Старой шине - новую жизнь
Номер журнала:
Рубрика:
Вторичная переработка — одно из основных направлений в природоохранной деятельности ПАО «Татнефть», часть масштабной работы по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду. В настоящее время идут промышленные испытания установки по переработке автомобильных шин — совместной разработки института «ТатНИИнефтемаш» и БМЗ.
Собственные решения
Технологию разрабатывали самостоятельно, рассказал первый заместитель генерального директора АО «ТатНИИнефтемаш» по научной работе Шамиль Талыпов. За рубежом тема повторного использования резины известна с 80-х годов, отечественный же рынок к этому движению подключился не так давно. Российские предприятия, производящие оборудование для вторичной переработки, не спешат делиться своими секретами, поэтому бугульминским разработчикам пришлось проделать большую работу по изучению патентов в этой области, проработке конструкторской документации, технологической подготовке производства опытного участка «ТатНИИнефтемаш» и мощностей БМЗ.
На первом этапе предстояло изобрести большую «мясорубку» для резины. У заводчан уже был опыт создания подобных механизмов для переработки металлической стружки, но оказалось, что для автопокрышек нужно что-то другое, более мощное. В отличие от металлических полос, ломавшихся при силовом воздействии, каучук эластичен, способен восстанавливать свою первоначальную форму. Итогом теоретических расчетов и практических экспериментов стала технология, которая способна решить поставленную задачу.
Польза и безопасность
Перед тем как превратиться в гранулы вторсырья, автомобильная покрышка проходит несколько подготовительных стадий. Сначала из нее удаляют высокоуглеродистый корд. Чтобы извлечь его из резины, был придуман специальный станок, который может извлекать корд из продукции любого типоразмера. Впоследствии проволока также идет на переплавку.
Затем шина разрезается гидравлическим ножом на несколько частей и попадает в двухвалковый шредер, превращающий куски сырья в так называемые чипсы. На следующем этапе они становятся мелкой крошкой, из которой удаляются посторонние волокна и частицы оставшегося корда. После этого вторсырье будет упаковано и отправлено на склад для последующего использования. Вариантов большое множество: от товаров народного потребления до резиномодифицированного битума и дорожных покрытий различного назначения. Материал не теряет эксплуатационных свойств при низких и высоких температурах, не боится влаги, имеет большой срок эксплуатации, безопасен для людей и животных.
Промышленные испытания опытного образца линии по переработке покрышек проходят, начиная с ноября прошлого года.
Влад Борисов
Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 75, тел.: 7 (8553) 30-71-23, факс: 7 (8553) 30-79-14, e-mail: urnin@tatneft.ru, сайт: www.tatneft.ru