Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

В погоне за сверхприбылью предприятия резко снижают затраты на безопасность

 
УКРАИНСКИЙ  Олег Вячеславович, руководитель  Государственной инспекции труда в Удмуртской  Республике

УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович
руководитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

– Олег Вячеславович, эксперты констатируют: с одной стороны, на многих предприятиях оборудование износилось, с другой — работодатели уделяют все меньше внимания вопросам обеспечения охраны труда на производстве. Так ли это на самом деле?
– Правительством РФ определены основные целевые показатели эффективности реализации государственной политики в области охраны труда: сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев на производстве; снижение удельного веса работников, занятых в условиях, неотвечающих санитарно-гигиеническим нормам; сокращение доли промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда.
Сфера нашей деятельности — трудовые взаимоотношения работодателя и работника. Это отношения, которые являются основой, фундаментом для всего остального, чем жив человек. Взаимоотношения складываются тяжело, особенно в малом бизнесе. На многих предприятиях Удмуртии идут изменения и, к сожалению, не всегда позитивные. В первую очередь, это заметно по отношению к системе безопасности труда. Когда у предпринимателя есть возможность извлечь сверхприбыль с изготовления новой продукции, то отношение к безопасности уходит на десятый план, в результате — травмированные и даже погибшие работники. Сложно говорить, в какой ситуации находятся сегодня предприятия, но она явно далека от тех требований, которые предъявляются законом. 

Если опираться на данные статистики, то ситуация, по сути, двойственная. С одной стороны, сведения об абсолютном количестве погибших на производстве в результате несчастных случаев свидетельствуют об устойчивой тенденции к их уменьшению. Если в 2006 году на производстве погибло 43 человека, то к концу 2012 года, по данным Гострудинспекции в УР (ведется учет абсолютно по всем случаям во всех отраслях) — 21, то есть в два раза меньше.
С другой стороны, к началу 2012 года по данным Удмуртстата относительное количество работников, занятых в условиях, не соответствующих гигиеническим требованиям в целом по УР, составило чуть более 30 %. В прошлом году и в позапрошлом — 26 %. Цифры говорят о тенденциозном ухудшении условий труда наших работников, несмотря на то, что сведения статистики, характеризующие состояние условий труда, учитывают приблизительно 40 % хозяйствующих субъектов.
Это тенденция, которая может свидетельствовать о некой напряженности. Практика надзора показывает, что в ряде случаев в официальную статистику попадают работники, которые получают компенсации за работу во вредных условиях труда, а в действительности их условия труда являются оптимальными или допустимыми. Однако им все равно предоставляются компенсации, так как работодатели опираются на списки профессий, утвержденные в далеком 1974 году, а результаты аттестации на этих рабочих местах свидетельствуют о нормальных условиях труда. Но при этом работодатель, боясь социального напряжения, оставляет за ними компенсации или направляет сведения о них в статистические отчеты. Сегодня органы власти проводят серьезные мероприятия, чтобы исключить такой подход. Если условия труда действительно неудовлетворительные и подтверждены результатами проведенной аттестации, работники должны получать компенсации, а работодатель разрабатывать мероприятия по улучшению условий охраны труда. Но если условия оптимальны и допустимы, то надо делать соответствующие выводы.

– Как Госинспекция труда в УР защищает права и здоровье жителей региона?
– Мы осуществляем федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
Второй год подряд Минэкономразвития РФ вносит в Правительство аналитический доклад о результатах проверок по 38 видам надзора и контроля. И с точки зрения интенсивности надзора второй год подряд Федеральная инспекция труда занимает твердое первое место среди других ведомств. 
За 11 месяцев 2012 года проведено более 1200 проверок, рассмотрено более 100 обращений граждан с жалобами на несоответствие условий труда требованиям безопасности, проведено расследование 140 несчастных случаев, проконсультировано свыше 1,5 тыс. работников и работодателей по вопросам сохранения жизни и здоровья работников. В среднем около 60 надзорных мероприятий приходится на одного инспектора.
Но надо понимать, что трудовая инспекция — не гроза для работодателей. Мы не ставим задачу устрашения, а лишь отслеживаем соблюдение норм трудового законодательства и принимаем меры к устранению несоответствия действий работодателя требованиям закона. Если нарушаете закон, значит, будете наказаны, а если появились сложности с применением тех или иных норм, мы в пределах своей компетенции всегда поможем разрешить любую проблему, по крайней мере, дадим направление, по которому следует двигаться в рамках закона. Любой руководитель должен понять, что инспекция труда является для него партнером, а не оппонентом.
Инспекция провела свыше 200 информационных мероприятий, в том числе  в районах республики, принимала участие в совещаниях, проводимых республиканскими и муниципальными органами власти. В Государственной инспекции труда в УР работает телефон «горячей линии», консультационный пункт (включая выходные дни), функционирует официальный сайт, где есть рубрика «вопрос-ответ», такие же рубрики есть и в печатных СМИ. Каждый работодатель и его работник получили возможность позвонить нашим специалистам и получить оперативную консультацию по интересующим вопросам, не выходя из дома, в том числе посредством аудиовизуальной связи Skype. Также свой вопрос можно  оставить на сайте Государственной инспекции труда в УР,  через МФЦ. В I полугодии на базе ИжГТУ мы откроем Экспозиционный информационный центр, который станет самой большой информационной площадкой для всех категорий работников, работодателей, органов власти по вопросам в сфере труда от г. Калининграда до г. Ижевска. Любой жителей нашей республики найдет ответ на свой вопрос через информационные киоски «Трудовое право от А до Я», а за разъяснениями может обратиться к специалистам. Кроме этого, в нем будут представлены современные средства защиты.

– Каковы результаты таких проверок?
– Одним инспектором выявляется около 500 нарушений, выдается свыше 60 предписаний. 96 % предписаний исполняются, и это считается достаточно высоким показателем.
Если посмотреть на результативную составляющую инспекторов труда в целях снижения уровня травматизма, можно констатировать, что ими был принят ряд конкретных мер по пресечению и локализации выявленных правонарушений. Свыше 1100 должностных лиц и юридических лиц привлечено к административной ответственности за нарушение трудового законодательства в виде штрафа на общую сумму более 5 млн руб. Инспекторы труда осуществили приостановку около 40 единиц оборудования, вынесли запреты на использование около 1500 несоответствующих требованиям норм средств индивидуальной защиты, особенно тех, которые не имеют соответствующих сертификатов, отстранили от работы более 1300 работников как не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. В итоге работодателями более активно проводится работа по разработке и реализации мероприятий по охране труда. По требованию госинспекторов труда были восстановлены права около 50 тыс. работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, более 13 тыс. должностных лиц хозяйствующих субъектов прошли обучение по охране труда, около 900 организаций и предприятий республики провели аттестацию рабочих мест с целью оценки условий труда на 40 тыс. рабочих местах своих сотрудников. Для сравнения, в 2007 году 111 организаций провели аттестацию рабочих мест, в 2008 — 142, в 2009 — 161, в 2011 — 300. По результатам проведения аттестации рабочих мест порядка 20 тыс. работников обеспечены в соответствии с нормативами средствами индивидуальной защиты, свыше 8 тыс. работникам установлены гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, что значительно выше показателей прошлых лет.

– Достаточно ли таких ревизий?
– К сожалению, нет. Практически каждая проверка заканчивается обнаружением большого числа недостатков. А значит, в идеале инспектор должен через несколько месяцев вернуться на предприятие, чтобы лично удостовериться, что все недочеты устранены. 
Если в среднем на одного инспектора труда приходится около 3 тыс. хозяйствующих субъектов УР, то в день госинспектор должен проверить 12 организаций. Однако при нынешней численности инспекторов обеспечить реализацию этого правила в полном объеме невозможно, даже с учетом использования инспекциями труда новейших технологий, автоматизации рабочего места инспектора.

– Каким отраслям и предприятиям уделяется наибольшее внимание?
– Больше внимания уделяется тем, где существует угроза жизни работников. Прежде всего, это организации с вредными и опасными условиями труда, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, обрабатывающих производств, организации строительства, транспорта и связи.
Так, в течение 2012 года проведено свыше 600 проверок в вышеуказанных отраслях. По их результатам выявлено более 6000 нарушений трудовых прав работников, выдано свыше 600 обязательных для исполнения предписаний, возлагающих обязанности по устранению выявленных нарушений. Кстати, при этом установлено, что одной из основных причин нарушения трудового законодательства является его незнание, а также правовой «нигилизм» работодателей и работников.

– Эксперты отмечают: аттестация рабочих мест в нашей стране идет крайне медленно. Почему, на ваш взгляд, работодатели так безответственно относятся к этому процессу?
– Прежде всего, потому, что не все руководители осознают его важность. По закону, эта процедура должна проводиться один раз в пять лет. Специалисты, проводящие аттестацию, выявляют вредные или опасные производственные факторы. А их — великое множество: от ненадлежащего освещения и наличия магнитных полей до вибрации и присутствия микроорганизмов. Результат аттестации не только позволяет контролировать условия труда, но и определять, каким работникам необходимо пройти медосмотр, кого нужно обеспечить средствами индивидуальной защиты, а кому — предоставить льготы за вредные условия. Пытаясь снизить финансовые затраты, работодатели нередко упрощают саму схему проведения аттестации, привлекают те структуры и организации, которые в принципе не имеют права этим заниматься.

– Как мотивировать работодателей в необходимости проведения аттестации?
– Необходимость проведения аттестации — не воля предпринимателя, а законодательно закрепленная обязанность. Поскольку есть закон, значит, его надо выполнять, и не важно, кто ты — бизнесмен, у которого работают 1-2 человека, или руководитель предприятия, где трудятся 1000 сотрудников. Подход к надзорной деятельности у нас независит от того, крупный это завод или маленькая фирма. Руководитель должен осознавать: безопасные условия труда берегут здоровье работников, и они меньше болеют, им реже приходится перечислять различные компенсационные выплаты, предоставлять дополнительные отпуска. Потери от травматизма в экономике — порядка 10 % ВВП. Для предприятий, где аттестация рабочих мест проведена, появляются основания для корректировки, меняется система отчислений в фонд социального страхования в выгодную для них сторону. Инспекции труда, в свою очередь, осуществляют проект «Декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и декларирование деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников и работодателей». Образцово-показательным предприятиям, которые провели аттестацию рабочих мест,  нет нареканий в сфере охраны труда, где отсутствует задержка в выплате заработной платы, мы выдаем «Сертификат доверия». Обладатель документа на пять лет освобождается от плановых проверок в сфере соблюдения трудового законодательства. Сейчас 31 работодатель Удмуртии получил «Сертификаты доверия». Но есть у нас официальном сайте и список недобросовестных работодателей: это организации с высоким уровнем травматизма, там, где погибли работники по вине руководителей организаций, а также те предприятия, на которые приходится много жалоб от работников, и они признаны обоснованными. Мы рекомендуем жителям Республики при выборе места работы посещать наш сайт.
Отмечу, что «дорога» трудовых отношений должна быть с двусторонним движением, то есть мы не только запрещаем, приостанавливаем, отстраняем, но и награждаем. Мы готовы к сотрудничеству, готовы вместе искать и формулировать ответы на поставленные практикой вопросы, так как знаем данную сферу проблем более глубоко и всесторонне, нежели отдельно взятые предприниматели.

– Что, на Ваш взгляд, еще необходимо сделать государству для улучшения ситуации в сфере охраны труда?
– Сложившаяся ситуация требует продолжения работы по внедрению нового концептуального подхода к организации безопасного труда на рабочих местах и сохранению здоровья работников на основе управления профессиональными рисками. В нашей стране принята концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Много внимания уделяется популяризации здорового образа жизни, содействию трудоустройству женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. Разрабатываются планы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
В целях сокращения травматизма наиболее важно принять решения по проблемам эксплуатации изношенного оборудования на государственном уровне.
Главная же задача — вовлечение в систему управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте основных сторон социального партнерства — государства, работодателей и работников. 

Все статьи рубрики