Cтагнация жилищного строительства
Номер журнала:
Рубрика:
Оценка тенденций, характерных для современного этапа развития жилищного строительства, проводилась на заседании с параллельным определением рычагов, которые могут стабилизировать профильный рынок Удмуртии. Для этого были рассмотрены комплексные методы управления сегментом отрасли, применяемые в регионе. Главным образом такой ресурс, как реализация на территории республики приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
При существующем комплексе поставленных задач кризис сместил акценты на проблему снижения темпов строительства жилья, констатировал приоритеты Рустам Махмудович Хабибуллин, первый заместитель главы Минстроя. «Согласно распоряжению Правительства УР от 13.04.09 г. №265-р, утвердившему «Задание по вводу в эксплуатацию жилых домов на территории городских округов и муниципальных районов Удмуртской Республики в 2009 году», в регионе планировалось вести в эксплуатацию 420 тыс. кв. м общей площади жилья, - напомнил специалист. - Всего же за шесть месяцев текущего года в республике сдано в эксплуатацию 144,8 тыс. кв. м жилья. Это на 24,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Индивидуальными застройщиками построено 138 тыс. кв. м, на 11% ниже уровня, зафиксированного в соответствующий период 2008 года».
Снижение темпов строительства, по высказанным оценкам, обусловлено комплексом причин. В большинстве своем источники проблемы носят объективный характер. К основным из них специалисты относят сокращение инвестиций в жилищное строительство, низкий уровень покупательской способности населения и, как особый барьер для развития, - ужесточение кредитной политики организаций банковской сферы. Кроме того, свое влияние оказывает дефицит свободных земельных участков, обеспеченных инженерной и социальной инфраструктурой, отсутствие градостроительной документации и схем территориального планирования. «Решить эти проблемы во многом призваны мероприятия приоритетного национального проекта, - обратил внимание Р. М. Хабибуллин. – Как часть политики государственного регулирования они позволят не допустить резкого падения объемов жилищного строительства и будут способствовать целевому направлению мер господдержки на сохранение спроса на рынке жилья».
Антикризисные меры в секторе жилищного строительства
Одним из механизмов интенсификации массового жилищного строительства была названа разработка градостроительной документации территорий региона. В 2010 году ее наличие станет необходимым условием формирования земельных участков под застройку. Схема терпланирования Удмуртской Республики разрабатывается на текущий момент поэтапно, в увязке со Стратегией социально-экономического развития на период до 2025 года. В 2009 г. на проектные работы по градостроительному и экспериментальному проектированию из республиканского бюджета выделяется 75 млн. рублей. «В рамках этой деятельности разработан проект республиканских нормативов градостроительного проектирования, - отметил докладчик. - Документ содержит качественные требования к составу и содержанию градостроительной документации, помимо этого, - минимальные расчетные показатели создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, обеспечения территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры, регламенты, касающиеся сферы благоустройства».
В качестве стимулирующих инструментов развития сектора был выделен ряд целевых подходов, которые сегодня наиболее активно применяются в республике. Основу системы формирует такое регулирующее направление, как господдержка на рынке спроса жилья. Эта политика реализуется с привлечением мер ипотечного жилищного кредитования, предоставления государственных жилищных сертификатов и свидетельств о безвозмездных субсидиях на приобретение жилья, оказания помощи в улучшении жилищных условий молодым семьям. «За первое полугодие 2009 г. общий объем ипотечного жилищного кредитования в Удмуртской Республике составил 788,2 млн. рублей, - привел данные первый заместитель министра. – За счет выданных ипотечных кредитов и займов улучшили жилищные условия 1384 семьи. За счет средств федерального бюджета на сегодняшний день выдано 24 государственных жилищных сертификата на сумму 38,7 млн. рублей, а также 243 свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья ветеранам и инвалидам. В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» планируется освоить субсидии из федерального бюджета в размере порядка 17 млн. рублей. На софинансирование этих мероприятий из бюджета Удмуртии будет выделено 7,3 млн. рублей. По предварительным оценкам, за счет этих средств 46 молодых семей улучшат свои жилищные условия».
Для повышения ответственности участников профильного рынка, оптимизации качества строительных работ сегодня в Удмуртии продолжается переход отрасли на систему саморегулирования. Создание СРО специалисты также включили в разряд мер, способствующих преодолению существующих проблем. «В сентябре некоммерческие партнерства, созданные на территории Удмуртии, планируют официально получить статус саморегулируемых организаций, - сообщил в ключе этого аспекта Р. М. Хабибуллин. – В настоящее время в республике созданы четыре некоммерческих партнерства, которые должны получить статус некоммерческих организаций. Это такие структуры, как «Строитель», «Межрегионпроект», «Межрегионизыскания» и «Межрегионстрой». На текущий момент некоммерческие партнерства проводят соответствующие работы, связанные с подготовкой документов для включения в государственный реестр СРО». Первый замминистра обозначил основные проблемы, возникшие при переходе отраслевых компаний на систему саморегулирования. «Существуют определенные сложности с формированием компенсационного фонда будущих СРО, - сказал он. - Так, сегодня из 110 членов некоммерческого партнерства «Строитель» лишь 26 субъектов внесли в фонд необходимый денежный взнос. Объективной причиной этого является непростое финансовое положение предприятий из-за стагнации строительного рынка». Однако, как уточнил Р. М. Хабибуллин, финансовые трудности не должны повлиять на озвученные сроки подачи документов для регистрации СРО.
Кризис долевого строительства
При наличии внешних факторов, которые связываются с причинами стагнации строительного комплекса, существует и ряд причин, отрицательно влияющих на его развитие, возникших внутри отрасли. Прежде всего, это проблемы так называемых «серых схем» долевого строительства. Вопрос обманутых дольщиков по-прежнему остается для Удмуртии актуальным. В настоящий период число объектов, на которых приостановлены строительные работы, достигло 20. По наиболее серьезным фактам мошенничества Прокуратурой Удмуртии возбуждено 6 уголовных дел. В отношении порядка 400 семей существуют риски невозврата вложенных в долевое строительство средств.
Среднесрочные перспективы
Факт того, что работы по новым объектам в текущем году практически не ведутся, может сказаться на среднесрочных показателях развития строительной отрасли. Этот аспект был особо подчеркнут в ходе обсуждения обозначенных проблем. «В случае сохранения сегодняшней тенденции, когда не осуществляется строительство новых жилых домов, последствия спада отразятся и на показателях, которые будут фиксироваться после 2010 года», - спрогнозировал ситуацию Р. М. Хабибуллин.
Для стимулирования жилищного строительства, развития рынка жилья предполагается дальнейшее применение уже внедренных и применяемых инструментов государственной поддержки. К ним, кроме прочего, относится реализация программ капитального ремонта жилых домов, переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. К примеру, общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда составляет 199,2 млн. рублей. Ожидается, что «реанимация» жилищного строительного рынка республики будет происходить и посредством привлечения федеральных средств для осуществления профильных программ. В целом, согласно мониторинговым оценкам специалистов Минстроя УР, необходима интенсификация комплекса механизмов, способствующих восстановлению потенциала сектора, которая ориентирована на консолидацию региональных и федеральных ресурсов – прежде всего, управленческого и финансово-экономического характера.
Экспертное мнение
Хабибуллин Рустам Махмутович,
первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР:
Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на развитие строительного комплекса. Его основным последствием для сферы жилищного строительства стало снижение спроса на жилье. В сложившейся ситуации стратегическими целями государственной политики являются преодоление диспропорций, возникших на рынке жилья и жилищного строительства, а также создание условий для удовлетворения потребности и спроса на жилье. Важная роль в их достижении принадлежит реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». К ключевым направлениям реализации нацпроекта на территории республики можно отнести несколько принципиальных задач. Одна из них - развитие массового жилищного строительства. В рамках этого направления проводятся мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, строительству автомобильных дорог новых микрорайонов массовой застройки, развитию инженерной инфраструктуры, а также вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Второе направление реализации нацпроекта связано с государственной поддержкой спроса на рынке жилья. Работы в этой области нацелены на стабилизацию уровня рыночного спроса, сохранение объемов строительства новых объектов, поддержку строительных организаций. Еще один важный элемент системы мероприятий, проводимых в рамках проекта, касается повышения качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг. Это направление требует реализации работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проведению капитального ремонта многоквартирных домов и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Экспертное мнение
Кловзник Анатолий Владимирович,
заместитель министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР:
Ключевым фактором, сдерживающим преодоление этой проблемы, является несоблюдение строительными компаниями действующего законодательства в области градостроительства и долевого строительства. Кроме того, причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии надлежащих механизмов по привлечению к ответственности недобросовестных застройщиков. Согласно общему мнению членов коллегии министерства, сегодня в республике существует острая необходимость в принятии нормативно-правового акта, способствующего поддержке «обманутых дольщиков». Также необходимо принятие документов федерального уровня, которые создали бы рычаги для смягчения ситуаций с уже имеющимися прецедентами нарушения прав граждан и вместе с тем сформировали основу, позволяющую не допустить новых фактов обмана участников долевого строительства.