативными правовыми актами.

Причины аварий
Каковы причины аварий, кроме отсутствия надлежащего контроля и недофинансирования? В регионах ответственности  Приволжского управления Ростехнадзора 2660 предприятий обязаны иметь лицензию.  На 2578 предприятиях это правило выполняется. В связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности у 928 предприятий появилась обязанность переоформить лицензию. Попытка переоформления у 234 предприятий в 2016 г. не удалась. Каждый отказ — это несоответствие деятельности предприятия требованиям промышленной безопасности. Из 30 организаций, на которых произошли аварии и несчастные случаи, семь не смогли переоформить лицензии. 
Еще один важный показатель, влияющий как на аварийность, так и на переоформление лицензий, — это износ оборудования, его своевременная диагностика, экспертиза и обновление. К сожалению, даже достаточно благополучные предприятия вопросы диагностирования решают  недостаточными темпами.  
Еще одна проблема — экспертиза промбезопасности. На предприятиях часто происходит продление срока эксплуатации технических устройств. Многие из них продлевают по три и более раз, превышая все разум-ные сроки эксплуатации. Именно на таких предприятиях чаще всего и происходят аварии. Кроме того, это влияет на  производительность и эффективность производства. С другой стороны, есть много ТУ, которые могут эксплуатироваться продолжительное время, не изменяя своих параметров. Как правило, это показывают результаты первой экспертизы промбезопасности, но при этом каждая следующая назначается через один-два года. Эффекта от таких экспертиз мало, они приводят  к дополнительным затратам предприятий. Необходим дифференцированный подход, исходя из отраслевой специфики и особенностей технических устройств.
Спасателей надо готовить
Еще один немаловажный фак-тор,влияющий на предупреждение аварий — это наличие и подготовка штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований.
Необходимость их создания или заключения договора со штатными аварийно-спасательными формированиями прописана в ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. п. № 116-ФЗ. Они должны создаваться (или иметь договор со штатными аварийно спасательными формированиями) во всех организациях, имеющих в своем составе ОПО, особенно это касается декларируемых объектов.
Каждое такое формирование — это специально обученные и аттестованные люди, обладающие спе-циальными навыками и подготовкой, специально экипированные и аттестованные. Это требует значительных затрат предприятий. Но не везде такие формирования обеспечивают необходимый уровень безопасности. Практически при каждой проверке Ростехнадзором проводятся учебные тревоги. В 2016 г. более половины формирований получили неудовлетворительные оценки.
Причины разные: незнание в полном объеме членами нештатных аварийно-спасательных формирований порядка своих основных действий, недостаточность физической подготовки персонала предприятия, включенного в состав нештатных аварийно-спасательных формирований, отсутствие контроля за состоянием аварийно-спасательного оснащения.
Необходимо повысить качество проведения теоретической и практической подготовки членов аварийно-спасательных формирований, а также ужесточить требования к допуску штатных формирований к участию в ликвидации аварий.
В настоящее время аттестация спасателей АСФ (аварийно-спасательных формирований) и НАСФ (нештатных аварийно-спасательных формирований), привлекаемых к обслуживанию опасных производственных объектов, проводится в комиссиях, образованных при Минэнерго и Минпромторге, для которых обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и определение готовности эксплуатирующих организаций к авариям на таких объектах не является профильным направлением. На всю Россию существует только один центр подготовки аварийно-спасательных формирований в г. Новомосковске. По мнению надзорного органа, основной недостаток этой подготовки в том, что людей готовят к решению общих задач, но они не всегда знают специфику своего предприятия, что приводит к ошибкам при практической работе.
В Приволжском управлении Ростехнадзора считают, что аттестационную комиссию для  аварийных формирований, работающих на ОПО, целесообразно образовать под эгидой Ростехнадзора. Это позволит профессионально и объективно оценивать готовность формирования к действиям по ликвидации аварии на конкретных ОПО. Одновременно можно было бы создать свой специализированный центр подготовки штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований, например, используя уникальную базу учебно-тренировочного полигона, расположенного на территории промышленной зоны ПАО «Нижнекамскнефтехим».  

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Надзор за маломерными судами

МЧС России подготовило проект постановления Правительства РФ «Об утверждении положений о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, государственном контроле (надзоре) за пользованием маломерными судами, классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал