Руководителям предприятий и МО необходимо усилить контроль над подготовкой к зиме
Номер журнала:
Рубрика:
В зоне деятельности Уральского управления Ростехнадзора (далее Управление) находятся три субъекта Российской Федерации: Свердловская, Челябинская и Курганская области. Зима 2019-2020 гг. в этих регионах прошла без понижения температуры наружного воздуха до критически низких отметок, поэтому отопительный период в целом прошел спокойно. Управление оценило работу теплоснабжающих и теплосетевых организаций по подготовке и прохождению отопительного периода как удовлетворительную.
Технологические нарушения и аварии
Однако без аварийных ситуаций не обошлось. По информации, имеющейся в Управлении, в отопительном периоде 2019-2020 гг. на территории, поднадзорной Управлению, произошло 32 аварии, вызвавшие перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов. Расследование причин данных аварийных ситуаций в соответствии с правилами осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта.
Отопительный период 2019-2020 гг. проведен практически без аварийных ситуаций, приведших к прекращению теплоснабжения потребителей на срок более 24 часов, расследование которых осуществляется органами Ростехнадзора.
Единственный случай – это аварийная ситуация в Челябинской области в декабре 2019 г., приведшая к прекращению теплоснабжения потребителей на срок более 24 часов.
Эта авария произошла на тепловых сетях ЖКС № 10 г. Чебаркуль филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Похожая аварийная ситуация произошла также в ноябре 2019 г. на тепловых сетях муниципального образования «Поселок Уральский», находящихся в эксплуатации ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Федеральный государственный энергетический надзор в отношении данной теплоснабжающей организации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Все технологические нарушения на объектах теплоснабжения трех субъектов Российской Федерации устранялись персоналом теплосетевых и теплоснабжающих организаций оперативно, у Управления не было оснований применять к ним какие-либо санкции, предусмотренные действующим законодательством.
Проверки и типовые нарушения
Ежегодно в период подготовки к ОЗП Ростехнадзором проводятся внеплановые проверки объектов энергетики.
В 2019 г. перед началом отопительного периода по поручениям Правительства Российской Федерации от 18.06.2019 г. № ВМ-П9-4982 и от 19.06.2019 № ДК-П9-5084 Управлением было проведено 110 внеплановых выездных проверок контроля хода подготовки субъектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2019-2020 гг.
По результатам проведенных проверок выданы предписания для их устранения, привлечены к административной ответственности 78 юридических и 136 должностных лиц.
Основными типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований остаются следующие нарушения:
- не проводятся подготовка и аттестация специалистов, осуществляющих эксплуатацию объектов энергетики;
- к эксплуатации привлекаются специалисты сторонних организаций, не прошедшие соответствующую подготовку и аттестацию;
- отсутствуют средства защиты, предусмотренные правилами;
- производственные здания и оборудование не подвергаются периодическому техническому освидетельствованию;
- не проводится капитальный ремонт энергоустановок.
На сегодняшний день проведены проверки выполнения ранее выданных предписаний, срок для исполнения которых истек. В отношении организаций, не выполнивших в установленный срок предписания, были возбуждены и направлены для рассмотрения в судебные органы административные дела.
Уроки прошлого сезона
Проведенные проверки показали, что для устранения нарушений необходимо усилить исполнительную дисциплину на предприятиях и обращать большее внимание на требования законодательства в области теплоснабжения и электроэнергетики при планировании финансовых затрат.
Основной причиной невыдачи паспорта муниципальным образованиям является неготовность теплоснабжающих и теплосетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, или непроведение муниципальным образованием оценки готовности таких организаций.
Руководителям муниципальных образований необходимо усилить контроль за подготовкой объектов теплоснабжения к отопительному периоду 2020-2021 гг., в том числе принять непосредственное участие в подготовке и оценке готовности объектов, в работе которых были выявлены нарушения.