Соблюдение требований закона при образовании отходов I и II классов опасности
Коршунова Екатерина Александровна
заместитель Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, младший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
На постоянном контроле Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры находятся вопросы исполнения хозяйствующими субъектами, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении мероприятий по обезвреживанию и размещению отходов.
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой на регулярной основе анализируются и обобщаются сведения о состоянии законности в названной сфере правоотношений, в том числе:
- статистические данные государственных органов контроля (надзора);
- сведения о результатах проверок, проведенных правоохранительными и контрольно-ревизионными органами;
- поступившие обращения граждан, должностных лиц;
- судебная практика;
- публикации в средствах массовой информации, в сети «Интернет», данные единого реестра проверок;
- результаты работы межведомственных и координационных совещаний, рабочих групп.
Выявлены нарушения
Природоохранной прокуратурой за истекший период текущего года выявлены нарушения законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности.
Так, по результатам проведения анализа состояния законности в указанной сфере в деятельности двух хозяйствующих субъектов, занимающихся размещением отходов и переработкой древесины, установлены нарушения законодательства.
В процессе их производственной деятельности образуются отходы I и II класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом.
О заключении договора
С 1 марта 2022 года в соответствии с ч. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее — ФГУП «ФЭО») определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее — федеральный оператор).
По требованию абз. 2 ч. 2 ст. 14.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 14.4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и не вправе отказаться от заключения указанного договора, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности.
Указанные предприятия в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности не имели, следовательно, обязаны заключить с федеральным оператором договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации.
О предоставлении информации
В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создана федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее — ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» (далее — Положение о ФГИС ОПВК), устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
В соответствии с ч. 6 ст. 14.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
В нарушение указанных требований закона хозяйствующими субъектами требуемая информация для включения в систему ФГИС ОПВК не направлялась, договор с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности не заключен.
Ответственность
Руководителям предприятий внесены представления с требованиями об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений.
Также руководителю предприятия, осуществляющего деятельность по образованию, обезвреживанию и утилизации таких отходов, объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, поскольку в случае образования в процессе производственной (хозяйственной) и иной деятельности отходов I и II классов опасности у юридического лица возникает обязанность по представлению полной, достоверной, актуальной информации и своевременности ее размещения в ФГИС ОПВК, а также обязанность по заключению договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.