В КоАП РФ внесены значимые изменения, касающиеся контрольной (надзорной) деятельности
Игошин Виктор Викторович
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики,советник юстиции, кандидат юридических наук
Номер журнала:
Рубрика:
Редакция обратилась в прокуратуру Удмуртской Республики с просьбой разъяснить поправки, внесенные Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
В числе важных новелл — изменение порядка возбуждения дел об административных правонарушениях и назначения административных наказаний при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
До оформления результатов контрольной (надзорной) деятельности возможно возбуждение дела об административном правонарушении в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.ст. 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ (изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности).
В таких случаях должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в течение двадцати четырех часов уведомляет прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
Кроме того, установлен запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия и возбудившим дело об административном правонарушении.
В отношении некоторых видов государственного контроля (надзора) установлены особенности реализации полномочий в указанной сфере.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.21 КоАП РФ, по фактам нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) могут быть возбуждены антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Административный штраф за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, может быть уплачен в размере половины предусмотренной проставлением суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении наказания (за исключением составов административных правонарушений, указанных в ч.1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ).
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, к участию в деле в качестве защитника может быть допущен региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Указанные изменения федерального законодательства будут способствовать укреплению правовой защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере взаимодействия с должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.