Снизить до 40%: на пути снижения энергоемкости производства и услуг в Удмуртии
Номер журнала:
Рубрика:
Президент Российской Федерации четко обозначил задачу, стоящую перед социально-экономическим комплексом – снизить к 2020 году энергоемкость ВВП до 40%. При этом механизмы стимулирования для бюджетных организаций и так называемых «рыночников» имеют свои особенности. Первым необходимо повышать эффективность расходования бюджетных средств. Но современная нормативно-правовая и техническая база не дает им такой возможности. Коммерческие предприятия, ориентирующиеся на прибыль и снижение издержек, ждут льгот и государственных преференций.
Тестоедов Владимир Владимирович, заместитель директора АНО «Агентство по энергосбережению УР» по энергоаудиту |
АНО «Агентство по энергосбережению УР» для реализации на территории республики положений Указа Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» разрабатывает проект программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».
Бюджетная сфера: сам сэкономил - сам потратил
Одна из основных задач, которую необходимо решить при реализации программы Президента России в области повышения энергоэффективности экономики, – это модернизация законодательной и нормативно-правовой базы. Законодательные органы Удмуртской Республики, органы местного самоуправления должны сформировать нормативно-правовую базу, стимулирующую переход хозяйствующих субъектов на энергосберегающие и экологически чистые технологии. Это приоритетный, первоочередной вопрос!
На сегодняшний день наиболее проработанным разделом, который планируется включить в состав программы, является «Энергоэффективность в бюджетной сфере УР». Данный раздел планируется разработать на основе имеющихся статистических данных и уже реализованной программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере УР на 2002-2006 гг.».
Наряду с положительным результатом реализованной программы (снижены удельные расходы топливно-энергетических ресурсов) остаются и нерешенные проблемы. Для бюджетных организаций одной из основных задач является экономически эффективное расходование бюджетных средств. Поэтому для них необходимы дополнительные экономические стимулы, оформленные нормативно-правовыми актами республиканских и муниципальных властей. Например, сэкономленные в результате энергосбережения бюджетные средства должны оставаться в распоряжении бюджетных предприятий. При этом необходимо предусмотреть механизм, позволяющий бюджетным организациям направлять сэкономленные средства как для разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий, так и для материального поощрения соответствующих работников и служб данных организаций.
Однако при реализации предыдущей программы не удалось решить вопрос учета сэкономленных средств ввиду следующих причин:
• низкой оснащенности приборами учета тепловой энергии и воды;
• несовершенной системы лимитирования потребления топливно-энергетических ресурсов, которая должна основываться на нормативах потребления ТЭР, отсутствующих в настоящее время,
• отсутствия регулярного мониторинга потребления ТЭР,
• отсутствия методики определения эффекта, полученного от внедрения энергосберегающих мероприятий,
• отсутствия специалистов необходимой квалификации в данной области деятельности.
На данном этапе разработки программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» определены целевые индикаторы, которые количественно определяют достижение поставленной цели.
Целевые индикаторы – это показатели, представляющие собой доступную наблюдению и измерению характеристику состояния и развития систем энергообеспечения, интенсивность использования энергоресурсов, результатов достижения поставленных целей и задач. Основные требования к индикаторам следующие:
• однозначность динамики происходящих изменений (положительных или отрицательных), отсутствие противоречивых толкований,
• измеримость – в натуральном или денежном выражении,
• доступность к исходной информации для расчета индикатора,
• достижимость поставленной цели в срок и в рамках выделенных финансовых и других ресурсов.
Технические мероприятия, которые разработаны и будут разрабатываться впоследствии, выбраны по двум основным критериям. Первый – финансовый, который определяется возможностями бюджета и привлечения внебюджетных финансовых средств на возвратной основе. Во-вторых, срок окупаемости мероприятий, как правило, не должен превышать 5 лет.
В программу «Энергоэффективность в УР на 2010-2014 годы» будут включены ранее принятые решения программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ муниципальных образований УР», разработанных для муниципальных образований 25 районов и 5 городов. Но поскольку данные программы разработаны и введены в действие до принятия Указа президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», они будут скорректированы и дополнены необходимыми мероприятиями для достижения цели, поставленной в Указе.
Таким образом, вышеперечисленные наработки будут использованы для разработки программ других отраслей.
Энергетические льготы для хозяйствующих субъектов
В отличие от бюджетных организаций, проведение комплекса мер по энергосбережению в коммерческих предприятиях позволит снизить издержки производства и в результате будет способствовать увеличению прибыли, снижению себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому подход к этим отраслям экономики изначально несколько иной.
Уже сегодня определено, что для стимулирования субъектов, внедряющих энергоэффективные и чистые технологии, государство намерено создать ряд дополнительных условий и льгот, о чем говорится уже в Указе Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»:
• до 1 октября 2008 г. подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии;
• при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий.
При этом эффективность реализации положений Указа на местах во многом зависит от региональных властей. Сегодня для успешной разработки программы и последующего ее внедрения в Удмуртской Республике необходимо провести большую работу в области создания соответствующей нормативно-правовой базы.
Кроме того, встанет вопрос об измерении, оценке внедренных мероприятий и получаемом эффекте. Решение данного вопроса возможно за счет выполнения следующих условий:
• 100% обеспечение приборами учета всех видов потребляемых ТЭР,
• использование современных информационных технологий,
• налаженная система учета и отчетности потребления ТЭР.
Таким образом, на сегодняшнем этапе подготовки программы в ее разработку должны быть вовлечены все заинтересованные стороны: правительство, которое должно подготовить нормативно-правовую основу для разработки и реализации программы, РЭК как заказчик и куратор программы, АНО «Агентство по энергосбережению УР» как разработчик программы, министерства для разработки подпрограмм и т.д.
А к началу реализации программы должен быть подготовлен пакет необходимых документов: законов, указов, постановлений, распоряжений. Только наличие нормативно-правовой базы позволит перейти от проекта к разработке и поэтапной реализации программы, способствующей повышению энергоэффективности в Удмуртской Республике.