Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Номер журнала:
Рубрика:
С 1 мая 2009 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с этим документом значительно упрощаются все процедуры, связанные с обеспечением пожарной безопасности. В Техническом регламенте собраны все требования, представленные ранее в разных нормативных документах различного уровня.
ГОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет», кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Севастьянов Борис Владимирович, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Лисина Елена Борисовна, к.т.н., доцент Ганькова Светлана Борисовна, ассистент Хазеев Равиль Минибаевич, к.т.н., доцент |
Закон вводит новое понятие декларации пожарной безопасности. Это означает, что собственники и частные предприниматели теперь будут составлять декларацию о пожарной безопасности с участием пожарного аудитора — специально приглашенного специалиста, который будет разрабатывать систему пожарной безопасности на предприятии. Государственный пожарный надзор (ГПС) будет только проверять эту декларацию на существующее соответствие фактическому состоянию объекта. Результатом введения пожарного аудита должна стать более высокая степень защиты от пожаров, снижение числа погибших, вовлечение всего общества в обеспечение пожарной безопасности, а также уменьшение количества административных барьеров, что позволит предпринимателям почувствовать самостоятельность и ответственность за обеспечение пожарной безопасности.
Если сейчас инспектора ГПС проверяют здания, выносят предписания в случае выявленных нарушений потом следят за их выполнением, то по новым правилам за пожарную безопасность отвечает только собственник. Как пояснил министр МЧС России С.Г. Шойгу, «мы... приходим к декларированию собственной безопасности, то есть мы не будем цепляться за каждую форточку, стул, дверной проем и так далее, но хозяин объекта, хозяин предприятия должен будет сам представить декларацию о том, что его объект безопасен и он берет на себя ответственность за тех людей, которые там работают. В данном случае эта ответственность будет уже уголовной».
Данные правила не распространяются на объекты с массовым пребыванием людей, а также на особо важные предприятия и здания повышенной пожарной опасности. Эти объекты, как и прежде, будут находиться под пристальным вниманием ГПС.
В Техническом регламенте впервые установлены нормы риска от пожара:
• для населения — 10 (т. е. гибель при пожаре не более одного человека на миллион);
• для предприятий — 10.
Знать нормы риска необходимо и работодателю, и гражданам, устраивающимся на работу. Это требование Федерального закона от 30.12.01 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
• информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
При этом риски, в том числе и в области пожарной безопасности, должны компенсироваться не только материальными выплатами, но и быть застрахованными владельцем предприятия в страховой компании.
В Техническом регламенте приведена также классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, которая позволяет собственнику выбрать приемлемый для него способ обеспечения пожарной защиты. В соответствии с Техническим регламентом (ст. 6) считается, что пожарная безопасность объекта обеспечена, если:
- обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, выполнены в полном объеме, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
«При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется» (ст. 6, п. 3).
Собственник объекта, подавая декларацию в уведомительном порядке, определяет, какие требования должны быть выполнены на подведомственном объекте.
Декларация будет включать либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник должен выполнять, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, реализация которых должна обеспечить допустимый уровень рисков, установленный Техническим регламентом.
Процесс независимой оценки будет включать в себя разные процедуры, в том числе:
• анализ выполнения требований законодательных и других нормативных правовых актов, действующих в области обеспечения пожарной безопасности;
• анализ результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных пожарами, на объекте защиты;
• проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности организации, выполнение предписаний органов ГПС;
• проверку наличия в организации необходимых организационно-плановых документов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и обусловленных пожарами;
• анализ подготовленности руководителей и сотрудников организации, а также нештатных аварийно-спасательных формирований в области пожарной безопасности;
• разработку рекомендаций по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных пожарами.
Заказчик независимой оценки рисков, получивший заключение, в котором содержится перечень нарушений требований безопасности и предложения по их устранению, в срок не позднее 3 месяцев с момента получения заключения должен уведомить экспертную организацию и соответствующий орган, уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, о мерах, принятых для устранения выявленных нарушений.
Требования к декларации пожарной безопасности изложены в ст. 64 Технического регламента:
1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
2. В случае, если собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, выполняют требования федеральных законов о технических регламентах и нормативных документах по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень указанных требований для конкретного объекта защиты.
3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством РФ.
5. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей.
6. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
8. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В статье 64 Технического регламента предусмотрена возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара.
С учетом требований ст. 46 Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», до вступления в силу соответствующего технического регламента по пожарной безопасности все ранее принятые требования подлежат обязательному исполнению только в той части, где речь идет о защите жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии с п. 10 ст. 7 ФЗ № 184-ФЗ документы по пожарной безопасности остаются обязательными для применения и исполнения вплоть до момента истечения девяти месяцев со дня официального опубликования принятого Регламента (1 августа 2008 г., «Российская газета»). После этого все нормативные документы по пожарной безопасности будут использоваться как рекомендательные или как доказательная база соответствия требованиям вновь принятого Регламента.
Пожарная безопасность в ОАО "Белкамнефть"
Головков Юрий Аркадьевич, специалист по пожарной безопасности Управления промышленной и экологической безопасности ОАО "Белкамнефть" |
Положительным результатом общей работы всех звеньев системы обеспечения пожарной безопасности явилось недопущение на протяжении последних двух лет пожаров и возгораний на объектах
ОАО «Белкамнефть».
В ОАО «Белкамнефть» проведены все необходимые мероприятия в части соблюдения требований законодательства РФ в области пожарной безопасности, соблюдения противопожарных норм и лицензионных требований. Разработана и успешно функционирует «Система управления промышленной, пожарной и экологической безопасности, охраны труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций». Планомерно ведется работа по выполнению лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а также комплекса мероприятий, направленных на снижение вероятности возникновения пожаров, внедрение современных технологий обнаружения и тушения пожаров.
На выполнение противопожарных мероприятий, на обслуживание систем пожарной автоматики, противопожарного водоснабжения и систем пожаротушения, перезарядку огнетушителей, а также на содержание объектовых подразделений ГПС бизнес-планом предусмотрено более 25 млн. рублей. В целях дальнейшего повышения уровня защиты ОПО от пожаров на предприятии утверждена Целевая программа «Пожарная безопасность ОАО «Белкамнефть» на период до 2010 года».
«Положением о пожарной безопасности» на предприятии утверждена структура системы пожарной безопасности. Одно из ее ключевых звеньев - противопожарная служба, созданная на договорной основе с государственной противопожарной службой МЧС Удмуртской Республики и Республики Башкортостан. Личный состав объектовых пожарных частей обеспечен современной пожарной техникой, специальным оборудованием и снаряжением.
Положительным результатом работы системы обеспечения пожарной безопасности явилось недопущение на протяжении последних двух лет пожаров и возгораний на объектах ОАО «Белкамнефть».
С 1 мая 2009 года вступает в силу Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в котором одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности вводится процедура независимой оценки пожарного риска (аудит пожарной безопасности), выполняемый экспертными организациями, аккредитованными в установленном МЧС России порядке. Оценка соответствия объектов требованиям пожарной безопасности (оценка пожарного риска) предусмотрена в связи с необходимостью разработки декларации пожарной безопасности, установленной статьей 64 указанного закона, и является его главной составляющей. Аудит пожарной безопасности, выполняемый экспертными организациями, является новым эффективным механизмом контроля за исполнением законодательных актов и нормативных документов в области обеспечения пожарной безопасности и направлен на снижение административной нагрузки со стороны государственных надзорных органов.
Проведение независимой оценки пожарного риска позволит предприятию получить полную и объективную информацию о соответствии объектов установленным требованиям противопожарных норм и правил. Специалистами экспертной организации будут разработаны мероприятия по устранению нарушений и приведению объектов в пожаробезопасное состояние.