Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Состояние промышленной безопасности в нефтегазодобывающем комплексе

 
Дерюшев Алексей Иванович, начальник отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи Управления Ростехнадзора по УР

Дерюшев Алексей Иванович
начальник отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи Управления Ростехнадзора по УР

Номер журнала: 

Рубрика: 

Одним из видов надзора, осуществляемых на территории Удмуртии, является надзор за опасными производственными объектами нефтегазодобывающего комплекса.Промышленная, энергетическая и экологическая безопасность — одни из важнейших составных частей национальной безопасности России, предполагающие создание необходимых условий для устойчивого функционирования и развития экономики, снижения вероятности техногенных аварий и катастроф, обеспечения социальной стабильности. Осуществление этого надзора входит в полномочия Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике. Управлению регламентированы полномочия по осуществлению более двух десятков видов надзора — от химического до надзора за подъемными сооружениями.

На территории Удмуртии осуществляют деятельность по эксплуатации, проектированию и ремонту в нефтегазодобывающей отрасли — 101 организация, из них 57 организаций, эксплуатирующих 203 опасных производственных объекта. В нефтегазодобывающем комплексе республики 31 опасный производственный объект относится к объектам первого типа опасности, на которые разработаны декларации промышленной безопасности.

В 2006 году Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике проведено 160 обследований опасных производственных объектов нефтегазодобывающих компаний, было выявлено и предписано к устранению 1771 нарушение требований законодательства, нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов. Привлечено к административной ответственности за нарушение требований законодательства 45 руководящих работников и ответственных лиц.

Анализ основных показателей надзорной и контрольной деятельности показывает, что в 2006 году наблюдалась положительная тенденция эффективности надзорных функций на объектах нефтегазодобычи, а именно:

  • с 2004 года не допущено аварий и смертельного травматизма;
  • уменьшено на 23% количество инцидентов (с 35 инцидентов в 2005-м до 27 в 2006 году).

Среди основных проблем и нарушений, выявленных при обследовании предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты нефтегазового комплекса на территории Удмуртии, можно выделить следующие:

  • не внедряются системы управления промышленной безопасности, что не всегда позволяет принимать эффективные меры по снижению нарушений технологической дисциплины. Система промышленной безопасности организована только на двух предприятиях (ОАО «Удмуртнефть», ОАО «Белкамнефть»);
  • высокая степень износа основного оборудования (трубопроводов, станков-качалок), низкие темпы внедрения современных технологий, недостаточное оснащение надежными системами автоматики и телемеханики;
  • применение несертифицированного оборудования: из общего количества технических устройств, эксплуатируемых в нефтяной отрасли (12890 единиц), 70% не имеют сертификатов соответствия, около 80% выпущены до 1999 года;
  • нарушаются сроки проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, отработавших нормативный срок службы;
  • необоснованно переносятся сроки проведения текущих ремонтов, не учитывается наработка технических устройств с момента пуска в эксплуатацию, низкое качество проведения ремонтов оборудования сервисными организациями, аттестация сварочных технологий проведена лишь на 30% предприятий;
  • несвоевременное проведение учебно-тренировочных занятий по планам ликвидации возможных аварий.

Безопасность объектов зависит от своевременного принятия мер по ее обеспечению как на этапах проектирования, строительства и испытания новых объектов, так и на этапах их эксплуатации, технического обслуживания, диагностирования и ремонта. Однако для достижения высокого уровня безопасности объектов необходимы не только технические мероприятия, такие как диагностирование, ремонт, замена изношенного оборудования, но и постоянное обучение персонала самих предприятий и подрядных организаций требованиям, обеспечивающим безопасность работ на объекте, с постоянным практическим анализом риска на объектах нефтегазового комплекса и обязательным вовлечением всех категорий персонала в управление безопасностью нефтегазодобывающих предприятий.

Обеспечение промышленной, энергетической и экологической безопасности — это общегосударственная задача, и только совместными усилиями возможно решить проблемы защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий, предотвратить чрезвычайные ситуации, не допускать травматизма на поднадзорных объектах.

Инциденты произошли на объектах предприятий ОАО «Удмуртнефть» — 25, ОАО «Белкамнефть» — 2 — порывы нефтепромысловых и технологических трубопроводов (20%), падение головки балансира станков-качалок (80%). Основными причинами инцидентов являются некачественный монтаж и несвоевременность проведения технического обслуживания и планового ремонта технологического оборудования. Эти замечания относятся не только к эксплуатирующим организациям, но и к сервисным, которые занимаются обслуживанием, ремонтом и монтажом оборудования. Руководством предприятий проведены соответствующие расследования, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности, проведены внеочередные проверки знаний ответственных лиц, сделаны соответствующие выводы по недопущению инцидентов. С целью уменьшения количества инцидентов отделом запланировано на 2007 год 30 целевых проверок предприятий и их подразделений по вышеназванной тематике.

Среди других проблем нефтегазового комплекса стоит выделить применение на опасных производственных объектах несертифицированного оборудования. Нормативным документом, определяющим необходимость проведения процедуры сертификации, является «Общероссийский классификатор» ОК 005-93, определяющий номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусматривается обязательная сертификация. В результате анализа, проведенного инспекторским составом отдела по надзору за объектами нефтегазодобычи в 2006 году, выявлено, что лишь 10% оборудования, применяемого при бурении нефтяных и газовых скважин, имеет сертификаты соответствия. Более благоприятная картина складывается с оборудованием для строительства и ремонта нефтяных и газовых скважин, так как 90% данного оборудования имеют сертификаты соответствия. Самая неблагоприятная ситуация складывается на предприятиях ОАО «Белкамнефть» и ОАО «Удмуртнефть». В части оборудования для эксплуатации нефтяных и газовых скважин лишь 11% оборудования по ОАО «Белкамнефть» и 20% — по ОАО «Удмуртнефть» имеют сертификаты соответствия.

При проведении комплексных и оперативных проверок были выявлены нарушения по применению несертифицированного оборудования, что было отображено в предписаниях, согласовании графиков проведения сертификации и вывода несертифицированного оборудования из эксплуатации. Общее количество сертификатов соответствия составляет лишь 35% от общего количества оборудования, используемого в нефтегазодобывающей области Удмуртской Республики.

Для устранения нарушений, выявленных отделом, предлагаются следующие мероприятия:

  • разработать планы-графики по замене устаревшего, морально изношенного, не имеющего сертификатов соответствия оборудования, согласовать с Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике;
  • внедрить на каждом нефтегазодобывающем предприятии (12) системы управления промышленной безопасности;
  • повысить качество ремонта, обслуживания технических устройств. В отношении сервисных организаций предусмотреть процедуру регистрации в базе данных подконтрольных предприятий, с определением необходимых документов и выдачи свидетельства о допуске к работе;
  • принять эффективные меры воздействия на подконтрольных предприятиях по снижению нарушений технологической дисциплины на всех этапах, начиная от проектирования, строительства, испытания новых объектов, включая эксплуатацию, техническое обслуживание, диагностирование, ремонт, а также обучение персонала и специалистов.
Перечень инцидентов, произошедших на объектах
нефтегазодобычи за 12 месяцев 2006 года

Все статьи рубрики