Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Техническое расследование аварий и инцидентов

 
Ткаченко  Вадим Михайлович, руководитель Уральского управления Ростехнадзора

Ткаченко Вадим Михайлович
руководитель Уральского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

- Что  такое «Техническое расследование аварий и инцидентов»? Какими нормативными актами регламентируется данный процесс?
- Техническое расследование причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения включает в себя:
- установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорном объекте;
- определение лиц, ответственных за указанные происшествия;
- разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий.
Требования к порядку технического расследования причин аварий и инцидентов на ОПО установлены в Порядке проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном Приказом Рос-технадзора от 19.08.2011 г. № 480 (далее порядок).

Нормативно не установлены требования к разработке Положения о порядке технического расследования и учета инцидентов на опасных производственных объектах.

- Кем осуществляется расследование аварий и инцидентов на ОПО? Какова роль в процессе расследования Ростехнадзора? Какие права имеют сотрудники Ростехнадзора в процессе расследования?
- В соответствии с п. 10 порядка техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Ростехнадзора или ее территориального органа (далее Служба).
Комиссия по техническому расследованию причин аварии назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом Ростехнадзора или ее территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.
В соответствии с п. 33 порядка для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов.

- Каков порядок расследования инцидентов на ОПО?
- Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях, их учета и анализа определяется в пунктах 32-35 порядка.
Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект.

- Каким должно быть содержание порядка расследования причин инцидентов, который разрабатывается организацией? 
- Нормативно не установлены требования к разработке положения о порядке технического расследования и учета инцидентов на опасных производственных объектах.
Порядок организации расследования и учета инцидентов на опасных производственных объектах должен быть включен в положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности (п. 3.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263). 

- Какие мероприятия осуществляются комиссией по техническому расследованию аварии?
- В ходе проведения расследования комиссия осуществляет следующие мероприятия:
- производит осмотр, фотографирование (в цвете), а в необходимых случаях — видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии;
- взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки участвовавших военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и других аварийно-спасательных подразделений, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии;
- опрашивает очевидцев аварии и должностных лиц, получает от них письменные объяснения;
- выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;
- выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования;
- выявляет нарушения требований норм и правил промышленной безопасности, безопасности ГТС;
-  проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям;
- проверяет качество принятых проектных решений и внесенных в них изменений;
- проверяет соответствие области применения оборудования;
- проверяет наличие и исправность средств защиты персонала;
- проверяет квалификацию промышленно-производственного персонала, поднадзорного Службе объекта;
- проверяет наличие договора (полиса) обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- проверяет качество технической документации на эксплуатацию поднадзорного Службе объекта;
- устанавливает причины аварии и сценарий ее (его) развития на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки (расследования);
- определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, безопасности ГТС, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения;
- предлагает меры по устранению причин аварии, а также по предупреждению возникновения подобных аварий;
- определяет в установленном порядке ориентировочный (предварительный) размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей.

Комиссия по техническому расследованию причин аварии назначается в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом Ростехнадзора или ее территориального органа в срок не позднее 24 часов после получения оперативного сообщения об аварии.

- Каковы сроки расследования? В каком случае они могут быть продлены?
- Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объект, гидротехническом сооружении.
Срок расследования может быть увеличен приказом территориального органа Ростехнадзора, назначившим данное расследование, на основании служебной записки председателя комиссии, но не более чем на 15 календарных дней.

- Какими документами оформляются результаты расследования?
- Акт технического расследования — документ, подготовленный (составленный) комиссией по техническому расследованию причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в соответствии с требованиями законодательства и содержащий выводы об обстоятельствах и причинах происшествий, о лицах, виновных в аварии, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инциденте или случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, а также мероприятия по предупреждению аналогичных происшествий. Акт технического расследования является обязательной частью материалов технического расследования.
Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект.
Акт технического расследования также составляется в случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.

- Что ожидает предприятие, на котором произошла авария, после проведения расследования?
- Если в ходе расследования будет установлено, что организация ответственна за нарушения, которые привели к аварии или несчастному случаю в результате аварии, организация будет привлечена к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности (ст. 9.1 КоАП РФ) вплоть до приостановки работы.

Первоочередные мероприятия при возникновении аварии или инцидента

Из Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 11.10.2019 г.)»:

П. 6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент, проводит следующие мероприятия:
1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящему порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в: 
- территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
- вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
- орган местного самоуправления;
- государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
- профсоюзную организацию;
- страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
- соответствующий орган прокуратуры;
Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии, инциденте осуществляется по факсу, электронной почтой или иным способом, обеспечивающим своевременное информирование о происшедшем.
4) принимает меры по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии, инцидента.
5) принимает меры по сохранению обстановки на месте аварии, инцидента до начала расследования их причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии, инцидента и сохранению жизни и здоровья людей.
В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии, инцидента  обеспечивается ее документирование (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись).
6) осуществляет мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии, инцидента  на объекте.
7) принимает участие в техническом расследовании причин аварии, инцидента, принимает меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии, инцидента.
П. 7. Руководитель (или лицо, его замещающее) организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, несет ответственность за невыполнение мероприятий, изложенных в п. 6 настоящего порядка, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оформление результатов расследования инцидента

Из Приказа Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г. «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (с изменениями на 11.10.2019 г.)»:

П. 34. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом по форме, установленной организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе о вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента.
П. 35. Учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 5 к настоящему порядку, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента, и делается отметка об их выполнении.
Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указываются:
1) количество инцидентов;
2) характер инцидентов;
3) анализ причин возникновения инцидентов;
4) принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение в установленные сроки запланированных профилактических мероприятий.

Все статьи рубрики