Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Латыпов  Марат Раисович, начальник Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

МЧС России напоминает, что все нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности влекут непосредственную угрозу или причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан.  Последним примером страшных последствий таких нарушений стал пожар в  г. Костроме. О необходимости соблюдения мер пожарной безопасности, важности подготовки коллектива к правильным действиям при возникновении ЧС редакции журнала рассказали в Главном управлении МЧС России по Республике Башкортостан.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Жить – чтобы созидать, работать – чтобы улучшать жизнь!  Расположенное в г. Нижнекамске Акционерное общество «ТАИФ-НК» – яркий пример современного, динамически развивающегося предприятия, успешно сочетающего в своей деятельности амбициозные промышленные задачи, стратегическую социальную направленность, высокие стандарты промышленной безопасности и неумолимо растущую планку экологической ответственности.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Теги

Рекомендации Ростехнадзора по разработке ПМЛА для ОПО хранения и переработки растительного сырья

КЛИМЕНКО Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

КЛИМЕНКО Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее ПМЛА). Вместе с руководством утверждены:
1. Титульный лист ПМЛА для ОПО хранения и переработки растительного сырья (приложение №1 к приказу).
2. Образец для списка должностных лиц госорганов и организаций, которые извещаются об аварии на ОПО (для включения в ПМЛА, приложение № 2 к приказу).
3. Форма Акта оценки фактических данных о наличии и техническом состоянии (исправности) средств пожаротушения, систем пожарной и аварийной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной защиты, аварийного освещения на объекте (приложение № 3 к приказу).
4. Форма Акта проверки устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из цехов и отделений объекта, освидетельствования наружных эвакуационных лестниц (приложение № 4 к приказу).
5. Журнал ПМЛА (образец в приложении № 5 к приказу).
6. Перечень мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей (образец для включения в ПМЛА, приложение № 6 к приказу).
7. Перечень типовых мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО хранения и переработки растительного сырья (приложение № 8 к приказу).
8. Форма журнала учебно-трени-ровочных занятий (приложение № 9 к приказу).

Обратите внимание: руководство по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации аварий на ОПО хранения и переработки растительного сырья» (далее руководство), утвержденное приказом, не является нормативным правовым актом (п. 1). Можно использовать иные способы (методы) для планирования и реализации мероприятий по локализации и ликвидации аварий (Рос-технадзор разрешает).

Общие положения

Руководство дает рекомендации:
- по разработке и изучению ПМЛА для ОПО хранения и переработки растительного сырья 1-3 классов опас-ности;
- по организации учебно-трени-ровочных занятий.
Информация из руководства подходит для ОПО 4 класса опасности (согласование с АСФ не требуется).

Рекомендации по разработке и оформлению ПМЛА

Для разработки ПМЛА Ростехнадзор рекомендует создавать комиссию в составе:
- руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей ОПО;
- главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной/пожарной безопасности и охране труда и т.д.);
- начальников соответствующих цехов (участков) ОПО;
- представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (при необходимости).
- представителей АСФ, с которым заключен договор на обслуживание ОПО.
Ростехнадзор также советует:
1. Включать в ПМЛА список должностных лиц госорганов и организаций, которые извещаются об аварии на ОПО (образец см. в приложении № 2 к руководству). При этом порядок и способы оповещения лучше утвердить приказом.
2. Периодически оценивать наличие и состояние:
- систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации;
- системы оповещения об авариях;
- средств связи и управления эвакуацией людей;
- средств пожаротушения и противодымной защиты;
- аварийного освещения.
Результаты проверки оформлять актом (образец см. в приложении № 3 к руководству).
3. Проверять устройство эвакуационных путей и наружные эвакуационные лестницы (для высотных зданий). Результаты проверки оформлять  актом (образец см. в приложении № 4 к руководству).
4. Отражать в специальном журнале (см. приложение № 5 к руководству, прилагается к ПМЛА) первоочередные действия при получении сигнала об аварии.
5. На стадии разработки ПМЛА определять место для оперативного штаба по локализации и ликвидации аварии.

Общие разделы ПМЛА

В описании ОПО Ростехнадзор рекомендует указывать:
1) производственную (проектную) мощность (тонн в сутки);
2) перечень входящих в состав ОПО:
- основных производственных, производственно-складских (складских) зданий;
- основного технологического, транспортного и аспирационного оборудования;
- приемно-отпускных устройств;
3) описание технологических процессов на ОПО согласно технологическому регламенту;
4) оснащенность оборудования, зданий и сооружений средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (перечень таковых);
5) оснащенность ОПО средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;
6) оснащение ОПО системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков, взрыворазрядных устройств;
7) наличие эвакуационных путей и запасных выходов, способы и порядок эвакуации и т.д.
К ПМЛА советуют прикладывать:
1) Генеральный план территории ОПО, планы зданий (помещений) с указанием:
- основного оборудования;
- входов и выходов производственных помещений;
- местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых при аварии.
2) Схемы расположения основных коммуникаций ОПО.
3) Перечень СИЗ для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения.
4) Перечень материально-тех-нического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий.
5) Перечень мероприятий по локализации-ликвидации аварий и спасению людей, в котором описаны возможные сценарии возникновения и развития аварийных ситуаций (образец см. в приложении № 6 к руководству, комментарий — в п. 17 руководства). 

Обратите внимание: основные виды и причины аварий (взрывов) даны в приложении № 7 к руководству. Перечень основных (типовых) мероприятий по локализации и ликвидации аварий — в приложении № 8.

Специальный раздел ПМЛА

В специальном разделе ПМЛА можно:
- определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
- предусмотреть согласованность действий производственного персонала ОПО и нештатного АСФ из числа работников ОПО;
- зафиксировать необходимость привлечения профессиональных АСФ (с указанием конкретной организации).
Специальный раздел ПМЛА:
- содержит порядок действий персонала ОПО и профессиональных АСФ по локализации и ликвидации аварий (см. ниже);
- сведения об организации ма-териально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации-ликвидации (советы РТН см. в разделе VI руководства).

Рекомендации по изучению ПМЛА

Ростехнадзор рекомендует:
1. Хранить копии ПМЛА:
- у ответственного руководителя;
- в оперативном штабе;
- у главного инженера (механика, технолога, энергетика);
- у лица, оповещающего об аварии;
- у начальника нештатного АСФ из числа работников ОПО (при наличии);
- у других должностных лиц, задействованных в мероприятиях по локализации-ликвидации аварий.
2. Ознакомить с ПМЛА (разделами ПМЛА):
- ответственных руководителей и специалистов;
- производственный и медицинский персонал ОПО;
- членов нештатного АСФ из числа работников ОПО (при наличии).
3. Проводить проверку знаний ПМЛА в квалификационной (экзаменационной) комиссии самой эксплуатирующей организации:
- при допуске рабочих, руководящих работников и специалистов к самостоятельной работе;
- при периодическом контроле уровня знаний (не реже одного раза в 12 месяцев);
- во время учебно-тренировочных занятий;
- при пересмотре ПМЛА;
- при переводе работников на другое рабочее место;
- при неквалифицированных действиях на учебных тренировках.
Состав комиссии, порядок проверки знаний и оформления ее результатов лучше закрепить внутренними распорядительными документами (приказами, регламентами и т.д.).

Обратите внимание: ответственность за изучение и проверку знаний ПМЛА должен нести руководитель эксплуатирующей организации (в подразделениях владельца ОПО — руководитель подразделения). 

Порядок действий персонала ОПО по локализации и ликвидации аварий

Руководство работами по локализации и ликвидации аварий возлагают на ответственного руководителя, назначенного приказом по эксплуатирующей организации.
До прибытия ответственного руководителя за спасение людей и руководство работами отвечают должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.
Если в организации есть нештатные аварийно-спасательные службы из числа работников ОПО, то до прибытия профессиональных АСФ работами руководит начальник нештатного формирования.
Ответственный руководитель:
- узнав обстановку, немедленно запускает мероприятия из ПМЛА, а также обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию;
- узнает количество застигнутых аварией людей, их местонахождение, принимает оперативные меры по спасению;
- проверяет, вызваны ли профессиональное АСФ, скорая медицинская помощь, дошла ли информация об аварии до должностных лиц из списка оповещения;
- дает указания о выставлении постов у места аварии и об удалении людей из опасных зон;
- информирует об обстановке на аварийном объекте всех участников процесса;
- проводит целевой инструктаж;
- разрабатывает оперативный план-график по спасению людей и ликвидации аварии совместно с руководством АСФ и ответственными должностными лицами объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария;
- определяет ответственного за ведение оперативного журнала ПМЛА и контролирует его заполнение;
- определяет, возможны ли ремонтно-восстановительные работы и мероприятия по предотвращению подобных аварий в будущем.
Оперативный штаб по локализации и ликвидации аварий решает следующие задачи:
- координирует согласованные действия (взаимодействие) всех участников процесса;
- определяет (корректирует) размеры безопасной зоны и безопасных путей прохода к аварийному объекту (цеху, участку, площадке);
- обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию, оказание медпомощи пострадавшим;
- определяет условия для безопасного ведения всех работ и выдает средства для локализации и ликвидации аварии;
- организует работы по отбору и анализу газов, флегматизации аварийных силосов и выгрузке растительного сырья из силосов и бункеров с последующей его эвакуацией в безопасную зону;
- организует выполнение п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов на ОПО (утв. Приказом РТН от 19.08.2011 г. № 480).
Руководитель эксплуатирующей ОПО организации:
- получив сообщение об аварии, незамедлительно прибывает на ОПО, проверяет оказание медпомощи пострадавшим, обеспечивает работу транспорта;
- совместно с руководителем работ по локализации-ликвидации обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию;
- при аварийных работах более 6 часов организует питание и отдых участников процесса.
Лицо, оповещающее об аварии (диспетчер или иной назначенный работник):
- вызывает профессиональное АСФ, скорую помощь, извещает об аварии должностных лиц согласно списку оповещения;
- записывает данные о вызовах и оповещениях в оперативный журнал ПМЛА с указанием даты и времени.
Ответственный работник объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
- сразу сообщает о нештатной ситуации лицу, оповещающему об аварии;
- до приезда ответственного руководителя выполняет его обязанности, руководствуясь ПМЛА;
- совместно с руководителем работ по локализации-ликвидации аварии обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию.
Сменный мастер объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
- незамедлительно сообщает об аварии начальнику объекта (цеха, участка, площадки);
- до приезда ответственного руководителя организует спасение людей, локализацию и ликвидацию аварии (по указанию вышестоящего лица и согласно ПМЛА);
- после прибытия ответственного руководителя поступает в его распоряжение;
- совместно с руководителем работ по локализации-ликвидации аварии обеспечивает безопасность персонала и его эвакуацию.
Аппаратчики объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария:
- незамедлительно сообщают об аварии сменному мастеру или начальнику объекта (цеха, участка, площадки);
- в целях локализации аварии отключают транспортное и технологическое оборудование;
- содействуют эвакуации людей из опасной зоны, участвуют в локализации-ликвидации;
- помогают пострадавшим при аварии;
- находясь вне объекта и узнав об аварии, немедленно являются к ответственному руководителю работ (сменному мастеру или начальнику объекта) для получения задания.
Ответственные должностные лица (гл. инженер, механик, технолог, энергетик и т.д.):
1) организуют специализированные бригады и устанавливают дежурство слесарей, электриков и другого персонала, чтобы восстановить нормальную работу производства;
2) по указанию ответственного руководителя организуют выгрузку продукта хранения, подвергшегося самосогреванию (самовозгоранию);
3) по указанию ответственного руководителя обеспечивают:
- остановку оборудования;
- перекрытие технологических коммуникаций;
- выключение или включение электроэнергии;
- бесперебойное действие связи;
- исправное состояние водопровода;
- бесперебойную работу нужного электромеханического оборудования и транспортных средств;
4) совместно с руководителем работ обеспечивают безопасность персонала и его эвакуацию.
Начальники, сменные мастера и аппаратчики других цехов (участков, площадок) ОПО, не подвергшихся аварии или ее последствиям:
- находясь в момент аварии на ОПО, после сообщения о ней действуют согласно ПМЛА и информируют о своих действиях ответственного руководителя;
- находясь вне объекта, после сообщения об аварии приходят к ответственному руководителю для выполнения его заданий.

Обратите внимание:
1. Производственный персонал объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария, не задействованный в работах, немедленно покидает ОПО (или оказывает посильную помощь в безопасной зоне).
2. Инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда, получив сообщение об аварии, незамедлительно прибывает на объект к ответственному руководителю и действует по его указанию.
3. Медицинский персонал организации (при наличии) выезжает на место аварии, оказывает первую медпомощь пострадавшим и непрерывно дежурит во время работ по локализации-ликвидации.

Рекомендации по учебно-тренировочным занятиям согласно ПМЛА

В плане учебно-тренировочных занятий Ростехнадзор советует указывать:
- цель, дату, время и место проведения (по сценарию с учетом ПМЛА);
- сценарий предполагаемой аварии и место ее возникновения;
- состав комиссии, оценивающей действия персонала на занятии;
- исходную обстановку и группировку сил;
- порядок учебно-тренировочного занятия;
- перечень мероприятий, чтобы предотвратить нарушения технологического режима, перерывы в нормальной работе ОПО (цеха, участка, площадки);
- местонахождение членов комиссии (в оперативном штабе, помещении диспетчера, в цехах).
При подготовке учебно-тре-нировочных занятий Ростехнадзор рекомендует учитывать:
- реальную готовность организации к действиям при аварии;
- создание на учениях обстановки, максимально близкой к реальной аварийной ситуации;
- технологические особенности ОПО, где планируется учебная тренировка;
- возможность на практике опробовать технические силы и средства локализации-ликвидации в соответствии со сценарием аварии;
- возникновение на занятиях ситуаций (их надо исключить), которые могут привести к инцидентам или реальным авариям, травмированию персонала, материальному ущербу, изменению в работе ОПО, нанесению ущерба окружающей среде.
К учебным тренировкам Ростехнадзор советует привлекать:
- производственный персонал ОПО;
- нештатное АСФ из числа персонала ОПО (при наличии);
- медико-санитарные и другие службы;
- членов профессиональных АСФ, с которым заключен договор на обслуживание объекта.
На учебно-тренировочных занятиях нужно отработать (проверить):
- порядок и время оповещения людей, застигнутых аварией;
- порядок оповещения руководителей и специалистов организации согласно ПМЛА;
- действия ответственного руководителя и диспетчера (лица, ответственного за оповещение);
- вызов и прибытие профессиональных АСФ;
- вызов и прибытие руководителей и специалистов владельца ОПО;
- время, затраченное на выход (вывод) людей из места аварии;
- действия руководителей и специалистов согласно ПМЛА;
- организованную подачу воды к месту тушения пожара с расчетными параметрами (при пожаре);
- знание эвакуационных маршрутов.
Для проведения учебных тренировок лучше создавать комиссию под председательством технического руководителя (главного инженера) ОПО. В этом случае оценка готовности к спасению людей, локализации и ликвидации аварии будет более объективной.

Обратите внимание: ответственность за качественное проведение учебной тревоги лучше возлагать на председателя такой комиссии.

В ходе учебных тренировок комиссия оценивает:
1) подготовленность к решению задач, предусмотренных ПМЛА;
2) наличие, достаточность и состояние средств связи и оповещения об аварии;
3) наличие, достаточность и состояние технических средств для локализации-ликвидации аварии, а также правильность их размещения и применения;
4) состояние эвакуационных путей, выходов из аварийного цеха, участка, площадки;
5) наличие и достаточность финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварии;
6) качество совместной работы персонала ОПО, нештатного АСФ (при наличии) и профессиональных спасателей.
После учений (для их обсуждения и анализа) Ростехнадзор советует проводить совещание, в котором участвуют:
- работники организации, задействованные в занятиях;
- представители нештатного АСФ (при наличии);
- сотрудники профессионального АСФ (по согласованию).
По результатам собрания составляют Акт проведения учебной тревоги, который:
- подписывают все члены комиссии;
- утверждается председателем комиссии;
- передается руководителю эксплуатирующей организации.
Акт содержит:
- дату проведения учений;
- вид и место условной аварии;
- отступления от требований промбезопасности, выявленные при учениях;
- перечень мероприятий, чтобы устранить несоответствия и повысить уровень готовности к локализации и ликвидации аварий (с указанием сроков выполнения).

Обратите внимание: выполнение мероприятий согласно акту контролирует лицо, ответственное за промышленную безопасность в организации.

Ростехнадзор также рекомендует:
1. Проводить учебно-тренировоч-ные занятия не реже одного раз в год для каждого ОПО (посезонно, в зимнее и летнее время).
2. Фиксировать результаты учений в специальном журнале (см. в приложении № 9 к руководству).

Все статьи рубрики