Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Специальная оценка условий труда: порядок проведения и основные нарушения

 
Шекунова Светлана Геннадьевна, руководитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Шекунова Светлана Геннадьевна
руководитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Согласно заключительному положению Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) в отношении рабочих мест (кроме указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно. Она должна была завершиться не позднее 31.12.2018 г.

Требования к проведению СОУТ

Ст. 212 Трудового кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ установлена обязанность работодателя провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах. Специальная оценка условий труда проводится организациями, которые соответствуют установленным требованиям Федерального закона № 426-ФЗ. 
В установленный срок организациями, проводящими специальную оценку условий труда, в информационную систему учета передаются результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах хозяйствующих субъектов. Данный порядок установлен Приказом Минтруда России от 03.11.2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда», а также ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.

При выявлении в организациях и на предприятиях фактов непроведения специальной оценки условий труда государственными инспекторами труда в обязательном порядке выдается предписание на устранение выявленного нарушения.

Работодатель по окончании проведения специальной оценки условий труда в установленный срок обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, а также ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда. 
В необходимых случаях в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ и Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» работодателем в установленный срок оформляется и передается в Государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Организации, проводящие СОУТ 

По состоянию на 01.01.2018 г. в Удмуртской Республике было зарегистрировано 13 организаций, проводящих специальную оценку условий труда:
1. ООО «Нико»;
2. АНО «Центр повышения квалификации «Центр»;
3. ООО Инжинирингово-консал-тинговый центр Альтон»;
4. ООО «Центр испытаний»;
5. ООО «Сфера Охраны Труда, Безопасности и Инноваций»;
6. ООО «Штиль»;
7. ООО «Центр аттестации рабочих мест»;
8. ООО «Удмуртский центр сертификации»;
9. ООО «Эксперт»;
10. ООО «Ижица – Эксперт»;
11. ООО Научно-производствен-ная фирма «Ижтрудсервис»;
12. ООО «Корпорация Альтон»;
13. ООО «Фемида».
По состоянию на 01.06.2018 г. в отношении трех организаций принято решение о прекращении деятельности организации в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда: ООО Инжинирингово-консалтинговый центр «Альтон», ООО «Центр испытаний», ООО «Корпорация Альтон».
А по состоянию на 01.09.2018 г. ООО «Штиль» прекратило свою деятельность, у ООО «Фемида» истек срок аккредитации.
Таким образом, на 31.12.2018 г. оказывают услуги по проведению специальную оценку условий труда восемь организаций, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики.

Итоги проведения СОУТ

Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ результаты СОУТ используются в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников, для установления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
По данным ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике по состоянию на начало 2019 г. количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, составило 250 132 (на начало 2018 г. — 192 519 рабочих мест). Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами на начало 2019 г. составляет 141 092 человека (на начало 2018 г. —169 818 человек). 
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест на начало 2019 г. — 60,9 %, а удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в общей численности работников — 27,3 %.
По данным Удмуртстата удельный вес численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, составил на конец 2018 г. 40,2 %, при этом 22,6 % работников работают под воздействием тяжести трудового процесса и 3,0 % — под воздействием напряженности трудового процесса.
Постановлением Правительства УР от 31.03.2015 г. № 126 утверждена государственная программа Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики».
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2015 г. № 577 внесены изменения в государственную программу Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики». В подпрограмме «Улучшение условий труда охраны труда в Удмуртской Республик» снижены/повышены отдельные показатели, а именно:
- по состоянию на 31.12.2018 г. количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, должно составить 230 053 (на конец 2017 г. — 205 957) рабочих места. Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами на конец 2018 г. должна составить 164 516 человек (на конец 2017 г. —165 144 человека). Удельный вес рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест на конец 2018 г. — 98,3 %, а удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в общей численности работников — 27,2 %.
Фактическое отклонение (в том числе недостижение) от установленных показателей в измененной подпрограмме по состоянию на 31.12.2018 г. составило:
- количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда: + 8,7 %,
- численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами: — 14 %,
- удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест: — 38 %,
- удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в общей численности работников: + 0,1 %.

Надзор за соблюдением порядка проведения СОУТ 

Государственная инспекция труда в Удмуртской Республике — территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющий на территории Удмуртской Республики федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее инспекция).
В 2018 г. деятельность инспекции была направлена на реализацию основных полномочий, определенных положениями ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации, и Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости — Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике, утв. приказом Роструда от 31.03.2017 г. № 200, касающихся: 
- осуществления федерального государственного надзора за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением порядка проведения специальной оценки условий труда;
- рассмотрения обращений граждан, в том числе по вопросам несогласия с результатами специальной оценки условий труда на рабочих местах;
- выявления нарушений порядка проведения специальной оценки условий труда, направления представлений на проведение государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда.
При выявлении в организациях и на предприятиях фактов непроведения специальной оценки условий труда государственными инспекторами труда в обязательном порядке выдается предписание об устранении выявленного нарушения.
В 2018 г. выявлено 143 нарушения установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, в части непроведения специальной оценки условий труда.
В ходе проведения надзорных мероприятий за нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведения в 2018 г. государственными инспекторами труда привлечено к административной ответственности 104 виновных лица на общую сумму 963,00 тыс. руб.
За 2018 г. в Гострудинспекцию в УР поступило три обращения от работников предприятий и одно обращение профсоюзной организации о несогласии с результатами специальной оценки условий труда. 
В 2018 г. в адрес Министерства социальной политики и труда УР направлены пять представлений о проведении экспертизы условий труда.
Согласно заключениям государственной экспертизы установлено, что в трех хозяйствующих субъектах качество проведенной специальной оценки условий труда не соответствует установленным требованиям:
1. Автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения города Можги». 
Рабочее место социального работника отделения срочного социального обслуживания КЦСОН г. Можги не соответствует установленным требованиям (не произведено исследование химического фактора).
2. АО «Концерн Калашников». Специальную оценку условий труда проводило ООО «Удмуртский центр сертификации». 
В отношении рабочих мест распределителя работ, маляра, чистильщика металла, оператора электронно-вычислительных машин, травильщика, мастера участка специальная оценка условий труда проведена с нарушением установленных требований.
3. АО «Можгинский лесокомбинат». Специальную оценку условий труда проводило ООО «Центр аттестации рабочих мест». 
Рабочее место электрогазосварщика не соответствует установленным требованиям. 

Результаты СОУТ 

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.07.2014 г. № 436н «Об утверждении порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда» в Гострудинспекцию в УР в 2018 г. от организаций, проводящих специальную оценку условий труда, поступили сведения о проведении специальной оценки условий труда на 86 798 рабочих местах, на которых заняты 122 064 работников.
- к классу 1, 2 отнесено 67 720 рабочих мест, на которых заняты 85 569 работников;
- к классу 3.1 отнесено 9972 рабочих места, на которых заняты 17 466 работников;
- к классу 3.2 отнесено 7062 рабочих места, на которых заняты 14 362 работника;
- к классу 3.3 отнесено 1770 рабочих мест, на которых заняты 3553 работников;
- к классу 3.4 отнесено 76 рабочих мест, на которых заняты 442 работника;
- к классу 4 отнесено 198 рабочих места, на котором занято 672 работника.
По поручению Федеральной службы по труду и занятости № 0247-03-3 от 09.08.2017 г. о приведении реестров деклараций в соответствие с Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда», ч. 6 ст. 10   Федерального закона № 426-ФЗ прекращено действие 15 деклараций, так как декларации поданы в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Основные нарушения

Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике во исполнение поручения п. 6 протокола совещания у председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12.12.2017 г. № ДМ-П12-70пр) проведено 13 надзорных мероприятий в отношении организаций, проводящих специальную оценку условий труда. В ходе надзорных мероприятий выявлено 23 нарушения.
В ходе надзорных мероприятий выявлялись следующие нарушения: 
- ненаправления заявления в Федеральную службу по аккредитации в установленном порядке для внесения изменений в аттестат аккредитации в виду изменения адреса организации (места нахождения испытательной лаборатории);
- при проведении измерений используется оборудование с истекшим сроком поверки;
- проведение замеров одним экспертом в разных субъектах в один день; 
- при проведении проверки у организации, проводящей специальную оценку условий труда, отсутствовала система учета и хранения результатов работ, выполненных при проведении специальной оценки условий труда (отсутствовали первичные документы);
- не предоставлен доступ в лабораторию;
- измерительные средства, не находящиеся в собственности, берутся в кратковременную аренду на период проверки ГИТ в УР (15.05.2018 г. по 30.05.2018 г.);
- некорректное внесение данных в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС) размещенной в сети «Интернет» (https://sout.rosmintrud.ru), где указано, что все измерения были произведены определенной датой, на бумажном носителе даты измерений значительно отличаются.

Ответственность

По результатам надзорных мероприятий к административной ответственности по ст. 14.54 КоАП РФ привлечено три юридических и три должностных лица на сумму 270 тыс. руб. 
В отношении пяти организаций в Федеральную службу по аккредитации направлены представления о приостановлении аттестата аккредитации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за непроведение и нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлены административные наказания в виде предупреждения, а также в виде административного штрафа в размере:
- от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — должностное лицо;
- от 5 тыс руб.  до 10 тыс. руб. — индивидуальный предприниматель;
- от 60 тыс руб.  до 80 тыс. руб. — юридическое лицо;
В марте 2019 г. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике во исполнение поручения Федеральной службы по труду и занятости от 20.02.2019 г. №ТЗ/107-03-3 было направлено хозяйствующим субъектам 175 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по результатам рассмотрения которых было установлено, что в 11 организациях не завершена СОУТ в установленный срок, а в 24 хозяйствующих субъектах вообще не проводилась.
По результатам полученных сведений Государственной инспекцией труда проведено пять внеплановых надзорных мероприятий, в ходе которых установлены нарушения порядка проведения СОУТ в двух организациях (СОУТ не проведена либо проведена в 2019 г.), одно юридическое лицо документы не предоставило в установленный в распоряжении срок, по данному факту возбуждено административное дело по ст.19.4.1 КоАП РФ. Два работодателя провели СОУТ в установленный срок, то есть до 31.12.2018 г.
В отношении лиц, нарушивших порядок проведения СОУТ, возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, решается вопрос о привлечении к административной ответственности.

Сроки проведения СОУТ

Специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то оценку условий труда работников можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Поводы для проведения внеплановой СОУТ следующие:
- ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
- изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов.
Также внеплановая оценка труда обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой специальной оценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Несогласие работников с результатами СОУТ 

В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта Российской Федерации для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5 и ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).

Вредные или опасные производственные факторы не выявлены 

Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведенной СОУТ (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Срок действия может быть продлен на пять лет при условии отсутствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 5, ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Если с работником, занятым на задекларированном рабочем месте, произошел несчастный случай на производстве (за исключением вины третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание (причина — воздействие производственных факторов), действие декларации прекращается и проводится внеплановая CОУТ.

Ознакомление работников с результатами СОУТ

Ознакомление работников с условиями труда на их рабочих местах организуется работодателем не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета (ч. 2 ст. 5, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ)
В этот срок не включаются:
- периоды временной нетрудоспособности работника;
- нахождения его в отпуске или командировке;
- периоды междувахтового отдыха.

Все статьи рубрики