Реформа системы обращения с ТКО: новые правила жизнедеятельности
Номер журнала:
Рубрика:
Для чего проводится реформа? Не стоит много говорить о том, что мусор сопровождает нашу жизнь всегда. Разумеется, человек избавляется от него. Одни — отправляя в контейнер для мусора, другие — в соседний овраг или лесок. Кто-то платит за вывоз мусора, кто-то — нет. Мусоровоз с грузом едет в одном случае на полигон, в другом — в тот же овраг. Во многих населенных пунктах мусор вывозят нерегулярно, в некоторых эта услуга не оказывается вовсе. Реформа должна навести порядок в этой сфере, защитить экологию от «мусорной» катастрофы. Чтобы понимать, что происходит в этой сфере в регионах, на первом этапе были созданы территориальные схемы обращения с ТКО, затем выбраны организации — региональные операторы, которым поручено навести порядок.
О насущных проблемах и планах регоператора в Удмуртии руководитель ООО «Спецавтохозяйство» Маринин И.В. рассказал в ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Управления Росприроднадзора по УР за 3 квартал 2018 г.
Что такое ТКО?
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях.
Итак, к ТКО относятся: пищевые отходы, упаковка продуктов (стеклянная, деревянная, полимерная и т.п.), пакеты и смет из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы, такие как пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп.
Накопление ТКО производится в местах сбора отходов, обустроенных контейнерами, бункерами. Там где нет контейнерных площадок, например, в частном секторе городов и деревнях, накопление ТКО с 01.01.2019 г. будет осуществляться мешковым способом. Сбор мешков будет организован в точках остановки мусоровоза, согласованных на сходах жителей.
Территориальная схема
Маринин Иван Васильевич,, директор ООО «Спецавто-хозяйство», руководитель регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике: |
Первой задачей, которую мы ставим — это установка контейнеров, а там, где это невозможно сделать — организация «сигнального» способа — с 1 января 2019 года даже в самом отдаленном населенном пункте Удмуртской Республики. |
Территориальная схема обращения с ТКО — это подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определенный период. Схема утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схема содержит источники образования ТКО, места их накопления, объекты обработки, утилизации и обезвреживания отходов, объекты захоронения отходов, пути движения отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, информацию о количественных показателях движения отходов на территории региона и о перемещаемых отходах за его пределы. Также в территориальную схему включаются объекты будущего строительства.
Например, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике (утв. Постановлением Правительства УР от 22.05.2017 г. № 213) включены данные по имеющимся объектам, а также запланированные к строительству. Так, в Удмуртии планируется строительство двух мусоросортировочных заводов: в Ижевске (250 тыс. тонн в год) и Глазове (50 тыс. тонн в год).
Сейчас в территориальной схеме республики уточняются места накопления, точки сбора мусора по «сигнальному» методу. В декабре 2018 г. планируется завершить создание электронной модели территориальной системы.
Регоператор на старте
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории региона. Соглашение с региональным оператором региональными органами власти заключается на срок до 10 лет.
На территории Удмуртской Республики 28.04.2018 г. по результатам конкурсного отбора с ООО «Спецавтохозяйство» было заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО. Предприятие получило статус регионального оператора.
Для выполнения работы региональный оператор может привлекать другие юридические лица, занимающиеся как сбором и транспортированием, так и захоронением твердых коммунальных отходов.
Для конкретного мусоровоза будет проложен свой маршрут. Маршруты будут пересекаться на перегрузочной станции, где будет осуществляться перегрузка ТКО в большегрузные мусоровозы без попадания отходов на поверхность земли. Затем большегрузная техника перевезет мусор на полигоны, которых на всю республику — пять.
В настоящее время ООО «Спецавтохозяйство» необходимо приобрести большегрузную технику, создать примерно 20 перегрузочных станций, а также решать задачу нехватки мощностей полигонов.
Требования к перевозчикам
По расчетам регоператора, для транспортирования отходов в Удмуртской Республике необходимо организовать работу 163 единиц спецтехники. К перевозчику есть требования:
- оборудование спецтехники системами ГЛОНАСС. За нарушение конкретного маршрута, отключение системы предусмотрены штрафные санкции к перевозчику;
- наличие на спецтехнике видеорегистратора. Это поможет в ситуациях, когда нарушается график по причине, не зависящей от перевозчика: не почищена дорога, закрыты ворота, припаркованный автомобиль на подъезде к контейнерной площадке и др. Также видеорегистратор зафиксирует, если мусоровоз сломал бордюр, повредил чью-то машину.
- наличие у перевозчика диспетчерской службы. На каждом мусоровозе должен быть написан номер телефона, по которому можно позвонить в случае проблемы.
Заключение договора
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Его обязаны заключить все собственники твердых коммунальных отходов:
- собственники помещений в многоквартирных домах;
- собственники частных домовладений;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы.
Заключить договор с региональным оператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.
Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
Согласно законодательству с региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению многоквартирного дома (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).
Юридическим лицам регоператором будут направлены «нулевые» счет-фактуры с предложением заключить договор.
Договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО ранее, действуют до заключения договора с региональным оператором.
Зона ответственности и правила вывоза
Региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за обращение с отходами с момента их погрузки в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Создание и содержание площадок накопления ТКО — задача оранов местного самоуправления, управляющих компаний, собственников земельных участков, на которых они расположены. Орган самоуправления с 01.01.2019 г. должен определить схему размещения площадок, создать и вести их реестр. Реестры должны размещаться на сайтах муниципальных образований.
Регоператор обязан вывозить ТКО из всех населенных пунктов региона, независимо от численности населения и удаленности от цивилизации. Деятельность регионального оператора по вывозу отходов должна соответствовать действующим нормам законодательства.
Так, согласно п. 2.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 оС и ниже) должен быть не более трех суток, в теп-
лое время (свыше + 5 оС) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается
с местными учреждениями санитар-но-эпидемиологической службы.
Гарантии качества предоставления услуг регоператором содержатся в Постановлении Правительства РФ от 06. 05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Единый тариф
Тариф будет единым и для населения, и для юридических лиц. Если ранее ЮЛ проводило торги, определение подрядчика, что теперь договор заключается с единственным поставщиком — региональным оператором, по единому тарифу, утвержденному правительством региона.
В тарифы будут заложены расходы на транспортировку мусора, обезвреживание и захоронение ТКО на полигонах, внесенных в ГРОРО, собственные расходы регоператоров на осуществление деятельности, затраты на заключение договоров, налоги и другие обязательные платежи, а также НДС 20 %. Окончательная величина тарифа будет зависеть от экономически обоснованных заявленных регоператором расходов. Отметим, что в Удмуртии около 50 % в сумме тарифа составят затраты на перевозку ТКО.
Размер платы для населения
Ожидается, что плата «за мусор» будет ощутимо больше, чем было раньше. Особенно это почувствуют семьи, где три и более человек, а также жители сел, которые никогда не платили за вывоз мусора.
Размер ежемесячной платы рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении. Формула закреплена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями), по формуле «9 (1). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов»:
Pi = ni *(Niн /12)*Tотх
где:
ni — количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Niн — норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх — цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Если не удастся определить количество фактически проживающих в квартире, либо в квартире никто не проживает, размер платы может рассчитываться исходя из количества собственников такой квартиры.
Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг будет распространяться и на коммунальную услугу по обращению с ТКО.
В Удмуртской Республике планируется за декабрь и январь выставить жителям «нулевые платежки», в которых будет указаны данные для расчета оплаты за ТКО по числу проживающих в жилых помещениях граждан. В случае если данные указаны неверно, необходимо будет обратиться к регоператору для корректировки.
Размер платы для предприятий
Что касается платы юридических лиц, которые не расположены в многоквартирных домах и имеют собственные контейнеры для накопления ТКО (это необходимо для определения объемов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному органами власти региона, либо по объему образуемых отходов. Право выбора в этом случае остается за юридическим лицом.
Все юридические лица, работающие в нежилых помещениях в многоквартирных домах, должны быть прикреплены к определенной контейнерной площадке. Это будет зафиксировано в реестре площадок накопления отходов. Расчет с такими организациями будет производится по нормативу.
Планируется, что в Удмуртской Республике будут утверждены нормативы для для 47 категорий потребителей, практически для всех видов деятельности, вплоть для спортивных комплексов и парикмахерских.
Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор.
Несанкционированные свалки
В настоящее время в Удмуртской Республике выявлено более 500 несанкционированных свалок. По данным Минприроды УР, ориентировочные затраты на рекультивацию всех свалок составляет от 1,8 млрд до 4,8 млрд руб.
Рекультивация крупных несанкционированных свалок (более 3 га) проводится в рамках федерального проекта «Чистая страна». В республике 24 таких объекта, общая площадь этих свалок — 142 га и ориентировочная масса накопленных отходов — порядка 640 тыс. тонн.
Порядка 457 свалок (менее 3 га), общей площадью 253 га и массой накопленных отходов порядка 760 тыс. тонн, должны быть ликвидированы за счет средств бюджетов муниципальных образований.
В случае обнаружения стихийной свалки объемом больше одного кубометра, регоператор обязан уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об этом факте.
Собственнику земельного участка надлежит в течение 30 дней обеспечить ликвидацию свалки, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору.
Если по истечении установленного срока свалка не ликвидирована, региональный оператор должен сделать это сам. Но в этом случае регоператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Реформа должна навести порядок в системе обращения с коммунальным мусором, сделать ее прозрачной как для потребителей услуги, так и для органов власти, которые смогут вести мониторинг и регулировать сбор, вывоз и размещение мусора. Но главная цель реформы — переход общества на раздельный сбор, чтобы, в конечном итоге, не хоронить мусор, а перерабатывать. Но до этого еще очень далеко.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов: www.18.rpn.gov.ru, www.ppt.ru, www.ya-v-kurse.ru.