Каюм Кадеев: «Главное — умение работать с людьми»
Номер журнала:
Рубрика:
«Самое лучшее и дорогое — Родина. Горе твое — это наше горе, Родина»
Каюм Мустафаевич родился 28.10.1928 г. в с. Кривозерье Лямбеского района Мордовской АССР в семье рабочего. Детство было тяжелое, предвоенное. Когда началась Великая Отечественная война, отец, как и миллионы советских людей, ушел на фронт. На предприятиях мужчин заменили подростки, старики и женщины. Это были настоящие герои трудового фронта, достойные восхищения.
- Когда отец ушел защищать Родину, я пошел работать на Лесопильный завод. Мне было 13 лет, тогда я только окончил пятый класс. Чтобы меня приняли на завод, я в паспорте у мамы исправил свой возраст, потому что можно было работать только с 14 лет. Трудились наравне со взрослыми — изготавливали ящики для снарядов.
Каюму Мустафаевичу пришлось на время забыть об учебе. Мальчик быстро повзрослел, он стал единственным кормильцем в семье.
Война была серьезным испытанием для многонационального народа. И в тылу, и на фронте его выдержали с честью. Удивительное мужество и стойкость, которые проявил советский народ в те тяжелые годы, дали возможность стране выстоять в кровопролитной войне.
- Помню 9 мая 1945 г. — все ликовали и радовались Победе. Отец вернулся домой только в конце 1945 г., он принимал участие в войне с Япо-нией. И с 1946 г. я продолжил обучение в школе.
В 1948-1949 гг. — слесарь, бригадир Тракторной базы в г. Баку АзССР. В 1949 г. поступает на дневное отделение нефтяного техникума имени Октябрьской революции в г. Баку.
- Мастер подводил нас к буровому станку, клал руку каждого на станок и говорил: «Чувствуешь, как работает долото на забое?».
После обучения Каюм Мустафаевич попал по распределению в Татарскую АССР.
Родился 28.10.1928 г. в с. Кривозерье Лямбеского района Мордовской АССР. В 1948–1949 гг. — слесарь, бригадир Тракторной базы в г. Баку АзССР. В 1950–1954 гг. — помощник бурильщика 6 разряда в конторе бурения «Татнефть», г. Лениногорск, Татарская АССР. В 1954-1963 гг. — начальник Ново-Письмянской РГТИ Татарской Государственной горнотехнической инспекции, г. Лениногорск, Татарская АССР. В 1957 г. принят в КПСС. 1963-1965 гг. — второй секретарь, потом первый секретарь ГК КПСС, г. Лениногорск, Татарская АССР. В 1965-1989 гг. — начальник Управления Татарского округа Госгортехнадзора СССР. За годы работы заслужил непререкаемый авторитет среди коллег и поднадзорных организаций. Общий стаж работы в системе надзорного ведомства — 24 года. |
Впервые применяется дефектоскопия (УЗД) после сварки в нефтяной промышленности. В дальнейшем распространяется на всю нефтяную промышленность СССР. |
«Только труженикам — слава, только им — венок в веках!»
Свой трудовой путь Каюм Мустафаевич продолжил помощником бурильщика шестого разряда в конторе бурения «Татнефть» в г. Лениногорске, где зарекомендовал себя как ответственный и трудолюбивый специалист.
С 1954 по 1963 гг. был начальником Ново-Письмянской РГТИ татарской Государственной горнотехнической инспекции. И здесь он прошел большую трудовую школу.
В 1957 г. принят в КПСС. В 1962 г. окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина.
В 1963 г. он перешел на партийную работу в Лениногорский горком партии. 1963-1965 гг. — второй секретарь, потом первый секретарь ГК КПСС г. Лениногорска. В 1965 г. вернулся на производство заместителем начальника нефтепромыслового управления «Лениногорскнефть» объединения «Татнефть». Но в этом же году перевели в Управление Татарского округа Госгортехнадзора СССР — руководителем, где на этом посту трудился до пенсии.
- Я принимал Управление у первого руководителя Бибилурова Виктора Петровича, тогда в штате было всего 70 человек. Шло бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, строились и вводились в эксплуатацию крупнейшие предприятия на поднадзорной Управлению территории: Татарской, Чувашской и Марийской АССР.
С развитием промышленности росла и численность инспекторского состава, создавались новые районные горно-технические инспекции. Со строительством новых объектов и рождением новых городов появлялись и новые виды надзора, а некоторые из низ постепенно превращались в самостоятельные службы.
- Мне посчастливилось работать под руководством Мельникова Леонида Георгиевича, председателя Госгортехнадзора СССР. Управление Татарского округа подчинялось напрямую Госгортехнадзору СССР. А поднадзорные промышленные предприятия на территории трех республик напрямую подчинялись министерствам Советского Союза. Ежеквартально представители комитетов Госгортехнадзора союзных республик и начальники округов приглашались в Москву, где мы докладывали о проделанной работе и перед нами ставили новые серьезные задачи, которые предстояло решить.
Большой вклад в развитие Татарстана внес первый секретарь Татарского обкома Табеев Фикрят Ахметзянович. Вспоминает Каюм Мустафаевич:
- Он был самым молодым среди первых секретарей обкомов партии — ему было всего 32 года. И вложил он много сил и энергии в развитии республики, сыграл большую роль в развитии нефтяной промышленности и машиностроения. Под его руководством были запущены в эксплуатацию новые месторождения нефти, возведены новые города — Нижнекамск, Набережные Челны (Брежнев), построены «Казаньоргсинтез», «КамАЗ», «Нижнекамскнефтехим», Заинская ГРЭС, Казанский завод по производству силикатного кирпича и многие другие предприятия. В рекордно
короткие сроки была проведена газификация г. Казани.
«Кадры решают все»
Татарстан был одним из самых быстро развивающихся регионов в СССР. Это было время ответственных решений, где во главе было обеспечение промышленной безопасности и безаварийная работа. Внедрялись новые технологии в нефтехимической промышленности, расширялись производства, росли и развивались такие нефтяные города как Альметьевск, Лениногорск, Бавлы, Азнакаево, Нурлат. И инспекторский состав сыграл неоценимую роль в обеспечении безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов на вводимых предприятиях. Специалисты Управления пользовались большим уважением и авторитетом. Инспектор был прежде всего помощником на предприятии.
- Кадры подбирали очень тщательно — все до прихода в службу работали на производствах. Это были образованные, высококлассные специалисты, грамотные и порядочные люди. Инспектор имел право доступа на поднадзорный объект в любое время суток по служебному удостоверению. На предприятиях для них были оборудованы места, потому что большую часть рабочего времени инспектор проводил там. Их хорошо знали и руководители, и все работники предприятия. Они трудились с ними бок о бок.
Поздравление на буровой с рекордом прохождения бурения скважины. |
Шла постоянная работа по подготовке квалифицированных кадров для новых производств, и большую роль в этом сыграл Госгортехнадзор. На предприятиях создавались службы технического надзора, которые в дальнейшем плотно и продуктивно работали с инспекторами управления Татарского округа.
- С теплотой вспоминаю коллег, с которыми проработал много лет в управлении татарского округа: Мазура Владимира Васильевича, Блинникова Бориса Степановича, Поповича Льва Федоровича, Зайнуллина Равиля Халиулловича. Отдельно хочу отметить женщин-инспекторов, которые отлично справлялись со своей работой, и зачастую им приходилось быть очень жесткими, так как они работали в основном с мужчинами. Это инспектор по надзору за объектами газового надзораКешнер Тамара Владимировна, надзор за карьерами и рудниками вела Полялина Валентина Адамовна и инспектор химического надзора Корнеева Мария Евдокимовна.
Помимо специальных знаний для государственного инспектора было важно умение работать с людьми и соблюдение служебной этики.
- У нас в округе была сильная партийная организация, и больше чем 50 процентов инспекторов были коммунистами. Это были люди, которые шли на государственную службу не за привилегиями. Их отличало и другое отношение к работе, и умение настроить поднадзорные коллективы и своих коллег на правильный рабочий лад.
К большому сожалению, были серьезные аварии и инциденты на промышленных объектах, которые расследовали органы Госгортехнадзора. Только после завершения всех проверочных мероприятий и выполнения мер по недопущению подобных случаев объект мог быть вновь пущен в работу.
Каюму Мустафаевичу приходилось принимать и непростые решения. Например, были выявлены серьезные нарушения (технические и технологические) при проведении проверки завода по изготовлению изделий для машиностроения в г. Казани. И несмотря на то, что предприятие выпускало продукцию для всей страны, от него зависела обороноспособность, было принято решение о его временном закрытии.
- Следили, чтобы технологический процесс на предприятиях шел по установленному регламенту, соблюдались проектные решения. Мы не боялись останавливать не только отдельные цеха, но и целые предприятия, потому что на кону стояли жизни людей.
«Пройдут годы, но все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме»
Один из самых масштабных проектов тех лет — это строительство «КамАЗа». В 1960-х гг. прошлого века экономика страны нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей. Чтобы восполнить эту потребность, в августе 1969 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14.08.1969 г. «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Выбор был очевиден. Набережные Челны имели очень удачное месторасположение — вблизи реки, а также рядом железная дорога, которая решала вопросы с обеспечением материалами, сырьем, оборудованием, комплектующими, а потом и с транспортировкой грузовиков. Сначала планировалось, что город и завод станут единым целым. К.М. Кадеев был включен в комиссию по выбору места.
- Я был против предложенного варианта, потому что на данной территории располагались два разведанных нефтяных месторождения, что могло повлиять как на безопасную эксплуатацию объекта, так и создать в дальнейшем сложности с их освоением. И я не поставил свою подпись в акте выбора места под «КамАЗ». Потом, когда рассматривали документы, выяснилось, что нет моей подписи, стали выяснять, с чем это связано, и в результате к моему мнению прислушались, проект разделили — завод и город были построены отдельно, а нефтяные месторождения и по сей день разрабатываются.
На Нижнекамском химкомбинате первый заместитель Госгортехнадзора СССР Васильчук Марат Петрович, генеральный директор Лемаев Николай Васильевич и Кадеев Каюм Мустафаевич. |
«КамАЗ» был объявлен ударной комсомольской стройкой. Талантливые молодые специалисты со всей страны съехались на стройку в Набережные Челны. На строительной площадке работало более 100 тысяч человек. Главной задачей управления Татарского округа было обеспечение безопасной работы при возведении автогиганта. Инспекторский состав 24 часа в сутки, в любую погоду днем и ночью внимательно следил за работами. Были созданы подвижные надзорные службы, чтобы своевременно реагировать на возникающие в ходе строительства вопросы.
- Когда строили «КамАЗ», оборудование поступало из-за границы, и Управление только после детального изучения устройства выдавало разрешения на эксплуатацию. Сначала был построен Инструментальный завод, потом стали запускаться другие производства. На Управлении Татарского округа лежала большая ответственность, и мы с ней достойно справились.
По итогам строительства Камского автозавода Кадеев Каюм Мустафаевич был награжден орденом «Знак почета».
Управление Татарского округа приняло в эксплуатацию не один десяток других крупный объектов: «Заинская ГРЭС», «Нижнекамская ГЭС», «Чебоксарский тракторный завод», «Новочебоксарский химкомбинат», «Нижнекамский химкомбинат», «Нижнекамский шинный завод», «Казанский завод органического синтеза и многие другие».
«Дело науки — служить людям»
Большую работу Каюм Мустафаевич проводил с предприятиями и научно-исследовательскими институтами по соблюдению Кодекса о недрах при разработке полезных ископаемых. В своей работе большое внимание уделял научным исследованиям, разработке и внедрению новой техники и технологии в нефтяной промышленности и других отраслях народного хозяйства.
Под его руководством и при его непосредственном участии в институте «ТатНИПИнефть» разрабатывались научные труды, направленные на совершенствование методов освоения скважин на залежах сероводородной нефти и внедрение новых методов освоения нефтяных скважин с применением инертного газа и термогазохимического способа повышения нефтеотдачи.
Он имеет три авторских свидетельства на изобретения. Также является соавтором нескольких книг, в том числе «Электризация при освоении и эксплуатации скважин» и «Охрана недр и окружающей среды при разработке нефтяных месторождений Татарии».
В 1989 г., после ухода на пенсию продолжил трудиться, преподавал в Казанском химико-технологическом университете, где передавал свои знания и опыт новому поколению нефтяников.
За большую и плодотворную общественную и производственную работу награжден орденами «Знак почета» (1966, 1977 г.), почетными грамотами Госгортехнадзора СССР (1967, 1978, 1988 г.), юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), почетной грамотой ОК КПСС и СМ ТАССР (1978 г.), медалью «Ветеран труда» (1986 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995 г.), имеет почетное звание «Заслуженный нефтяник ТАССР» (1989 г.).