Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Снижение рисков промышленного проектирования

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Создание модели эффективного управления промышленным проектированием входит в ряд задач современного периода. Тесным образом это связано с долгосрочными программами внедрения высокотехнологичных производств, а также с обеспечением безопасных условий для жизнедеятельности населения, повышением требований к охране окружающей природной среды и общей экономической ситуацией в целом.

Особенности развития современных предприятий находят свое отражение, в первую очередь, в промышленном проектировании. О наиболее характерных проблемах в этой области рассказывает заместитель руководителя Управления госэкспертизы УР Светлана Владимировна Семенова.

- Говоря о сфере проектирования промышленных объектов, необходимо отметить, что основной особенностью развития предприятий промышленного комплекса республики является то, что оно происходит в условиях реконструкции существующих производственных площадок. Это всегда вызывает много вопросов, поскольку касается всего предприятия в целом. Системно выявляемые проблемы можно классифицировать по отдельным группам:
- идентификация объекта по признаку обязательности проведения госэкспертизы. Этот вопрос возникает достаточно часто в связи с тем, что действующее предприятие начинает размещать на своей территории объекты вспомогательного назначения, и данные объекты новой инфраструктуры зачастую рассматриваются со стороны представителей компаний как отдельные самостоятельные «единицы», действительно по ряду признаков попадающие под действие ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса (площадь до 1500 кв. м, отдельно стоящие, до трех этажей и т.д.). Однако, согласно Гражданскому кодексу РФ, предприятие является единым имущественным комплексом, который связан единым технологическим процессом, поэтому при введении дополнительных объектов происходит изменение общего имущественного комплекса и/или изменение технологического процесса. Таким образом, данные объекты попадают под классификацию «реконструкции предприятия» и подлежат госэкспертизе. Для примера: комплекс очистных сооружений, склады, пристройки к цехам и пр. Второй фактор, подтверждающий необходимость проведения госэкспертизы, – наличие у таких вспомогательных объектов санитарной зоны.
- санитарно-защитная зона предприятия. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятия, сооружений и иных объектов» установил необходимость разработки проекта санитарно-защитной зоны для любого предприятия. Это достаточно сложный и трудоемкий проект. Следует отметить, что у подавляющего большинства предприятий отсутствует утвержденный в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны. Также распространенными являются случаи, когда у специалистов проектных организаций, служб заказчиков нет понимания того, что проект санитарно-защитной зоны – абсолютно самостоятельный документ. Работы по его выполнению проводятся либо параллельно с разработкой общего пакета проектной документации, либо в отдельном порядке. Правила, определяющие «самостоятельность» проекта СЗЗ, прописаны в нормативно-законодательных документах, в частности, - в Постановлении Правительства РФ  №87. Во-вторых, факт самостоятельности проекта СЗЗ подтверждается особенностями процедуры утверждения документа. В соответствии с установленными требованиями проектная документация утверждается заказчиком, проект санитарно-защитной зоны – органами Роспотребнадзора. Когда принимается решение о реконструкции предприятия, как правило, с увеличением производственных мощностей, в составе задания на проектирование должна быть приведена информация либо об утвержденном проекте СЗЗ, либо – заказ на разработку этого проекта. В составе проектной документации существует раздел «Охрана окружающей среды», и в случае отсутствия проекта СЗЗ не представляется возможным обеспечить нормативную разработку указанного раздела. Надо сказать, что трудности с разработкой проекта СЗЗ проявляются в наибольшей степени у так называемых «градообразующих исторических» предприятий, расположенных в населенных пунктах, так как их производственные площадки прилегают к жилой застройке. Спорные моменты выявляются при организации озеленения санитарно-защитных зон. Сущность проблемы заключается в отсутствии понимания того, что такие термины, как «территория предприятия» и «граница земельного участка», абсолютно различны. Санитарные нормы и правила оперируют понятием «территория предприятия». Во всех остальных документах используется категория «границы земельных участков». Территория предприятия меньше границ отведенного земельного участка предприятия - с учетом разницы размеров санитарно-защитной зоны. То есть СЗЗ входит в границы земельного участка, но не является составной частью территорий предприятия и не может быть резервом для его расширения. Нередко допускается нарушение требований, устанавливающих необходимость озеленения санитарно-защитной зоны не менее, чем на 60%. Несоблюдение стандартов озеленения касается, например, деятельности предприятий, санитарно-защитные зоны которых были увеличены вследствие введения в действие новых санитарных норм и правил. Если предприятие расположено в пределах существующей производственной зоны, требуется разработка проекта комплексной СЗЗ производственной площадки. Это необходимо для конструирования полной модели промзоны, а также для создания проекта планировки промышленного района, комплексной санитарно-защитной зоны.
- достоверность и актуальность сведений о действующем производстве. Распространена и такая проблема, как отсутствие при проводимой реконструкции полного описания объекта с информацией о специфике его функционирования на прошедших этапах развития и в современных условиях. Это влечет за собой констатацию факта необоснованности целей реконструкции с точки зрения технологической специфики производственной площадки. И здесь в целом встает вопрос о допуске к намеченной реконструкции. Хотелось бы в очередной раз обратить внимание на необходимость наличия утвержденного проекта СЗЗ как одного из первичных факторов, позволяющих планировать реконструкцию. Обозначенные требования не находят должного выполнения в работе предприятий.
- оценка рисков. Следует остановиться на таком разделе проектной документации, как минимизация возникновения возможных аварийных ситуаций на объектах капитального строительства и последствий их воздействия. Сегодня этот раздел разрабатывается в составе проектной документации предприятиями нефтегазового сектора. Но в ряде случаев существует целесообразность разработки этого раздела предприятиями и другой отраслевой направленности.
- ликвидация производства. При таких работах, как ликвидация производственной площадки, возникают следующие вопросы: 1) пригодности использования территории для других целей, в том числе жилищного строительства; 2) объеме необходимых мероприятий по рекультивации земель; 3) какой именно момент считать ликвидацией производства и исчезновением СЗЗ. Пригодность использования территории с точки зрения Роспотребнадзора устанавливается положительным санитарно-эпидемиологическим заключением на возможность последующей застройки высвобожденной территории под цели, не связанные с промышленным производством. Без наличия такого документа невозможно, в частности, проведение работ по рекультивации земельного участка. Кроме того, согласно Градостроительному кодексу, требуется разработка проекта планировки бывшей производственной площадки под новые функции. В целом важно подчеркнуть, что только при полнообъемном соблюдении комплекса действующих требований можно обеспечить решение задач, связанных с качественным и эффективным промышленным проектированием и в дальнейшем безопасной эксплуатацией предприятия.

Все статьи рубрики