Забота об охране окружающей среды является одной из приоритетных задач ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В этом году из-за санитарно-эпидемиологической обстановки предприятию пришлось скорректировать количество мероприятий по охране природы. Тем не менее газовики, как и в прошлые годы, выходили на уборку территорий от мусора, посадку саженцев, проводили работы по благоустройству парков и мест отдыха людей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

«Татнефть» разделяет мировую озабоченность по изменению климата, расширяет периметр добровольной ответственности, участвуя в реализации глобального договора ООН, принципов и целей устойчивого развития. Компания обновила корпоративную экологическую политику, дополнив ее приоритетами по предотвращению изменения климата и снижению углеродного следа, и ставит целью снизить выбросы парниковых газов к 2030 г. на 20 % с дальнейшим переходом  к углеродной нейтральности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ГК «ТАТНЕФТЬ»

08.07.2020 г. Минюстом России зарегистрирован Приказ Росприроднадзора от 29.05.2020 г. № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов 
опасности».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 10 (163), октябрь, 2020
В номере:

Теги

Труд и отдых водителя по закону

ФЕДЯНИН Николай Дмитриевич, руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Ростовской области

ФЕДЯНИН Николай Дмитриевич
руководитель Государственной инспекции труда — главный государственный инспектор труда в Ростовской области

Номер журнала: 

Рубрика: 

Трудовое законодательство, наряду с нормами, распространяющимися на всех участников трудовых отношений, содержит ряд требований и правил, касающихся   водителей.

- Какие факторы в работе водителя являются вредными и опасными? 

- Стоит согласиться, что на водителя любого автомобильного транспорта, будь то легковой либо  грузовой автомобиль, в процессе трудовой деятельности могут оказывать вредные и опасные воздействия самые различные производственные факторы. 
Наиболее актуальны физические и психофизические группы опасных и вредных производственных факторов:
-  движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
-  падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмента);
-  острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента;
-  повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенный уровень шума на рабочем месте;
- повышенный уровень вибрации;
- повышенная или пониженная влажность воздуха;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- отсутствие или недостаточность естественного освещения;
- недостаточность освещенности рабочей зоны;
- физические перегрузки;
- нервно-психические перегрузки.

- Какие требования предъявляются к работодателю для создания безопасных условий труда?

- В соответствии с Трудовым кодексом РФ обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, возлагается на работодателя.
 Работодатель обязан обеспечить:
- эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств (далее эксплуатация транспортных средств) в соответствии с требованиями правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда;
- прохождение работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в соответствии с порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- обеспечение водителей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. При заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование о полагающихся СИЗ;
- обеспечение контроля и организации режима труда и отдыха водителей в соответствии с трудовым законодательством.
 При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается.

- Что можно сказать об уровне травматизма водителей в Ростовской области?  Изменился ли он по сравнению с аналогичным периодом прошлого года? Каковы причины несчастных случаев?

-  С января 2018 г. по сентябрь 2018 г. по оперативным данным ГИТ в Ростовской области  на территории региона зарегистрировано восемь несчастных случаев с водителями автотранспортных средств — из них три тяжелых  случая и пять случаев со смертельным исходом. За период с января 2019 г. по сентябрь 2019 г. зарегистрировано  девять несчастных случаев с водителями автотранспортных средств — из них три тяжелых  случая и шесть случаев со смертельным исходом. 
Основными причинами несчастных случаев являются: 
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение работником  трудового распорядка и дисциплины труда:
- неудовлетворительная организация производства работ;
- прочие причины, квалифицированные по материалам расследования.


Основные нормативные акты:

- Трудовой кодекс РФ. Глава 51 ТК РФ, в которой указаны особенности регулирования труда работников транспорта.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ 
от 06. 02.2018 г. № 59н «Об утверждении Правил по охране труда 
на автомобильном транспорте».
- Приказ Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 г. 
№ 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» и др.


- Какие нарушения чаще всего выявляются при проверках условий труда водителей? В чем причины нарушений? Кто несет ответственность при выявлении нарушений? Какие санкции применяются к нарушителям?

- Систематизированные данные проверок Государственной инспекции труда в Ростовской области в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере автомобильного транспорта, показали, что наиболее распространенными нарушениями, допущенными работодателем  являются:
- несоблюдения режима труда и отдыха водителей; 
- ненадлежащее оформление трудового договора. В трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указывают характер работы);
- необеспечение водителей СИЗ в полном объеме;
- непроведение обучения и поверки знаний требований охраны труда водителей.
 Иногда работодатель игнорирует требования ТК РФ в части проведения медицинского осмотра водителей. Обязательность данной процедуры установлена ст. 213 ТК РФ для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (предварительные — при поступлении на работу и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования)). 
Основными причинами нарушений  трудового законодательства  со  стороны работодателя, на  наш взгляд, является его правовая неграмотность, нежелание выполнять требования трудового законодательства и др. 
В  настоящее  время  большое  значение имеет вопрос об ответственности за нарушение трудового  законодательства, поскольку одним из важных направлений политики социальных и правовых государств, в частности и нашего государства,  является  защита конституционных прав, в том  числе и трудовых прав  граждан. 
Так или иначе за нарушение трудового законодательства предусмотрена административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.  
В зависимости от характера выявленных нарушений к юридическому и  (или) должностному лицу может  быть применена мера административного наказания в виде штрафа или предупреждения, предусмотренного ст. 5.27, ст. 5.27.1 КоАП РФ.

- Но водители сами зачастую нарушают требования охраны труда. Какие нарушения  чаще всего ими допускаются?

- В соответствии со ст. 21 ТК РФ на работника также возлагаются основные права и обязанности, в том числе работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. 
 Часто встречаемыми  нарушениями в области  охраны труда,  допущенными со стороны водителей,  являются: 
- нарушение установленного режима труда и отдыха;
- неприменение  водителем СИЗ ;
- нарушение трудового распорядка и дисциплины труда.

- Вождение автомобиля требует большой концентрации внимания и уравновешенности от человека.  Каким, согласно закону, должен быть режим труда водителей?

 - В соответствии Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восьми часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.


Ответственность за нарушение труда и отдыха водителей ужесточат

С 01.11.2019 г. вступает в силу Федеральный закон  от 26.07.2019 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». 
Законом пересмотрена административная ответственность за перевозку грузов и пассажиров без тахографа, а также за нарушение режима труда и отдыха водителей.
Теперь в КоАП РФ предусмотрены следующие виды административной ответственности за нарушение режима труда и отдыха:
- для водителей — от 1,5 до 2,5 тыс. руб.;
- для должностных лиц — от 7 до 10 тыс. руб.;
-  для ИП — от 15 до 25 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 20 до 50 тыс. руб.
При этом проверяющие органы смогут полностью приостанавливать деятельность организации на срок до 90 суток в случае выявления нарушений.
Кроме того, разграничена ответственность за управление транспортным средством без тахографа (либо с нарушением требований к его использованию) и за выпуск на линию такого транспортного средства.
Водителям за управление без тахографов или их блокировку грозит штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (ранее размер взыскания составлял 1-3 тыс. руб.).
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа (либо с нарушением требований к его использованию) наказывается штрафом: 
- для должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. руб.;
- для ИП — от 15 тыс. до 25 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
От ответственности освободят, если тахограф сломался после выпуска транспорта на линию.


Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, указанных ниже.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

- Сколько должен отдыхать водитель, чтоб восстановить силы?

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.
Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных ст. 113 ТКРФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Все статьи рубрики