Регистрация опасных производственных объектов: что надо знать заявителю?
Тюменцев Евгений Михайлович
руководитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
Регистрация ОПО является одной из важных и востребованных государственных услуг, осуществляемых Ростехнадзором. Каковы особенности данной процедуры в настоящее время? Редакция журнала обратилась в Центральное управление Ростехнадзора с вопросами на данную тему. Предлагаем вниманию читателей ответы на вопросы.
- Евгений Михайлович, с какой целью проводится регистрация опасных производственных объектов??
- Регистрация опасных производственных объектов (далее — ОПО) в государственном реестре ОПО проводится как в целях учета и классификации непосредственно самих ОПО, так и в целях учета эксплуатирующих их организаций.
В государственном реестре накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных ОПО и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
Согласно требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре ОПО.
Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности ОПО проверяются Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре.
- Какими нормативными документами в 2022 году регламентируется процедура регистрации ОПО?
- Процедура регистрации ОПО, в том числе порядок предоставления государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре регламентируются в настоящее время положениями следующих нормативных правовых актов в области промышленной безопасности:
- Федерального закона № 116-ФЗ;
- постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»;
- Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, зарегистрированным в Минюсте России 16.08.2019, рег. № 55649, с учетом изменений, внесенных приказом Ростехнадзора от 24.05.2021 № 187, зарегистрированным в Минюсте России 01.09.2021, рег. № 64838 (далее — Административный регламент);
- Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020 г., регистрационный № 61590 (далее — Требования к регистрации № 471).
- Что понимается под идентификацией опасного производственного объекта? Кто проводит идентификацию? Каков порядок идентификации? Проверяется ли правильность идентификации ОПО? Кто проводит проверку?
- Под идентификацией опасного производственного объекта понимается процесс отнесения объекта к категории ОПО, в том числе выявление у объекта всех признаков опасности, присвоение ОПО соответствующего наименования и класса опасности.
Идентификация ОПО осуществляется на основании проведения анализа целого ряда документов, в том числе таких как: проектная документация, сведения о применяемых технологиях, спецификация оборудования, документация на технические устройства и т.д.
Проводит идентификацию организация, осуществляющая эксплуатацию объекта (эксплуатирующая организация).
При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией выявляются все признаки опасности на объекте, учитываются их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности.
На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, эксплуатирующая организация формирует документ, который называется «Сведения, характеризующие опасный производственный объект».
Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности ОПО проверяются Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре.
Заявление о регистрации ОПО в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора в соответствии с ее местонахождением (по юридическому адресу).
- Установлены ли сроки для регистрации ОПО? Может ли ОПО работать без регистрации? Какая ответственность предусмотрена за эксплуатацию ОПО без регистрации?
- Регистрация ОПО в государственном реестре осуществляется в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации в системе делопроизводства регистрирующего органа соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие такие объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации должны представить в регистрирующий орган в установленном Административным регламентом порядке заявление, сведения, характеризующие ОПО, и соответствующий комплект документов.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации ОПО в государственном реестре, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством эксплуатация ОПО, незарегистрированного в государственном реестре, является нарушением требований Федерального закона № 116-ФЗ и основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Какие документы необходимо подготовить для регистрации ОПО? На что обратить внимание при подготовке документов? Какие ошибки допускаются при подготовке документов?
- Перечень документов, необходимых для регистрации ОПО в государственном реестре, перечислен в пункте 20 Административного регламента и является исчерпывающим.
Для регистрации ОПО заявитель направляет в регистрирующий орган заявление, оформленное в соответствии с образцом приложения № 1 к Административному регламенту, а также следующие документы (по описи):
- сведения, характеризующие ОПО (в 2 экземплярах);
- копии документов, подтверждающих наличие ОПО у заявителя на законном основании;
- копию обоснования безопасности ОПО;
- копию проектной документации (текстовой части подраздела «Технологические решения»).
При подготовке документов для регистрации ОПО в государственном реестре, в первую очередь, необходимо уделить особое внимание правильному проведению идентификации объектов (выявлению всех признаков опасности на объекте, учету всех количественных и качественных характеристик ОПО, присвоению ОПО правильного наименования и соответствующего требованиям Федерального закона № 116-ФЗ класса опасности).
Основные ошибки, которые допускаются заявителями при подготовке заявительных документов:
- заявительные документы представляются не в полном объеме;
- заявление и сведения, характеризующие ОПО, оформляются с нарушениями требований Административного регламента;
- идентификация ОПО проводится неправильно либо не в полном объеме.
Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре, представляются в регистрирующий орган непосредственно либо направляются почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ.
- Кто является заявителем? Куда подаются документы?
- Заявителями для регистрации ОПО являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию ОПО на праве собственности или ином законном основании.
Заявление о регистрации ОПО в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора в соответствии с ее местонахождением (по юридическому адресу).
- Каков порядок подачи документов? Нужно ли платить госпошлину?
- Заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре, представляются в регистрирующий орган непосредственно либо направляются почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ.
За предоставление государственной услуги государственная пошлина (или иная плата) не взимается.
- Каковы причины отказа в регистрации опасного производственного объекта?
- Основаниями для отказа в регистрации ОПО могут служить следующие:
- идентификация ОПО проведена неправильно и/или не в полном объеме;
- у ОПО отсутствуют признаки опасности, установленные приложением 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ;
- класс опасности ОПО не соответствует требованиям, установленным приложением 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ;
- представленный комплект документов оформлен в нарушение требований Административного регламента.
- Документами, которые оформляются по результатам предоставления государственной услуги по регистрации ОПО в государственном реестре, являются свидетельство о регистрации ОПО и сведения, характеризующие ОПО, подписанные регистрирующим органом.
Вышеуказанные документы оформляются в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации заявления о регистрации ОПО в системе делопроизводства регистрирующего органа.
- Выявлялись ли Центральным управлением Ростехнадзора нарушители требования — те, кто эксплуатировал ОПО без регистрации?
- Центральным управлением Ростехнадзора на постоянной основе проводится работа, направленная на выявление нарушителей требований Федерального закона № 116-ФЗ в части установления организаций, осуществляющих эксплуатацию ОПО без их регистрации в государственном реестре.
Такая информация поступает в Управление благодаря межведомственному взаимодействию с органами прокуратуры, МВД, судами, а также из обращений граждан и организаций.
- Какие санкции предусмотрены для юридических и должностных лиц за нарушение требования по регистрации ОПО?
- В том случае, если организация осуществляет эксплуатацию ОПО, незарегистрированных в государственном реестре, в соответствии с действующим законодательством это является нарушением требований Федерального закона № 116-ФЗ и основанием для привлечения как юридического лица, так и его руководителя к административной ответственности в соответствии со статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При подготовке документов для регистрации ОПО в государственном реестре, в первую очередь, необходимо уделить особое внимание правильному проведению идентификации объектов: выявлению всех признаков опасности на объекте, учету всех количественных и качественных характеристик ОПО, присвоению ОПО правильного наименования и соответствующего требованиям Федерального закона № 116-ФЗ класса опасности.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, согласно ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс.руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
- на юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.