Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Нарушения промышленной безопасности на ОПО с подъемными сооружениями

 
Клименко  Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной безопасности,  директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Клименко Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Опасные производственные объекты с подъемными сооружениями при регистрации получают IV класс опасности. Согласно ч. 5.2 ст. 16 Федерального закона № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» плановые проверки на таких объектах не  проводятся.
Ростехнадзор проверяет объекты только внепланово, причем может прийти без предупреждения (см. ч.ч. 7, 8 и 9 ст. 16 Федерального закона № 116).
Цель любой проверки – обнаружить (зафиксировать) нарушения обязательных требований. В итоге нарушителей ждут санкции Ростехнадзора согласно КоАП РФ.
Нарушения промышленной безопасности на ОПО с ПС можно разделить на три вида:
- нарушения нормативных требований;
- нарушения технических требований;
- нарушения эксплуатационных требований.
Рассмотрим каждый вид более подробно.

Нарушения нормативных требований

Речь о нарушении требований, прописанных в:
- Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО».
- Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).
- Постановлении Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».
- Приказе Ростехнадзора от 19.08.2011 г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
- Приказе Ростехнадзора от 03.07.2019 г. 
№ 258 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» (см. п. 15 – исчерпывающий перечень документов, которые проверит Ростехнадзор).
- ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения», утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. № 533 (далее ФНП по ПС).
- Паспорте и руководстве по эксплуатации ПС (наличие документов, техническое обслуживание и ремонт, освидетельствования и обследования).
В общем виде – это требования к документам и процедурам, которые нужны для законной (и безопасной) эксплуатации ОПО с ПС и самой грузоподъемной техники.
Примеры нарушений,  при наличии которых работа ПС должна быть запрещена (см. п. 255 ФНП по ПС):
1. ПС не поставлен на учет в органах Ростехнадзора (см. раздел VI ФНП по ПС, п. 138-148).
2. Объект с ПС не зарегистрирован в реестре ОПО (см. п. 145-146 ФНП по ПС и Федеральный закон № 116). 
3. Не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО (не разработано положение о производственном контроле, не назначены ответственные и т.д.).
4. Не ведется учет инцидентов на ОПО.
5. Не назначен хотя бы один из специалистов:
- ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;
- ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии;
- ответственный за безопасное производство работ с применением ПС.
6. Ответственные специалисты не аттестованы по промышленной безопасности (А.1 + Б.9.31 или Б.9.32).
7. ПС обслуживает необученный и неаттестованный персонал (крановщики, стропальщики, операторы, механики и т.д.).
8. Не проводятся технические освидетельствования, экспертизы промышленной безопасности.
9. Отсутствуют паспорт и руководство (инструкция) по эксплуатации ПС.
10. Отсутствуют или разработаны на основании недействующих нормативных документов должностные и производственные инструкции для работников ОПО.
11. ПС пущен в работу без записи в паспорте.
12. Не установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов (когда нет указаний в руководстве по эксплуатации или руководство по эксплуатации отсутствует).
13. Отсутствуют проекты производства работ (ППР), технологические карты (ТК), не оформляются наряды-допуски (если необходимы – см. раздел VI ФНП по ПС).
14. Нет полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на ОПО (см. статью 15 Федерального закона № 116) и т. д.

Нарушения технических требований

Речь о нарушении требований, закрепленных в:
- паспорте ПС и руководстве (инструкции) по эксплуатации;
- ФНП по ПС (если требования ФНП не противоречат паспорту и руководству по эксплуатации).
Технические требования связаны с конструктивной целостностью, исправностью и работоспособностью ПС (его элементов и систем) в составе ОПО.
Примеры нарушений (общие и частные):
1. На ПС (ОПО с ПС) есть дефекты, технические неисправности (при их наличии работа ПС должна быть запрещена, см. п. 255 ФНП по ПС):
- трещины или деформации металлоконструкций выше допустимых пределов;
- ослабление креплений в соединениях металлоконструкций;
- неработоспособность заземления, гидро-, пневмо- или электрооборудования;
- неработоспособность указателей, ограничителей, регистраторов, средств автоматической остановки, блокировок и защит, других устройств безопасности;
- недопустимый износ крюков, ходовых колес, канатов, цепей, механизмов и тормозов;
- неисправность системы управления;
- неисправность противоугонных захватов, рельсового пути, тупиковых упоров.
2. Отсутствуют съемные грузозахватные приспособления и тара, соответствующие массе и виду перемещаемых грузов (или они неработоспособны).
3. Неисправен концевой выключатель ограничения высоты подъема груза.
4. Вантовый стрелковый канат не подвергался замене с даты изготовления ПС. 
5. ПС не оборудован координатной защитой для работы в стесненных условиях, либо координатная защита неисправна (не настроена в соответствии с ППР).
6. ПС работает с неисправным концевым выключателем открытия люка кабины.
7. Грузовой канат ПС имеет обрывы проволок, при наличии которых бракуется стальной канат, деформации в виде волнистости, раздавливание прядей и т.д.
8. Применяются неработоспособные съемные грузозахватные приспособления и т.д.

Нарушения эксплуатационных требований

Речь, опять же, о нарушении требований:
- паспорта ПС и руководства (инструкции) по эксплуатации;
- ФНП по ПС.
Эксплуатационные требования сводятся к тому, насколько условия работы ПС (место, период, технологический процесс и др.) соответствуют его разрешенным техническим параметрам (см. паспорт и руководство по эксплуатации). 
Примеры нарушений (при их наличии работа ПС должна быть запрещена, см. п. 255 ФНП по ПС):
1. ПС не соответствует технологическому процессу, в котором задействовано.
2. ПС не соответствует параметрам окружающей среды и региона, где применяется (температурный диапазон окружающей среды, ветровой регион, сейсмичность района).
3. Здания, сооружения, конструкции, которые воспринимают нагрузки от ПС, имеют недопустимые дефекты (трещины, деформации, разрушения).
4. Заводской номер ПС не идентифицируется из-за отсутствия заводской шильды (таблички).
5. Опасная зона действия крана по ППР выходит за территорию строительной площадки и т.д.

Санкции Ростехнадзора за нарушения

Статья КоАП РФ Вид нарушения Наказание
ч. 1 ст. 9.1 – нарушение требований промышленной безопасности Нарушения нормативных, технических 
и эксплуатационных требований

Административный штраф:

1. на граждан (персонал ОПО с ПС – крановщик, стропальщик, оператор и т.д.) – от 2000 до 3000 рублей

2. на должностных лиц (ответственные за ОПО с ПС) – от 
20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок 
от шести месяцев до одного года

3. на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 
90 суток

ч. 3 ст. 9.1 – грубое нарушение требований промышленной безопасности Нарушения нормативных, технических 
и эксплуатационных требований, которые:
- привели/могут привести 
к аварии на ОПО;
- угрожали/угрожают жизни или здоровью людей;
- нанесли/могут нанести вред имуществу физических и юридических лиц и т.д.

Административный штраф:

1) на должностных лиц (ответственные за ОПО с ПС) – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

2) на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ст. 9.19 –эксплуатация ОПО без полиса обязательного страхования Нарушение нормативных требований

Административный штраф:

1) на должностных лиц (руководство эксплуатирующей организации, ответственный за осуществление производственного контроля) – от 15 000 до 20 000 рублей

2) на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей

 

Все статьи рубрики