Собственники ГТС должны четко соблюдать нормы и правила безопасной эксплуатации объектов
НАСЫБУЛЛИН Алмаз Шайхуллович
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Инспекторы Приволжского управления Ростехнадзора провели внеплановую проверку выполнения ранее выданных предписаний в отношении собственников гидротехнических сооружений, расположенных в сельских поселениях Сармановского ра-йона Республики Татарстан. В ходе проверки были обнаружены неустраненные ранее нарушения в техничес-кой эксплуатации гидросооружений. Кроме того, специалисты выявили ряд новых недостатков. К примеру, у ГТС Верхне-Чершилинского сельского поселения после прохождения паводкового периода размыт и замусорен водоотводной канал, русло канала заросло деревьями.
У гидротехнического сооружения, собственником которого является Чукмарлинское сельское поселение, частично разрушено тело плотины, в неисправном состоянии находятся колодец и трубы аварийного сброса воды, имеются протечки воды в основании труб и колодца.
У ГТС в Петровско-Заводском сельском поселении повреждена донная задвижка в колодце, плотина не защищена от размыва водой, вследствие чего произошло полное осушение пруда.
Замечания инспекторов касались и организационного обеспечения безаварийной деятельности ГТС. У всех трех сооружений отсутствуют правила эксплуатации, проекты производства работ по выполнению ремонта, журналы визуальных наблюдений, утвержденные планы ликвидации возможной гидродинамической аварии.
Кроме того, на данных ГТС не ведется контроль за уровнем и составом подземных вод в теле плотин, а работники, эксплуатирующие сооружения, не имеют соответствующей квалификации.
Как поясняет заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора Насыбуллин Алмаз Шайхуллович, нарушения являются типичными для гидротехнических сооружений, находящихся в собственности сельских поселений. Большинство из этих плотин нуждается в капитальном ремонте и регулярном обслуживании. Однако повсеместно отсутствуют аварийные запасы материалов, проектная и эксплуатационная документация, декларации безопасности.
Между тем, игнорирование требований правил безопасной эксплуатации ГТС может привести к непредсказуемым последствиям, нанести ущерб населению и окружающей среде.
Инспекторы Ростехнадзора направили протоколы об административной ответственности в отношении собственников ГТС в суд для принятия соответствующего решения.
Решение проблемы повышения безопасности ГТС при их проектировании, строительстве и эксплуатации зависит от многих факторов. В их основе — определение критериев безопасности гидротехнических сооружений.
Уровень безопасности ГТС, характеризуемый как нормативный или «нормальный», означает следующее: ГТС соответствуют проекту, действующим нормам и правилам; значения критериев безопасности не превышают предельно допустимых для работоспособного состояния сооружений и оснований; эксплуатация осуществляется без нарушений действующих законодательных актов, норм и правил; предписания органов государственного контроля и надзора выполняются.
Пониженный уровень безопасности означает невыполнение первоочередных мероприятий или неполное выполнение предписаний органов государственного контроля и надзора по обеспечению безопасности ГТС, а также свидетельствует о других нарушениях правил эксплуатации.
Констатация неудовлетворительного уровня безопасности ГТС следует из снижения механической или фильтрационной прочности, превышения предельно допустимых значений критериев безопасности для работоспособного состояния, других отклонений от проектного состояния, способных привести к развитию аварии.
Присвоение опасного уровня безо-пасности означает развитие процессов снижения прочности и устойчивости элементов ГТС и их оснований, превышения предельно допустимых значений критериев безопасности, характеризующих переход от частично неработоспособного к неработоспособному состоянию сооружений и оснований.