Строительство дорог ведется с активным применением инноваций
Сафин Ленар Ринатович
министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарста
Номер журнала:
Рубрика:
Опыт передовых государств свидетельствует, что решение проблемы развития дорожной сети может осуществляться только на основе долгосрочных государственных программ. Стратегия развития транспортного комплекса РТ охватывает период с 2005 по 2040 гг. и предлагает новый взгляд на транспортный комплекс в системе экономических отношений и новые способы оценки эффективности работы отрасли. Данная стратегия отличается принципиально новыми моментами – это, во-первых, горизонт планирования, который составляет более 30 лет; во-вторых, в ней предлагается ввести в систему оценки набор индикаторов, определяющих состояние развития транспортной системы с точки зрения конечных результатов.
Планы развития
дорожного комплекса
Республика уже к 2030 г. должна достигнуть уровня развитых европейских стран в сфере транспортного комплекса. Планируется обеспечить надежную связь регионов республики (Предволжья, Предкамья, Закамья) между собой – это позволит существенно повысить скорость и надежность транспортного сообщения. Данной цели будет способствовать создание сети скоростных платных автомагистралей меридионального и широтного направлений со строительством мостовых переходов через реки Кама и Волга у городов Чистополь и Тетюши. Таким образом, в общей сложности, будет сформировано семь скоростных автотранспортных магистралей, в большинстве своем, на основе уже существующих.
Республика разделена реками Волга и Кама на три относительно изолированные друг от друга зоны. Решить проблему поможет идея перспективного транспортного каркаса. Смысл планировочной конструкции – создать на территории Татарстана сеть скоростных магистралей (в первую очередь автодорожных) – неких пространственных модулей, в пределах которых до скоростной магистрали любой житель может добраться не более чем за 20-25 минут, а затем по ним и скоростным участкам железной дороги или водным путем до любой точки республики не более чем за три часа. Стоимость каркаса – 410 млрд рублей, средний срок возврата инвестиций – 36,5 лет. Каркас обеспечит около 70 % прироста транспортной доступности по Татарстану и треть прироста скоростных характеристик.
Еще один важный долгосрочный проект: в период 2013-2017 гг. планируется строительство в пригородной зоне Казани кольцевой автомобильной дороги, задача которой – разгрузить городские дороги, снять транзитную нагрузку с северного обхода Казани и мостового перехода через Волгу.
В период 2013-2017 гг. планируется строительство в пригородной зоне Казани кольцевой автомобильной дороги, задача которой – разгрузить городские дороги, снять транзитную нагрузку с северного обхода Казани и мостового перехода через Волгу.
В настоящее время формируется проект программы «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2011-2015 гг.», в котором сохранена приоритетность строительства сельских дорог. По состоянию на 01.01.2011 г. в РТ из 3073 населенных пунктов 912 не имеют подъездов с твердым покрытием (общей протяженностью более 2,2 тыс. км). По прогнозным расчетам, потребность в финансировании для приведения в нормативное состояние подъездов к данным населенным пунктам составляет более 35 млрд рублей.
Что касается автодорог федерального значения, продолжается поэтапная реконструкция под I-б техническую категорию автодороги М-7 от г. Казани до г. Набережных Челнов. В 2011 г. планируется ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса участка км 840 – км 859, (протяженностью 6,8 км). Продолжаются работы по реконструкции участка автодороги М-7 «Волга» км 970 – км 978 со строительством мостового перехода через р. Вятку (ввод объекта – в 2012 г.). Также осенью текущего года запланирован ввод в эксплуатацию участка «Сафоново – Залесный» в составе автодороги «Йошкар-Ола – Зеленодольск», протяженностью 11,3 км.
Проекты
особого внимания
Российская Федерация расположена между двумя динамично развивающимися мировыми центрами – Европой и Азией. Создание международных транспортных коридоров позволит интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок и привлечь к транзиту через ее территорию дополнительные грузопотоки и увеличить доходы от транзитных операций.
Решению данной задачи будет способствовать создание нового международного коридора «Европа – Западный Китай» по маршруту «Санкт-Петербург – Казань – Оренбург – Актюбинск – Алматы – Хоргос», который является оптимальным путем из Европы в Китай, с минимальным количеством стран-участниц и границ.
В Европейской части России выгодное транспортно-географическое положение Приволжского Федерального округа занимает Татарстан. По территории республики проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозку грузов во всех направлениях.
В рамках создания международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» в РТ ведется реализация инвестиционного проекта «Строительство платной автомагистрали «Шали (М-7) – Бавлы (М-5)» в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги «Казань – Оренбург», а в рамках создания системы обслуживания коридора – реализация проекта «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра».
Помимо данного проекта также реализуются важные проекты по строительству дорог в Казани к Универсиаде-2013, развитию транспортной инфраструктуры международного аэропорта, организации интермодальных перевозок от станции Казань до международного аэропорта «Казань».
Ведущие предприятия внедряют качественные дорожно-строительные материалы и передовую технику и оборудование.
Инновационные проекты
в дорожном строительстве
Одна из основных задач дорожников Татарстана – обеспечение сохранности существующей сети автомобильных дорог для комфортного и безопасного проезда автотранспорта, модернизация и развитие сети автомобильных дорог в соответствии с потребностями населения и экономики республики. В этих целях Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ широко использует инновационные технологии и новые материалы, ставя своей целью максимальное приближение к европейским стандартам качества и долговечности автомобильных дорог. Только за последнее десятилетие на объектах строительства, ремонта и содержания автодорог количество инноваций возросло с 10 до 300 наименований.
Наиболее перспективные инновационные проекты для нужд дорожной отрасли разрабатываются и реализуются совместно с партнерами из нефтегазохимического комплекса. Запасы природных битумов, находящихся в недрах республики, идентичны по групповому химическому составу с венесуэльскими, которые считаются лучшими в мире. Возможно, что отечественные асфальтобетонные смеси будут более устойчивыми к образованию колеи и более долговечны. К примеру, отличительной особенностью изготовленных в Татарстане ЩМА, от традиционных смесей, является повышенное содержание в их составе высокопрочного щебня (70-85 %), качественного битума до 7,5 %, стабилизирующих добавок, в том числе на основе древесной целлюлозы, срок службы покрытий из ЩМА может достигать 20 лет и более.
Успешно проведены опытно-экспериментальные работы по использованию полимерной добавки «Элвалой», которая не позволяет вяжущему расслаиваться при хранении и повышает адгезионные свойства. На нефтебитумном заводе («Таиф-НК») уже освоен выпуск качественной продукции на основе данной технологии. С использованием полимерной добавки «Элвалой» были уложены опытно-экспериментальные участки, в том числе на федеральной трассе М-7 «Волга».
Ведущие предприятия целенаправленно внедряют качественные дорожно-строительные материалы и передовую технику и оборудование, например: технологии восстановления дорожной одежды на глубину до 500 миллиметров методом холодного ресайклинга с использованием вспененного битума; технологии производства и укладки щебеночно-мастичного асфальтобетона в верхних слоях покрытия; применение георешеток и другое.
К числу новейших прогрессивных методов в дорожном строительстве относится использование цифровой системы автоматического управления (САУ) строительной техникой по системе 3D нивелирования при возведении земляного полотна и отделки откосов, устройстве слоев дорожных одежд и фрезеровании существующего асфальтобетонного покрытия.