Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2023

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Рослесхоз разъяснил новый порядок отвода и таксации лесосек

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Письмом Рослесхоза от 20.03.2023 № ИС-06-54/6021 «О разъяснении» подробно разъяснен порядок отвода и таксации лесосек, составления таксационного описания лесосеки, проведения предварительного осмотра лесосеки. Предлагаем ознакомиться с информацией ведомства. 

Новые нормативные акты

В письме Рослесхоза сообщается, что с 1 марта 2023 г. вступили в силу следующие Приказы Минприроды России:
- от 17.10.2022 № 688 «Об утверждении Порядка отвода и таксации лесосек и о внесении изменений в Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. N 993»;
- от 14.10.2022 № 687 «Об утверждении состава сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки, порядка составления таксационного описания лесосеки, требований к его формату в электронной форме, порядка определения несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, формы таксационного описания лесосеки»;
- от 29.09.2022 № 641 «Об утверждении порядка проведения предварительного осмотра лесосеки, порядка составления акта предварительного осмотра лесосеки, внесения изменений в акт предварительного осмотра лесосеки и формы такого акта, а также порядка составления и формы уведомления о невозможности проведения лесосечных работ».
Начиная с 1 марта 2023 г., отвод и таксация лесосек, составление таксационного описания лесосеки, проведение предварительного осмотра лесосеки должны производиться в соответствии с указанными документами.
Пересмотра не требуется
Материалы ранее проведенных работ по отводу и таксации лесосек могут быть использованы для заполнения таксационного описания лесосеки, если они не противоречат его установленной форме.
Кроме того, сведения, внесенные в лесные декларации на основании проведенных до 1 марта 2023 г. отвода и таксации лесосек, не требуют составления таксационных описаний и подачи их в установленном порядке при условии, что такие лесные декларации направлены в уполномоченный орган до 1 марта 2023 года и отсутствуют основания для отказа в их приеме в соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, требованиями к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденными Приказом Минприроды России от 29.04.2021 № 303.
Не требуется составления таксационного описания лесосеки при осуществлении рубки на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных в рамках государственных заданий на осуществление работ по сохранению лесов, и государственных контрактов на проведение таких работ, если эти договоры или контракты заключены до 1 марта 2023 г.

Обязательная таксация

Лица, использующие леса не в целях заготовки древесины, но при этом осуществляющие рубки лесных насаждений, должны производить отвод и таксацию лесосек, а также составлять таксационное описание лесосеки.
Что касается составления таксационного описания при рубке деревьев в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, не предоставленных в пользование, то в данном случае отвода и таксации лесосек и составления таксационного описания не требуется.
Осуществление отвода и таксации лесосек и составление таксационного описание лесосеки также обязательно:
- при проведении лесосечных работ государственными учреждениями при осуществлении мероприятий по сохранению лесов;
- перед заключением договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Следует также иметь в виду, что отвод и таксация лесосек и составление таксационного описания необходимы для всех видов рубок ухода за исключением рубок осветления и прочисток.
Осуществление отвода и таксации лесосек и составление таксационного описание лесосеки также обязательны при проведении любых лесосечных работ, в том числе и проводимых государственными учреждениями, указанными в ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса, при осуществлении ими мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Выполнение работ

Лесосечные работы проводятся в соответствии с таксационным описанием лесосеки и технологической картой лесосечных работ.
Выполнение лесосечных работ без таксационного описания лесосеки не допускается.
Ч. 10 ст. 23.3 Лесного кодекса определяет, что выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек осуществляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Квалификационные требования и порядок аттестации специалиста на право осуществления мероприятий по лесоустройству, отводу и таксации лесосек, порядок и случаи аннулирования выданных аттестатов утверждены приказом Минприроды России от 20.11.2022 № 693. Приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г.
Вместе с тем изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2022 № 1839 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353», позволяют до 1 марта 2025 г. осуществлять работы и оказывать услуги по отводу и таксации лесосек специалистами, не прошедшими соответствующую аттестацию и не включенными в реестр таких специалистов.
В настоящее время услуга по аттестации специалистов выводится на ЕПГУ и будет доступна во втором квартале этого года в добровольном порядке.

Обеспечение работ

П. 5 Порядка отвода и таксации лесосек, утвержденного приказом Минприроды России от 17.10.2022 № 688 (далее — Порядок), установлено, что в случаях проведение лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также при проведении мероприятий, предусмотренных ст. 19 Лесного кодекса (если осуществление соответствующих мероприятий не возложено в установленном порядке на лиц, использующих леса), отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий и могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, определенным в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом вопросы отвода и таксации лесосек для заготовки древесины при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, предусмотренных ч. 2 и ч. 4 ст. 29.1 Лесного кодекса, в указанных документах не отражены.
Рослесхоз считает, что отвод лесосек в целях осуществления заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также для исключительных случаев, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд, должны также осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 Лесного кодекса.

Сроки работ

Проведение работ по отводу и таксации лесосек, составление таксационного описания лесосеки и его направление в уполномоченный орган могут осуществляться в любое время, но не менее чем за 15 дней до начала лесосечных работ. Лесное законодательство устанавливает минимальный срок предоставления таксационного описания в уполномоченный орган, при этом максимальный срок предоставления не установлен.
По мнению Рослесхоза, необходимо производить отвод и таксацию лесосек, составлять таксационное описание лесосеки, направлять его в уполномоченный орган, производить (при необходимости) предварительный осмотр лесосеки, составлять акт предварительного осмотра — и на их основе вносить сведения в лесную декларацию.

Подача сведений

Согласно пункту 2 Руководства разработчика по работе с форматами 4.X электронных документов, размещенного на официальном сайте Рослесхоза в разделе «Актуальная документация по использованию форматов электронного документа в формате XML», возможно использование существующих специализированных программных обеспечений (далее — СПО) и Web-сервисов, которые позволяют в упрощенном порядке создавать электронные документы лесопользователя в формате XML на основе представленной на официальном сайте Рослесхоза в разделе «Документы: образцы документов» XSD-структуры.
Граждане и юридические лица вправе самостоятельно принимать решение о выборе СПО. В реестре российского программного обеспечения представлен ряд программных продуктов, позволяющих формировать документы в XML-формате для дальнейшего их использования на портале государственных услуг.
Таксационное описание лесосеки составляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, использующими леса и осуществляющими лесосечные работы, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением обосновывающих материалов, предусмотренных порядком отвода и таксации лесосек.
При этом таксационное описание подписывается руководителем учреждения (или иным лицом, уполномоченным руководителем в установленном порядке), производящего отвод и таксацию лесосеки по поручению уполномоченного органа, а также лицом, осуществляющим использование лесов.

Проверка сведений

Уполномоченные органы проверяют соответствие сведений таксационного описания лесосеки информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в их распоряжении (далее — информация о фактическом состоянии лесосеки), в течение 3 рабочих дней с даты поступления таксационного описания лесосек от заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.4 Лесного кодекса в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении у уполномоченного органа, не позднее чем за пять дней до дня планируемого начала лесосечных работ таким органом в обязательном порядке проводится предварительный осмотр лесосеки.
При назначении предварительного осмотра лесосеки уполномоченный орган обязан известить заявителя о дате проведения осмотра не менее чем за 3 рабочих дня до дня проведения осмотра тем же способом, которым было направлено таксационное описание.
При этом уполномоченный орган не обязан извещать заявителя о принятии таксационного описания лесосеки в случае его соответствия информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся у уполномоченного органа.
До вывода услуги на ЕПГУ Рослесхоз рекомендует информировать лиц, подавших таксационное описание лесосеки, о его принятии способом, которым оно было направлено.

Осмотр лесосеки

Осмотр осуществляется с выездом на лесной участок и составлением акта предварительного осмотра лесосеки.
При осмотре может осуществляться закладка пробных площадей с оформлением перечетных ведомостей деревьев, расчетом объемов древесных пород по сортиментам и крупности и составлением схемы расположения пробных площадей.
При осмотре также осуществляется фотофиксация лесосеки, включающая в себя серию фотоснимков, фиксирующих границы лесосеки.
Результаты отвода и таксации лесосеки при осмотре признаются неудовлетворительными в следующих случаях:
а) не соблюдены правила заготовки древесины, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, порядок отвода и таксации лесосек;
б) выявлено расхождение данных таксационного описания лесосеки с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины на лесосеке более чем на 10 % по запасу и видовому (породному) составу;
в) выявлена ошибка в эксплуатационной площади лесосеки более чем на 3 %;
г) выявлено неудовлетворительное отведение лесосек в натуре (неясность границ, отсутствие столбов или надписей на столбах на углах лесосек, к которым произведена инструментальная привязка к постоянным ориентирам, нарушение точности съемки границ и привязки лесосек).
При отводе лесосек под выборочные рубки и рубки ухода за лесами результаты отвода и таксации лесосеки признаются неудовлетворительными также в следующих случаях:
а) выявлено расхождение запасов вырубаемой древесины более чем на 10 %;
б) неверно произведен отбор деревьев в рубку (неправильно назначенных и неправильно оставленных) более чем в 10 % случаев от общего числа подлежащих рубке деревьев.
При установлении по итогам осмотра хотя бы одного из обстоятельств в акт вносится соответствующая информация, на основании которой составляется уведомление о невозможности проведения лесосечных работ.
В случае если по итогам осмотра данные таксационного описания лесосеки отличаются от фактического состояния лесосеки более чем на 10 % по запасу и по видовому (породному) составу, в таксационное описание лесосеки в обязательном порядке вносятся изменения с приложением акта.
Акт направляется заинтересованному лицу или его представителю в день составления акта с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 6 ст. 23.4 Лесного кодекса в случае, если таксационное описание лесосеки не возвращено в установленном порядке направившему его лицу, такое таксационное описание считается принятым уполномоченным органом.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 23.4 Лесного кодекса в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся у уполномоченного органа, в течение десяти дней в государственный лесной реестр в обязательном порядке вносятся сведения о фактическом состоянии лесосеки с учетом принятого таксационного описания и акта предварительного осмотра лесосеки.
Следует иметь в виду, что материалы отвода и таксации лесосеки, акты предварительного осмотра лесосеки не требуют внесения изменений в проект освоения лесов и договор аренды лесного участка, если не увеличивается ежегодный объем заготовки древесины, установленный договором или проектом освоения лесов.
Составленная на основании данных отвода лесная декларация в случае несоответствия проекту освоения лесов может быть отклонена только при несоответствии формы и виду рубки или при превышении декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка.

Все статьи рубрики