В фокусе внимания прокуратуры – права предпринимателей на поддержку и защиту
Игошин Виктор Викторович
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, к.ю.н.
Номер журнала:
Рубрика:
Прокуратурой Удмуртской Республики большое внимание уделяется вопросам соблюдения гарантированного субъектам малого и среднего предпринимательства права на получение финансовой поддержки. Средствами прокурорского реагирования обеспечивается дальнейшее формирование благоприятного делового климата и избавление от излишнего внимания контролирующих органов.
Права на гранты
Прокуратурой Удмуртской Республики регулярно проводятся совместные приемы субъектов предпринимательства и тематические встречи с представителями бизнес-сообщества. В числе обсуждаемых тем — получение поддержки от государства.
Например, в текущем году в прокуратуре республики проведена встреча с директором Ассоциации «Союз сельхозтоваропроизводителей Удмуртской Республики», представляющей интересы субъектов агробизнеса, по вопросам нарушения прав на получение мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
По итогам рассмотрения поступившего от ассоциации обращения установлено, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики допущено нарушение сроков рассмотрения заявок на получение финансовой поддержки, направленной на устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции, неправомерно исключены из списка допущенные к участию в конкурсном отборе на получение грантов пять крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих статус юридического лица.
Эти обстоятельства стали основанием для внесения прокуратурой республики заместителю председателя Правительства УР – министру сельского хозяйства и продовольствия республики представления об устранении нарушений закона.
По результатам рассмотрения представления министерством все пять крестьянских (фермерских) хозяйств допущены к участию в конкурсном отборе на получение государственной поддержки. Принято решение о выделении гранта крестьянскому (фермерскому) хозяйству Шарканского района — из бюджета Удмуртской Республики ему перечислен грант в размере 2 880 000 рублей. Начальник профильного подразделения министерства привлечен к дисциплинарной ответственности.
Своевременность исполнения обязательств
Еще один вектор деятельности прокуратуры — укрепление законности в сфере расчетов с субъектами предпринимательства по государственным и муниципальным контрактам. Созданию благоприятного делового климата в регионе не способствует практика несвоевременного исполнения государственными и муниципальными заказчиками финансовых обязательств по оплате выполненных предпринимателями контрактов.
Для решения возникающих вопросов используется потенциал межведомственной рабочей группы при прокуратуре республики.
В частности, на состоявшемся в марте 2021 г. расширенном заседании межведомственной рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности с участием регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей, правоохранительных органов, профильных министерств и ведомств рассматривались вопросы состояния законности в сфере осуществления расчетов по государственным и муниципальным контрактам. Исходя из причин образования просроченной бюджетной задолженности перед предпринимателями по исполненным ими контрактам, определены конкретные мероприятия, направленные на ее погашение.
Поддерживается непосредственный диалог с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике, представителями бизнес-сообщества, в том числе Удмуртской торгово-промышленной палаты, региональных отделений Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия».
В текущем году от регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей поступило два обращения субъектов предпринимательской деятельности по вопросам оплаты муниципальных контрактов. По итогам рассмотрения этих обращений глазовским межрайонным прокурором и прокурором г. Сарапула приняты меры реагирования, права предпринимателей на получение от заказчиков денежных средств полностью восстановлены.
По фактам выявленных нарушений законодательства в этой сфере прокурорами в текущем году внесены представления об устранении нарушений закона. По результатам их рассмотрения заказчиками погашена задолженность перед предпринимателями на общую сумму свыше 115 млн рублей.
В частности, Министерством здравоохранения республики в рамках рассмотрения представления прокуратуры республики полностью погашена просроченная бюджетная задолженность перед хозяйствующими субъектами на общую сумму 32,9 млн рублей.
В ходе рассмотрения представления прокуратуры Удмуртской Республики Министерством образования и науки республики и подведомственными государственными казенными общеобразовательными учреждениями полностью выполнены финансовые обязательства перед предпринимателями по государственным контрактам на общую сумму 1,2 млн рублей.
Прокурором Вавожского района в связи с нарушением администрацией этого района срока оплаты выполненных субъектом среднего предпринимательства работ по муниципальному контракту на строительство школы в д. Большое Волково на сумму 77,49 млн рублей главе муниципального образования внесено представление об устранении нарушений закона, в отношении этого должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования нарушения устранены, бюджетная задолженность по контракту погашена в полном объеме, виновное лицо привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Принятыми мерами к началу июня текущего года удалось полностью ликвидировать бюджетную задолженность по государственным и муниципальным контрактам.
Итоги пяти месяцев 2021 г.По итогам пяти месяцев 2021 г. выявлено почти 1 тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, для устранения которых внесено 374 представления, в суды направлено 37 заявлений, опротестовано 320 незаконных правовых актов, по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 223 и 44 лица соответственно. По материалам проверок, направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, органами предварительного расследования возбуждено четыре уголовных дела. |
Защита от излишнего контроля
Прокуратурой Удмуртской Республики обеспечивается комплексная защита предпринимателей от незаконных действий органов контроля (надзора).
При формировании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 г. особое внимание было уделено надлежащему применению поднадзорными контролирующими органами риск-ориентированного подхода, соблюдению моратория на проведение проверок субъектов малого предпринимательства.
Поднадзорными органами контроля планировалось проведение 4290 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (на 2020 г. – 3519). Из проектов планов проверок на 2021 г. прокуратурой было исключено 680 мероприятий по контролю, что составляет 15,8 % от числа проверок, запланированных органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении хозяйствующих субъектов. По итогам этой работы в сводный план проверок включено 3610 проверок.
Вместе с тем прокуратурой республики выявлен факт неправомерного нахождения в плане проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 г. плановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя, относящегося к категории субъектов малого предпринимательства.
Установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в нарушение пп. 7 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 г. № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 г., проведения проверок в 2021 г. и внесении изменений в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не приняты меры к своевременному исключению из плана этой проверки, в ФГИС «Единый реестр проверок» внесены недостоверные сведения об отнесении деятельности индивидуального предпринимателя к категории высокого риска (2 класс).
Указанные обстоятельства явились основанием для внесения прокуратурой республики руководителю этого государственного органа представления об устранении нарушений закона.
Такой же взвешенный подход применяется к оценке предложений контролирующих органов о проведении внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
За прошедший период 2021 г. прокуратурой республики рассмотрено 25 заявлений органов контроля о согласовании внеплановых выездных проверок. В связи с отсутствием оснований для их проведения отказано в согласовании 11 проверок, что составило 44 % от числа заявленных.
Показательный рейтинг
Согласно данным индекса «Административное давление», сформированного аппаратом уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по итогам 2020 г., Удмуртская Республика заняла второе место в рейтинге регионов с наиболее низким уровнем административного давления на бизнес среди субъектов Российской Федерации.
Индекс составлен на основе официальных данных статистики и Единого реестра проверок о результатах контрольно-надзорной деятельности территориальных органов МЧС, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Ростехнадзора, Ространснадзора и Роструда, результаты его объявлены 24.05.2021 г. на XV Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Удмуртия на протяжении трех лет сохраняет лидирующую позицию в указанном рейтинге.
Новый порядок
В рамках масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», устанавливающий с 01.07.2021 г. новый порядок организации и проведения профилактических и проверочных мероприятий, взаимодействия контролирующих органов с прокуратурой.
В связи с этим Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 02.06.2021 г. № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». С учетом положений нового федерального законодательства ведомственным актом определены процедуры рассмотрения прокурорами проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и согласования проведения внеплановых проверочных действий.
Этим приказом утверждены:
- порядок направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок рассмотрения органами прокуратуры Российской Федерации проектов ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий и определения органа прокуратуры для их согласования;
- порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
- типовые формы требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения.
В приказе сохранен территориальный принцип санкционирования внеплановых мероприятий по контролю с учетом компетенции транспортных, природоохранных и военных прокуроров.
Особое внимание уделено вопросам взаимодействия прокуроров с контролирующими органами с использованием государственной информационной системы «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (ЕРКНМ), которая заменит действующий в настоящее время «Единый реестр проверок» (ЕРП). Бумажное делопроизводство исключается.
Данная информационная система позволит в автоматическом режиме фиксировать факты невнесения в нее необходимых сведений, обеспечить прокуроров информацией о деятельности контролирующих органов в целях своевременного реагирования на незаконные действия в отношении хозяйствующих субъектов.
Важно отметить, что осуществление проверочных мероприятий, информация о которых на момент их проведения не внесена в ЕРКНМ, не допускается.