Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

России необходимы наукоемкие разработки для управления экопромышленными системами и энергобезопасностью

 
БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович, представитель Российского экологического центра в Республике Татарстан,  руководитель проектов, член Академии информатизации Республики Татарстан

БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович
представитель Российского экологического центра в Республике Татарстан, руководитель проектов, член Академии информатизации Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Предлагая рассматривать процессы в вышеперечисленных системах в совокупности их развития и с точки зрения обеспечения экологической и энергетической безопасности и используя методы многофакторного анализа подобных систем с позиций Общей теории критериаль­ной оценки и Закона устойчивого развития, в настоящей работе делается попытка продвинуться в вопросе создания действенных инструментов анализа таких систем. Созданные и планируемые инструменты анализа предполагается использовать в ка­честве составных частей национальных и международных программ и проектов. Применимость подобных подходов была показана при анализе экопромышленных систем [6, 7, 8]. 
Практика применения Общей тео­рии критериальной оценки и Закона устойчивого развития при разработке и использовании комплексных критериев оценки при оценке теоретических изысканий и прикладной деятельнос­ти человека с последующими произведенными изменениями в природе, по причине результата внедрения передовых технических и социально-экономических идей и новшеств, требует внедрения универсальных критериев оценки более высокого уровня. Инновации и прог­рессивные методы развития экопромышленных систем в реальном секторе экономики показывают необходимость применения комплексных критериев оценки при учете вопросов экологической и энергетической безопасности, так как общие проб­лемы безопасности связаны с безопаснос­тью личности в целом, тесно переплетаясь с общегражданским пониманием о среде обитания человека и качестве жизни [1].
Определение понятия «экологическая безопасность» долгое время отсутствовало в российском законодательстве. В ранее действующем законе РСФСР от 19.12.1991 г. № 2061-1 «Об охране окружающей природной среды» [2] не было четкого определения этого понятия. Законом РФ от 05.03.1992 г. № 2426-1 «О безопаснос­ти» [3] установлено: безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а жизненно важные интересы – совокупность потребнос­тей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Об укреплении Российского государства» (1994 г.), Указе Президента РФ от 19.09.1997 г. № 1037 экологическая безопасность названа составной частью национальной безопасности России.
Обеспечение безопасного развития в экологической сфере – важная составляющая перехода России к устойчивому развитию как объективному требованию времени. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] определяет понятие «экологическая безо­пасность». Под экологической безо­пасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможности негативного воздействия хозяйственной и иной дея­тельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Ее параметры со­стояния можно выявить с помощью мониторинга [5]. Обычно оценка состояния среды жизни города включает в себя оценку целого ряда факторов, среди которых и качество питьевой воды.
В мире активно идет разработка критериев и индикаторов устойчивого развития. Этим занимаются ведущие международные организации: ООН, Всемирный Банк, Организация стран экономического сотрудничест­ва и развития (ОЭСР), Европейская комиссия, Научный комитет по проб­лемам окружающей среды (SCOPE) и другие. Эта проблема рассматривается на различных международных конференциях и семинарах [10].
Одним из проектов является Сис­тема интегрированных экологических и экономических национальных счетов, предложенная Статистическим отделом ООН и нацеленная на учет экологического фактора в национальных статистиках, а также программа экологических индикаторов ОЭСР.
Разработка индикаторов устойчивого развития является комплексной и дорогостоящей процедурой, требую­щей большого количества информации, получить которую бывает сложно, а иногда и просто невозможно. Обилие индикаторов, входящих в систему, затрудняет их использование во многих странах в связи с отсутствием необ­ходимых статистических данных.
Внесем уточнение: под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений), позволяю­щий судить о состоянии или изменении экономической, социальной, или экологической переменной; индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи. Примером может служить индекс цены акции (например, индекс Доу Джонса Нью-Йоркской фондовой биржи), который для инвесторов является индикатором общих тенденций рынка на будущее.
Для анализа экофакторсистем* необ­ходимы синтетические критерии, использующие такие подходы, которые позволяют, в том числе, применить и общую теорию критериальной оценки, и подвигающие к решению управленческих задач. К таким критериям относятся интегральные критерии оценки, являющиеся базовым понятийным элементом Общей теории критериальной оценки (ОТКО), которые представлены в ее математическом аппарате следующим образом:
        n           
K = ∑ CiКi ≤ 1,
         i =1
где К – интегральный критерий оценки; Кi – i-я отдельная характе­ристика, входящая в интегральный критерий оценки; 
0 ≤ Кi ≤ 1
Сi – i-й весовой коэффициент i-й отдельной характеристики;
0 ≤ Ci ≤ 1.
К изменяется от 0 до 1:  0 ≤ К≤1 
Разработка таких обобщенных критериев требует и специальных решений, в том числе и постановки задач в лице правительственных органов, и их реализации в структурах муниципальных образований [6, 7, 8].
С целью ознакомления с понятийным минимумом ОТКО ниже приведен ряд извлечений из нее, подходящих рассматриваемой теме: 
5. Критерии образуют системы.
6. Критерии сводятся в систему для оценки концепций, учений, теории, моделей, проектов, технологий в отдельных областях жизнедеятельности социума.
7. Интегральные критерии дают возможность рассматривать совместно количественные и качественные характеристики, в том числе и интег­ральные, применяя весовые коэффициенты.
8. Весовые коэффициенты носят и интегральный характер.
В дополнение к ОТКО при анализе систем можно порекомендовать применять методы, предлагаемые с помощью Закона устойчивого развития, следствий и приложений к нему, в виде графического анализа. 
Известно, что техногенные, экопромышленные, экосоциальные системы и т.п. – устоявшиеся на сегодняшний день определения существующих экофакторсистем* различных уровней и масштабов. С развитием экологических наук внутреннее строение этих систем с недавних пор учеными рассматривается более углубленно.
Цель такого пристального изучения – принятие новых оптимальных управленческих решений, которые синтетически оптимизируют результаты взаимодействия субъектов сис­тем. Для такого рода анализа используются различные методы, в том числе и нахождение оптимумов в экофакторсистемах. 
К оптимальным и неоптимальным результатам можно подойти с различных позиций, в том числе и с нетрадиционных на настоящий момент позиций. Если раздвинуть границы применения Закона створа и ввести некоторые дополнительные критерии и параметры (факторы), отличающиеся от тех, которыми оперировал в материаловедении автор этого закона для ИСК**, академик, д.т.н. И.А. Рыбь­ев [9]. Такой подход позволяет ввести новое, расширенное понятие – принцип створа (правило створа) для экофакторсистем. В этом случае мы можем перенести на принцип створа для экофакторсистем и часть положений, применяемых при использовании Закона створа в известном для него смысле. В свою очередь это ведет к универсализации самого Закона створа и расширению границ понимания его применимости в несколько ином его качестве, в виде принципа (правила) створа. 
Оптимальное состояние для нашего случая характеризуется наличием оптимума или, иными словами, определенным, учитывающим взаимное влияние, общим состоянием элементов (параметров, факторов) системы.
Оптимальная система всегда является отражением принятых особенностей формирования ее в реальных условиях.
Неоптимальными же являются сис­темы, которые не удовлетво­ряют главному условию оптимальности, – наличию точки (зоны) оптимума. Неоптимальные системы могут быть одной из главных причин появления конфликтных (неблагоприятных) ситуаций, являющихся объективным следствием внешних воздействий на экофакторсистему, или результатом отсутствия органичных связей и решений внутри нее.
К рациональным системам отнесем оптимальные экофакторсистемы, которые в полной мере соответст­вуют заданным и притом максимальным показателям факторов в точке (зоне) оптимума, в реальных условиях их формирования и существования во взаимодействии друг с другом. 
Важно остановиться на сочетании факторов (параметров) системы, при котором система, сформировавшаяся при данной объективной ситуации и принятых внутренних и внешних правилах и критериях оценки, является не только оптимальной, но и рациональной.
Оптимальным системам соответст­вуют улучшенные (органично сочетающиеся) показатели по сравнению с неоптимальными системами.
Принцип створа устанавли­вает: рациональной экофакторсистеме соответствует оптимальная система с комп­лексом максимально благоприятных значений параметров, обеспечиваю­щим существование точки (зоны) оптимума в системе.
Полученные по экспериментальным данным графические зависимос­ти в системе координат на плоскости для числовых значений каждого свойства, непосредственно связанного с системой, которые имеют характер экстремальных кривых. В них имеются ниспадающие и возрастающие ветви с максимумом или минимумом числовых значений свойств. Они практичес­ки размещаются на одной линии, то есть в створе (рис. 1).
Все точки экстремумов данного свойства отражают структуру сис­темы, при которой удовлетворяются необходимые требования оптимальности системы, то есть такое их сочетание, которое соответствует существованию точки (зоны) оптимума системы. 
Также заметим, что, в принципе, невозможно иметь стопроцентного значения какого-то одного фактора как в бинарным системах, так и в многофакторных, и где также, как правило, есть оптимум, а крайние варианты отличны от 100 %. На этом основании изложим постулат устойчивого развития: «В устойчивых системах типа «Экологический фактор – Экономический фактор», «Экологический фактор – Экономический фактор – Социальный фактор» и других подобных бинарных и многофакторных системах нет крайних значений одного из факторов, и существует хотя бы один оптимум».
Следствия:
1. В устойчивых экофакторсистемах, системах типа «Экологический фактор… – …i-­й фактор… – …n-й фактор» существует хотя бы один оптимум.
2. В многофакторной системе с оптимумом существуют внутренние по отношению к ней бинарные и многофакторные подсистемы с оптимумами.
3. При временной потере устойчивости в экофакторсистемах возни­кают псевдооптимальные подсистемы.
На основе вышеизложенного сформулируем Закон устойчивого развития:
«В многофакторной устойчивой экофакторсистеме оптимум сущест­вует при определенном благоприят­ном, рациональном сочетании параметров (факторов) составляющих систему в их реальном взаимодействии». 
Экономическая, экологическая или социальная политика – это те рычаги, с помощью которых возможно движение к оптимальному сочетанию в сис­темах «экология – экономика – социум – культура» и других подобных экофакторсистемах.
Для анализа процесса управления при устойчивом развитии под эгидой ООН было предложено к применению на практике 132 параметра (индикатора устойчивости), каждый из которых представляет набор статистических данных по определенному фактору за определенный период о какой-либо стране, территории.
Назрела необходимость в синтетических критериях, использующих такие подходы, которые позво­ляют, в том числе, применить и Общую тео­рию критериальной оценки, а также критерии и методы, подвигающие к решению управленческих задач. Разработка обобщенных крите­риев требует и специальных решений, в том числе и в части постановки задач от лица правительственных органов. И, наконец, при анализе систем рекомендуется применять методы, рассмотренные выше с помощью Закона устойчивого развития, следствий и приложений к нему в виде графического анализа с позиций Общей теории критериальной оценки [6, 7, 8].
В результате поставленных научно-исследовательских и прикладных работ предусматривается разработка критериальных систем по выработке агрегированных индексов, которые будут применяться, в том числе, и в федеральных целевых программах (например, «Чистая вода»), научных изыска­ниях при проведении НИОКР, государственных управляющих структурах с целью выработки управленческих решений. 
Индексы (интегральные критерии) дают возможность выработки прогнозов и реальных мер, стратегических и оперативно-тактических решений по предотвращению как чрезвычайных ситуаций, экологических катаст­роф, энергетических кризисов и климатических коллапсов, так и вести целенаправленную работу по стабилизации экосоциальной обстановки в регионах РТ, РФ и на территориях континентальных областей на уровне геополитических систем, создать предпосылки для принятия контрмер по торможению развивающихся сис­тем климатического оружия. Чрезвычайные ситуации, а равно экологические и климатические бедствия требуют колоссальных энергетических и ресурсных затрат при их ликвидации, минимизации ущерба. Таким образом, особого внимания заслуживает прогнозирование и преду­преждение последних. 

* Экофакторсистема – система, включающая в себя и учитывающая экологический фактор;
** ИСК – искусственные строительные конгломераты [9]. 

Литературы:
1. Ашнина Л.Н. Экологическая безопасность при использовании неф­тегазовых ресурсов: Конституционно-правовые аспекты // Безопасность труда в промышленности. № 6, 2009.
2. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2061 – 1 «Об охране окружающей среды» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 10. – С. 457.
3. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2 446 – 1 «О безопасности» // Ведо­мости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1992. – № 5. – С. 769.
4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 2. – С. 133.
5. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. «Экология. Природа – человек – техника», М. : ЮНИТИ, 2001.
6. Булатов Р.И. Методы анализа внутренних связей при поиске оптимумов в период организации и развития экопромышленных систем социальной направленности с позиций Общей теории критериальной оценки, Закона устойчивого развития, постулатов и приложений к нему // Доклад. Семинар «Чистое производство» // Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан. Казань. 22 февраля 2007 г.
7. Булатов Р.И. Общая теория критериальной оценки.
8. Булатов Р.И. Методы многофакторного анализа экопромышленных систем водоочистки и водоотведения с применением элементов Общей теории критериальной оценки и Закона устойчивого развития // Доклад на Втором Конгрессе «Чистая вода. Казань» 29-31 марта 2011 г. 
9. Рыбьев И.А. Строительное материаловедение. – М. : Высш. шк., 2002 г.
10. Тарасова Н.П., Кручинина Е.Б. Индексы и индикаторы устойчивого развития // Интернет.

 

Все статьи рубрики