Татьяна Астрелина: «Важно правильно организовывать надзорную деятельность»
АСТРЕЛИНА Татьяна Николаевна
руководитель Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан
Номер журнала:
Рубрика:
«Гострудинспекция в Республике Башкортостан будет уделять первостепенное внимание вопросам проведения работодателями специальной оценки условий труда. Также нам предстоит нарабатывать практику в рамках новых полномочий — по надзору за надлежащим проведением СОУТ уполномоченными на это организациями. Хочется призвать коллег из инспекций труда других субъектов России делиться опытом организации этой работы на страницах журнала «Промышленная и экологическая безо-пасность, охрана труда», — отметила Астрелина Татьяна Николаевна, руководитель Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан.
— Татьяна Николаевна, какие проблемы в деятельности инспекции и пути их решения Вы видите?
— Работая в отделе по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Прокуратуры Республики Башкортостан, я почти пять лет специализировалась на вопросах соблюдения трудового законодательства. Хорошо знаю плюсы и минусы в деятельности республиканской Гострудинспекции. С большинством сотрудников инспекции постоянно контактировала во время совместных проверок, знаю их деловые качества. Осуществляя ранее прокурорский надзор за деятельностью инспекции труда и особенно приступив к работе в качестве руководителя этого надзорного органа, я вижу, что резервы для повышения эффективности надзорной деятельности у нас есть. Ознакомившись с отчетами о работе за девять месяцев и изучив рейтинг деятельности инспекций труда в субъектах, который ведет ежемесячно Роструд, вижу, что персонал работает менее интенсивно и эффективно, чем в других инспекциях труда. Есть ряд причин, которые мы в силах устранить.
В условиях, когда госинспекторы труда по правовым вопросам заняты рассмотрением многочисленных жалоб и фактически не имеют возможности выйти на плановую проверку, необходимо, чтобы проводящий эту проверку госинспектор по охране труда был «универсальным» специалистом, то есть в должном объеме проверил и сферу деятельности работодателя, не связанную с охраной труда. Эта взаимозаменяемость необходима и когда идет пик жалоб. Сегодня в полной мере не удается соблюсти разграничение инспекторского состава по направлениям деятельности — правовая или охрана труда, а в охране труда — в какой отрасли это специалист. Все это требует не только повышения спроса с работников, но и обучения персонала, правильной расстановки имеющихся штатных единиц и более четкой организации процесса надзорной деятельности в части быстрого реагирования на меняющуюся обстановку, связанную с непредсказуемостью поступления числа жалоб, например, или произошедших несчастных случаев.
В республике снижается производственный травматизм. Однако проведенный анализ показал, что это происходит не так интенсивно, как в целом по РФ. Темпы снижения количества погибших на производстве работников по итогам 2013 года в республике ниже российского показателя почти на 4 %. Также в Башкортостане снижается и число групповых несчастных случаев — но за год их стало меньше лишь на 10 % при российском показателе 16,5 %.
Считаю, что Рострудом перед территориальными органами надзора за соблюдением трудового законодательства совершенно справедливо и своевременно ставится задача работать не по факту нарушений, а опережать и предотвращать их. Один из действенных инструментов в достижении этой цели — проведение плановых комплексных проверок работодателей. И первая часть организации этой работы сделана. План плановых проверок на 2015 год сформирован с учетом состояния производственного травматизма, частоты поступающих жалоб работников в тех или иных видах экономической деятельности и на конкретных предприятиях, статистики долгов по зарплате. Учтены предложения других надзорных органов. Всего в плановом порядке будут проверены 235 работодателей республики. Все плановые проверки — выездные. Чтобы картина соблюдения работодателями республики трудового законодательства была более полной, мы постарались охватить плановыми надзорными мероприятиями различные категории работодателей как по их численности, так и по иным видам экономической деятельности. У работодателей обрабатывающих производств будет проведено 30 % плановых проверок, в строительстве — 14,7 %, чуть меньше в сельском хозяйстве (12 %). Не остались без внимания жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, бюджетные отрасли — образование и здравоохранение.
Однако даже самое лучшее планирование — небезусловная гарантия успеха. Все зависит от того, насколько профессионально и тщательно проведет надзорное мероприятие конкретный госинспектор труда, какие меры он примет по устранению нарушений и наказанию виновных. Например, в условиях, когда Административный регламент исполнения Рострудом государственной функции по осуществлению федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства не содержит перечня вопросов, подлежащих изучению при плановой проверке, каждый госинспектор труда волен сам определять свои объемы работы. В этом плане вижу задачу разработать внутренний документ, регламентирующий как обязательные для изучения при плановой выездной проверке вопросы, так и сам порядок работы госинспектора труда в ходе плановой проверки.
Необходимо развивать формы и методы сотрудничества с работодателями, совершенствовать информирование работодателей, работников по вопросам правовой пропаганды, надзорной деятельности инспекции труда. Как можно больше результатов проверок должны найти отражение в средствах массовой информации. Пусть, изучая итоги плановых и других проверок, работодатели получат возможность учиться на чужих ошибках.
— Что изменилось в деятельности инспекции труда в связи с появлением СОУТ?
— 2014 год знаменателен тем, что Государственные инспекции труда отрабатывали механизмы надзорной деятельности по вопросам специальной оценки условий труда, пришедшей на замену аттестации рабочих мест. На момент вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Республике Башкортостан количество аттестованных рабочих мест составляло 62 %. По оперативным данным Минтруда РБ за девять месяцев 2014 года специальную оценку условий труда завершили 404 организации республики, оценено 18 318 рабочих мест с численностью работников 22 796 человек. Из общего количества оцененных рабочих мест условия труда на 3037 рабочих местах (16,6 %) признаны вредными.
Во втором полугодии 2014 года в республике по поручению Роструда Государственная инспекция труда проводила внеплановые выездные проверки организаций, аккредитованных на оказание услуг по проведению СОУТ. Тем самым положено начало реализации новых полномочий, данных инспекциям труда с 1 января 2014 года, — предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ. Цель этих проверок — проверить соответствие заявленных при получении сертификата сведений фактическому положению дел, наличие и компетенцию имеющихся лабораторий и приборной базы, а также наличие и компетенцию персонала лабораторий. В Башкортостане зарегистрировано 18 организаций, аккредитованных на данный вид деятельности. Проверки показали, что требования законодательства по СОУТ организациями, проводящими СОУТ, в основном соблюдаются.
Учитывая, что действующее законодательство напрямую связывает предоставляемые работникам льготы и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда с тем, проведена ли оценка рабочих мест на наличие вредных факторов с учетом установленного класса опасности, Гострудинспекция в РБ будет и впредь уделять первостепенное внимание вопросам проведения работодателями специальной оценки условий труда. Кроме того, нам предстоит нарабатывать практику в рамках новых полномочий — по надзору за надлежащим проведением СОУТ уполномоченными на это организациями. Хочу призвать коллег из инспекций труда других субъектов России активнее делиться опытом организации этой работы со страниц журнала.
Первая часть интервью с Астрелиной Татьяной Николаевной, руководителем Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан, опубликована в журнале «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» («Инспекция труда в Республике Башкортостан: работать на перспективу», № 11 (97), декабрь 2014 г., стр. 42-43).