Организация антикоррупционной политики на предприятии
Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Вопросы организации противодействия коррупции находятся на постоянном контроле органов прокуратуры. В последние годы все больше внимания привлекает к себе проблема коррупции на предприятиях. Результаты проверок показывают многочисленные нарушения со стороны предприятий на данном направлении.
Статистические показатели
Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 84 нарушения коррупционной направленности. В целях их устранения внесено 18 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 47 виновных должностных лиц. По 4 постановлениям прокурора к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечено 4 лица. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в органы предварительного следствия направлено 4 материала, по всем возбуждены уголовные дела.
Коррупция в организации может привести не только к уголовной ответственности руководства, но и к подрыву деловой репутации, значительным финансовым потерям, разрушению бизнеса, именно поэтому антикоррупционная политика для бизнеса должна иметь первостепенное значение.
Уголовное преследование неизбежно
Наиболее значимыми результатами прокурорского вмешательства являются материалы проверок, направленные в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании.
Например, по итогам совместного с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Татарстан целевого мероприятия по выявлению и пресечению преступлений прокуратурой установлено, что в целях реализации федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология» организацией заключен гражданско-правовой договор поставки прицепа для катера стоимостью 3 млн руб.
Фактически прицеп изготавливался за 250 тыс. руб. работниками организации стороной по договору на территории собственной производственной базы.
Изготовленный прицеп для катера не соответствовал техническому заданию гражданско-правового договора и являлся технически непригодным для эксплуатации.
По результатам проверки прокуратура направила материалы в следственное управление СК России по Республике Татарстан. Органом предварительного следствия возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере», ч. 1 ст. 285 УК РФ «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы».
Совершенствование правовой базы
Анализ прокуратуры показал, что последние годы характеризуются активизацией в Республике Татарстан мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях, что позволяет сделать вывод о достаточности законодательной базы для реализации необходимых мероприятий.
Государственным Советом Республики Татарстан 30.03.2006 принят Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан».
Во исполнение Закона постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2014 № 512 утверждена Государственная программа «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2023 годы», которая представляет собой систему комплексных мероприятий, обеспечивающих согласованное применение правовых, образовательных, воспитательных, организационных и иных мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации коррупционных правонарушений в Республике Татарстан.
Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе большое количество рисков для организации.
Положениями Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 № 3-ЗРТ «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе предусмотрена возможность применения взысканий к государственным и муниципальным служащим за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан действует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан.
На всех уровнях власти созданы координационные органы в виде комиссий (советов) по противодействию коррупции; определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов; в муниципальных районах и городских округах назначены помощники глав по вопросам противодействия коррупции; определен круг вопросов, курируемых каждым из перечисленных субъектов профилактики коррупции.
Дело всех и каждого
Необходимо отметить, что коррупция в организации может привести не только к уголовной ответственности руководства, но и к подрыву деловой репутации, значительным финансовым потерям, разрушению бизнеса, именно поэтому антикоррупционная политика для бизнеса должна иметь первостепенное значение.
Основным нормативно-правовым актом в вопросе борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно закону противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий включает в себя работу:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействовать коррупции должны институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий.
Обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений распространяется на все организации — вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачи антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием «Антикоррупционная
политика».
В антикоррупционной политике организации могут быть отражены:
- цели и задачи антикоррупционной политики;
- используемые понятия и определения;
- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
- обязанности руководителей и работников, связанные с предупреждением коррупции;
- ответственность работников за несоблюдение положений антикоррупционной политики;
- порядок пересмотра и внесения изменений;
- используемые в организации антикоррупционные инструменты.
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:
- разработка проекта антикоррупционной политики;
- обсуждение проекта и его утверждение;
- информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;
- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;
- анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с названием «Антикоррупционная политика».
Разработка проекта антикоррупционной политики
Разработчиком антикоррупционной политики может выступать должностное лицо или структурное подразделение организации, на которое планируется возложить функции по профилактике и противодействию коррупции.
Помимо лиц, непосредственно ответственных за разработку проекта антикоррупционной политики, рекомендуется активно привлекать к его обсуждению широкий круг работников организации.
Согласование проекта и его утверждение
Проект антикоррупционной политики, подготовленный с учетом поступивших предложений и замечаний, рекомендуется согласовать с кадровым и юридическим подразделениями организации, представителями работников, после чего представить руководству организации.
Итоговая версия проекта подлежит утверждению руководством организации. Принятие политики в форме локального нормативного акта обеспечит обязательность ее соблюдения всеми работниками организации, что может быть также обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры в качестве обязанности работников.
Для обеспечения реализации антикоррупционных мер, принятых в организации, значимым является своевременное информирование ее работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации в сфере противодействия коррупции, установленных ими антикоррупционных стандартах, мерах ответственности за их несоблюдение.
Информирование работников
Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников организации, в том числе посредством оповещения по электронной почте. Рекомендуется организовать ознакомление с политикой работников, принимаемых на работу в организацию, под роспись.
Реализация предусмотренных мер
Утвержденная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности организации.
Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством организации. Руководитель организации, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур.
При разработке и внедрении системы антикоррупционных мер важным этапом является обеспечение распределения функций по предупреждению коррупции внутри организации. В первую очередь, это касается целесообразности назначения отдельных лиц или подразделений, ответственных за антикоррупционную работу.
Рекомендуется обеспечивать систематическое, например, один раз в год, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции.
Оценка коррупционных рисков
При выстраивании эффективной антикоррупционной политики критически важным является понимание того, какие коррупционные правонарушения могут быть совершены работниками данной конкретной организации с учетом специфики ее деятельности, в рамках каких бизнес-процессов такие правонарушения наиболее вероятны, каковы возможные способы или схемы их совершения и к каким последствиям они могут привести.
Основополагающим элементом системного и последовательного подхода к предупреждению коррупции в организации является оценка коррупционных рисков, и именно с нее рекомендуется, по возможности, начинать процесс внедрения антикоррупционных мер.
Организации, планирующей проводить оценку коррупционных рисков, рекомендуется разработать и утвердить приказом руководителя организации собственный порядок (методику) оценки коррупционных рисков, учитывающий специфику данной организации: сферу ее деятельности и уставные цели, характер взаимодействия с государственными органами и иными регулирующими инстанциями, наличие или отсутствие внешнеэкономической деятельности и иные факторы.
Предупреждение и выявление конфликта интересов
Одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов.
Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе большое количество рисков для организации.
Рекомендуется разработать соответствующие меры, связанные с порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Высокая значимость данного инструмента обусловлена тем, что его использование позволяет выявить ситуацию, непосредственно предшествующую совершению коррупционного правонарушения, и своевременно принять надлежащие меры реагирования.
Объектом регулирования в данном случае является ситуация, при которой работник получает возможность использовать предоставленные ему организацией полномочия и ресурсы не для выполнения своих трудовых обязанностей и способствования достижению целей организации, а для получения непредусмотренной выгоды для себя или для лиц, связанных с ним родственными, имущественными или иными отношениями
При определении наличия или отсутствия конфликта интересов учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) наличие личной заинтересованности;
2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;
3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует помнить, что этот процесс требует участия как работодателя, так и работников.
Ключевыми элементами такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.
1) Предупреждение конфликта интересов предусматривает:
- проработанную систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения подарков от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);
- внедрение проверочных процедур при принятии кадровых решений и при распределении обязанностей на предмет возможности возникновения конфликта интересов.
2) Выявление конфликта интересов может включать:
- декларирование работником наличия у него определенных (личных) интересов; такое декларирование может осуществляться при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно (непосредственно в случае возникновения определенных ситуаций);
- самостоятельное выявление ситуаций конфликта интересов подразделением (работниками), ответственным за предупреждение коррупции в организации, путем сопоставления информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися различных государственных и коммерческих базах данных (например, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и т.п.). При наличии возможности рекомендуется разработать в организации специализированное программное обеспечение, направленное на выявление конфликта интересов.
3) Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:
- усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;
- отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;
- ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;
- перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;
- предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.
Антикоррупционные стандарты
Одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения.
Внедрение системы антикоррупционных стандартов направлено на решение двух основных задач:
1) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его попаданию в ситуацию конфликта интересов;
2) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.
Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в локальных нормативных актах организации. Работников следует ознакомить с ними под роспись.
Процедуры, направленные на предупреждение коррупции, могут быть установлены в различных локальных актах, например, кодексе деловой этики. Он может быть посвящен только антикоррупционным стандартам, а может включать и иные рекомендации по поведению работников организации, например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т.д.
Доступность информации
Для обеспечения реализации антикоррупционных мер, принятых в организации, значимым является своевременное информирование ее работников и контрагентов о существующих локальных нормативных актах организации в сфере противодействия коррупции, установленных ими антикоррупционных стандартах, мерах ответственности за их несоблюдение.
Источником информирования работников периодически должно выступать руководство организации с тем, чтобы подчеркнуть значимость соблюдения установленных в организации антикоррупционных мер.
Для работников организации и ее контрагентов следует обеспечить свободный и удобный доступ к информации о реализуемых мерах по предупреждению коррупции. В частности, рекомендуется предусмотреть специальный раздел, посвященный противодействию коррупции, на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, у работников должна быть возможность в случае необходимости получить совет по применению действующих локальных антикоррупционных актов организации в реальных жизненных ситуациях. Консультирование может проводиться как очно при личном обращении работников к ответственным лицам, так и посредством использования горячей линии или электронной приемной, воспользовавшись которыми, работник сможет получить оперативную консультацию по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционной политики. Во всех случаях необходимо обеспечить соблюдение конфиденциальности индивидуальных консультаций.
Одновременно рекомендуется обеспечивать систематическое, например, один раз в год, обучение работников организации по вопросам противодействия коррупции. Обучение работников организации может осуществляться путем их направления в образовательные организации, реализующие программы по антикоррупционному обучению, либо самостоятельно.
Связь с правоохранительными органами
Одним из важных показателей приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения является обеспечение сотрудничества с правоохранительными органами, которое может быть реализовано в рамках нескольких направлений:
1) организация может принять на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (работникам организации) стало известно;
2) организации следует принять на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций
в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения;
3) в случае обнаружения признаков коррупционных правонарушений организации следует обращаться в соответствующие правоохранительные органы.