Управление энергонадежностью
Номер журнала:
Рубрика:
Главным образом, создаются механизмы государственного контроля за такими параметрами работы сетевых компаний, как надежность и качество сервиса, которые ранее централизованно не контролировались.
Инструмент модернизации
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» Министерству энергетики Российской Федерации было поручено утвердить Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций.
В начале марта 2010 г. Минэнерго России направило в ФСТ России и Минэкономразвития РФ проект приказа «Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества услуг, реализуемых территориальными сетевыми организациями». Сегодня проект проходит соответствующую процедуру согласования.
Вопрос о том, какие конкретные изменения документ внесет в уже сложившуюся схему деятельности, обсуждался на различных уровнях. Как оценивают разработчики, предлагаемая методика решает ряд ключевых вопросов. Основной из них — модернизация системы взаимодействия потребителей с сетевыми организациями.
Методические указания предназначены для использования регулирующими органами - федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов - при проведении процедур, устанавливающих долгосрочные тарифы. Методические указания также предназначены для организации, управляющей единой национальной электрической сетью и территориальными электросетевыми организациями, для определения показателей надежности и качества оказываемых услуг.
Методические указания содержат две основные группы показателей, направленные на определение уровня надежности оказываемых услуг и уровня качества оказываемых услуг.
Показатели уровня
надежности
Согласно методике, разработанной Минэнерго РФ, уровень надежности услуг по передаче электрической энергии определяется количеством и продолжительностью технологических нарушений, связанных с прекращением либо ограничением в течение расчетного периода регулирования подачи электроэнергии потребителям в точках присоединения их энергопринимающих устройств к электрической сети. В том числе учитывается количество и продолжительность аварий.
Показатели уровня качества
В соответствии с предложенной методикой оценка качества обслуживания потребителей сетевой организацией осуществляется посредством ряда показателей - индикаторов качества. Расчет указанных коэффициентов производится сетевыми организациями по формам, утверждаемым Методическими указаниями, и направляется в регулирующий орган, принимающий решение о применении предложенного регулируемой организацией коэффициента к величине долгосрочного тарифа.
Эксперты прогнозируют, что предложенные Методические указания простимулируют такую важную для отрасли сферу, как госконтроль за операционной эффективностью электросетевых организаций. И, по самым оптимистичным оценкам, принятие документа можно будет назвать одним из качес-твенных этапов в долгосрочной Стратегии развития распределительного сетевого комплекса России.
Данные показатели - индикаторы качества характеризуют:
- полноту, актуальность, достоверность и доступность для потребителей услуг информации об объеме, порядке предоставления и стоимости услуг, оказываемых электросетевой организацией (индикатор информативности);
- степень исполнения электросетевой организацией в установленные сроки всех обязательств по отношению к потребителям услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами и договорами (индикатор исполнительности);
- наличие эффективной обратной связи с потребителями услуг, позволяющей в установленные нормативно-правовыми актами и договорами сроки рассматривать и принимать решения по обращениям потребителей услуг (индикатор результативности обратной связи).
Следует отдельно сказать о параметрах индикатора исполнительности. Они связаны с соблюдением требований нормативно-правовых актов и договорных обязательств при оказании услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства, также касаются выполнения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Параметры индикатора исполнительности затрагивают и такие сферы, как соблюдение требований нормативных правовых актов по поддержанию качества электрической энергии, взаимодействие с потребителями услуг при выводе оборудования в ремонт и (или) из эксплуатации, выполнение нормативных требований по защите персональных данных потребителей.
Методические указания предусматривают ряд параметров индикатора результативности обратной связи. Эти параметры учитывают наличие структурного подразделения электросетевой организации, выполняющего функции рассмотрения, обработки и принятия мер по итогам обращений потребителей услуг. К ним относится степень удовлетворения обращений потребителей услуг, оперативность реагирования на обращения, индивидуальность подхода к потребителям услуг льготных категорий, а также оперативность возмещения убытков потребителям при несоблюдении организацией обязательств, предусмотренных нормативно-правовыми актами и договорами.
Документ содержит образцы форм, используемых для расчета значения показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг. В частности, формы, используемые для расчета значения показателя уровня качества услуг, дают образец расчета значения индикатора исполнительности. Эта процедура учитывает соблюдение требований нормативно-правовых актов Российской Федерации по поддержанию качества электрической энергии. Кроме того - наличие установленной отчетности о проведении периодических измерений показателей качества электрической энергии (ПКЭ) в электрических сетях электросетевой организации. Также учитывается оснащенность понижающих подстанций электросетевой организации постоянно действующими устройствами фиксации отклонений ПКЭ от их нормативных значений.
Эксперты прогнозируют, что предложенные Методические указания простимулируют такую важную для отрасли сферу, как госконтроль за операционной эффективностью электросетевых организаций. И, по самым оптимистичным оценкам, принятие документа можно будет назвать одним из качественных этапов в долгосрочной Стратегии развития распределительного сетевого комплекса России.