Таксация леса – задача государственной важности
Быков Алексей Юрьевич
удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, старший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Очевидно, что отсутствие таксации ведет к целому ряду проблем, связанных как с защитой лесов, так и с их использованием.
Негативные последствия
При отсутствии таксации лесов или применении устаревших таксационных материалов, которым больше 10 лет, невозможно с точностью установить границы лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а свежей информацией лесничества зачастую не располагают.
При проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов невозможно обеспечить соблюдение режима охраны, установленных запретов и ограничений деятельности на лесных участках, связанных с рубками лесных насаждений. Создаются условия для незаконного планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.
Реальная ситуация
Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики составляет более 2 млн га, и лишь на 42 % материалы таксации соответствуют предъявляемым требованиям. Соответствуют предъявляемым требованиям документы о таксации в Сарапульском, Каракулинском и Киясовском лесничествах. По остальным районам республики срок давности проведения таксации составляют от 20 до 25 лет.
В течение указанного периода таксация проводилась только арендаторами на предоставленных им лесных участках. Это право арендатора, а не обязанность, и, по большому счету, вынужденная мера, необходимая для осуществления деятельности по заготовке древесины. Выполнение данных работ на основании таксационных материалов с истекшим сроком давности невозможно.
Арендаторы лесных участков на основании Лесоустроительной инструкции имеют право проводить таксацию за счет собственных средств. Однако делать это им приходится вследствие неисполнения ответственного министерства указанных полномочий надлежащим образом. Именно поэтому арендаторы лесных участков вынуждены проводить таксацию самостоятельно и нести на это дополнительные затраты.
Кроме того, отсутствие таксации лесных участков не позволяет в полном объеме обеспечить потребности населения в древесине для собственных нужд, поскольку лесные насаждения, которые можно предоставить в рубку населению, фактически не определены или определены в недостаточном объеме, вследствие чего министерству и лесничествам приходиться отказывать гражданам в заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в связи с их отсутствием.
Прокуратура в деле
Работа по устранению данных нарушений ведется природоохранной прокуратурой на постоянной основе с 2017 г.
Так, в 2017 г. Октябрьским районным судом удовлетворены требования природоохранного прокурора о проведении таксации на территории Якшур-Бодьинского, Ярского, Кезского, Игринского, Шарканского, Селтинского лесничеств на общей площади 647,54 тыс. га.
В 2018 г. судом удовлетворены исковые заявления природоохранного прокурора о необходимости проведения таксации лесных участков в Алнашском, Вавожском, Можгинском, Увинском, Юкаменском, Дебесском и Граховском лесничествах на площади 265,4 тыс. га.
В текущем году судом удовлетворены исковые заявления природоохранного прокурора о необходимости проведения таксации лесных участков в Сюмсинском, Воткинском, Балезинском, Красногорском, Кизнерском, Камбарском, Малопургинском районах на площади 441,1 тыс.га.
На рассмотрении находятся еще два иска по Глазовскому и Завьяловскому лесничествам на площади 143,7 тыс.га. Таким образом, мерами прокурорского реагирования в настоящее время охвачены все районы республики.
Работа в разгаре
Для проведения работ из бюджета Российской Федерации на 2018 г. было выделено 28 млн руб. Минприроды УР заключило контракты на проведение лесоустройства на территории Шарканского, Якшур-Бодьинского, Кезского, Игринского и Ярского лесничеств. По этим контрактам выполнено уже два этапа, в том числе исследования в лесу. Работы находятся в завершающей стадии, до конца 2019 г. их планируется завершить.
В 2019 г. на проведение данных работ из бюджета Российской Федерации выделено 12,5 млн руб. Деньги направлены на проведение заключительного этапа работ по таксации в Якшур-Бодьинском, Ярском, Кезском, Игринском, Шарканском районах республики. Также министерством заключены контракты на проведение таксации на территории Алнашского, Можгинского, Дебесского, Селтинского, Юкаменского районов. На это выделено 5 млн руб., и уже ведется подготовительный этап работ.
Исполнение вынесенных решений, а также процесс лесоустройства в регионе остается на контроле Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры.