Строительная отрасль: стагнация преодолена
ШИКАЛОВ Сергей Николаевич
министр строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Тенденции роста касаются практически всех российских регионов, в том числе они прослеживаются и в строительном сегменте Удмуртской Республики. По крайнее мере, именно такая оценка состояния отрасли в локальном аспекте прозвучала на пресс-конференции с участием министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР Шикалова Сергея Николаевича.
Подчеркивая тот факт, что строительный комплекс Удмуртии вышел из стагнационного состояния, глава министерства привел ряд конкретных цифр, отражающий такую динамику. За 10 месяцев 2011 г. объем работ в Удмуртии по договорам стройподряда за счет всех источников финансирования увеличился на 37,3 % по сравнению с прошлым годом. В результате этот во многом индикаторный показатель составил 14,9 млрд рублей.
Министр также напомнил, что в текущем году финансирование капитальных вложений из регионального бюджета обеспечено достаточно емким объемом средств – 4,3 млрд рублей. Сергей Николаевич Шикалов отметил, что эта цифра соответствует уровню прошлого года и, судя по многим объективным факторам, эти средства по итогам года будут освоены республикой без прохождения каких-либо значительных барьеров.
Тотальная газификация
Подтверждая тот момент, что строительная отрасль находится сегодня в фазе довольно активного оживления, руководитель министерства подробно остановился на одном из стратегических вопросов – динамике газификации территорий Удмуртской Республики.
В 2011 г. за счет всех источников финансирования в масштабах региона планируется ввести в эксплуатацию 400 км газопроводов. Всего на проектирование и строительство газовых сетей в текущем году будет направлено 680 млн рублей. Этот показатель, по озвученным данным, сохраняется на уровне прошлого года.
Отдельно было отмечено, что политика в области газификации территорий республики должна носить «тотальный» характер. Региону необходимо в среднесрочной перспективе обеспечить высокий уровень развития газовой инфраструктуры – это важный вопрос социальной ответственности, заключил министр.
ЖКХ-динамика
Несмотря на системные проблемы, свойственные коммунальному комплексу, в этой сфере сегодня, по крайней мере в отношении Удмуртской Республики, наблюдаются некоторые положительные изменения. Хотя, конечно, и недостаточные для эффективного управления ситуацией в ЖКХ.
В 2011 г. в бюджете Удмуртской Республики на выполнение мероприятий в области коммунального хозяйства предусмотрено 74,528 млн рублей. Капитальные вложения из бюджета республики по отрасли «Коммунальное строительство» составляют 539,1 млн рублей. Это значительная основа для развития отрасли, стабильная платформа для решения проблем, существующих в ее разрезе.
Оценивая положение в коммунальном секторе, глава министерства рассказал и о некоторых среднесрочных перспективах, касающихся этой области. В 2012 г. из бюджета Удмуртии по строке «Коммунальное строительство» на реализацию республиканских ведомственных целевых программ планируется направить следующий объем средств. На мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности – 21 млн 620 тыс. рублей. Для осуществления мероприятий по Республиканской целевой программе «Чистая вода на 2011-2015 гг.» – 45 млн рублей.
Что касается еще одной стратегической сферы – подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительно-зимнему периоду 2012-2013 гг. – то для ее развития из республиканского бюджета предусматривается выделение 74 млн 528 тыс. рублей.
Программные
цели
В ходе пресс-конференции С.Н. Шикалов рассказал о реализации на территории Удмуртии Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. В частности, было подчеркнуто, что 18 ноября текущего года подписано Соглашение с Министерством регионального развития РФ о предоставлении в 2011 г. бюджету Удмуртии субсидий из федерального бюджета в размере 70 млн 652 тыс. рублей на реализацию мероприятий ФЦП «Жилище».
Детально министр осветил ситуацию, касающуюся строительства в республике объектов социальной сферы. В рамках республиканской Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 гг. по итогам 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию более 50 объектов социальной сферы. На сегодняшний день ряд объектов уже веден в эксплуатацию. В том числе – новые школы в д. Чемошур-Куюк, д. Быдыпи, с. Менил, ст. Пижил и в с. Киясово. В Селтах после первого этапа реконструкции школы введен в эксплуатацию пристрой учебного корпуса на 96 учащихся.
За счет федеральных средств по Федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» обновленный облик получила школа № 1 в п. Кизнере. В начале декабря будет введен в эксплуатацию детский сад на 190 мест в п. Уве и завершится капитальный ремонт помещений под размещение дополнительных групп на 1000 мест в детских садах г. Ижевска.
За 2011-2012 гг. Удмуртия в рамках реализации проекта федерального уровня по модернизации здравоохранения планирует получить около 4 млрд рублей на проведение капитального ремонта 245 объектов здравоохранения.
Для Удмуртии положительные тенденции прослеживаются и в отношении реализации мероприятий Программы «Жилье для молодых семей». С начала действия Программы в Удмуртской Республике новоселами стала 2031 молодая семья.
В 2011 г. из 12 жилых домов в эксплуатацию введены 10 объектов. В 2012 г. планируется ввести в эксплуатацию 21 жилой дом. Прогнозируется, что в 2013 г. по линии реализации Программы будут введены в строй 4 новых дома.
Интересен и показателен следующий факт. За время реализации Программы в строительную отрасль Удмуртии было привлечено 4,498 млрд рублей. По итогам текущего года планируется достигнуть показателя в объеме более 6 млрд рублей.
Управление в рамках СРО
На сегодняшний день можно констатировать, что де-юре в регионах России произошел переход строительной отрасли на систему саморегулирования. Однако, если учитывать ряд проблем, по-прежнему остающихся нерешенными, можно сказать, что отрасль фактически еще находится в переходной фазе – в части, касающейся внедрения качественного механизма саморегулирования.
Существенная проблема касается наличия на рынке недобросовестных СРО, которые предъявляют к своим членам заниженные требования: устанавливают демпинговые размеры взносов, выдают строительным компаниям допуски к таким видам работ, для выполнения которых у них нет нужного количества специалистов. Также недобросовестные СРО малоэффективно осуществляют свои контрольные функции. Это ставит под угрозу вопросы безопасности и качества строительных работ.
Подобные факторы в целом негативно влияют на развитие строительной отрасли. По оценкам министерства, сегодня есть острая необходимость в системном решении этих «глобальных» для строительного комплекса проблем. Системный подход даст возможность продолжать политику отраслевого развития, смягчая риски возврата к стагнационным проявлениям.
Что касается конкретных планов развития, то в 2012 г., по словам главы министерства С.Н. Шикалова, отрасль будет по-прежнему ориентирована на приоритетное строительство социально значимых объектов. Стратегия в этой области активно формируется в республике уже сегодня. Помимо этого, потенциал будет направлен на устранение системных проблем, создающих барьеры для стабильного и эффективного функционирования строительного комплекса. Таких, в частности, как уровень качества строительства, обеспечение безопасного производства работ на строительных площадках Удмуртской Республики.