Развитие системы саморегулирования в строительстве
Номер журнала:
Рубрика:
С достаточной уверенностью можно сказать, что саморегулирование в строительной отрасли реализовало себя в формировании трех направлений:
1. СРО изыскателей образованы для предприятий, которые хотят проводить изыскательскую деятельность. Для осуществления своей деятельности необходимо вступить в СРО изыскателей.
2. Создание СРО проектировщиков, члены которых осуществляют свою деятельность в области проектирования объектов строительства. СРО проектировщиков, уделяя особое внимание развитию системы саморегулирования проектной деятельности, ориентируются на создание системы качества в проектировании
3. Создание СРО, деятельность которых — выдача свидетельств на выполнение строительно-монтажных работ и контроль над соблюдением законодательства РФ, требований и стандартов членами СРО, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт.
Стабильность работы системы характеризуется в первую очередь постоянством. В течение двух последних лет в сфере строительства на территории РФ зарегистрировано 269 организаций, которые имеют статус саморегулируемых. Двадцать девять саморегулируемых организаций осуществляют свою деятельность в ПФО.
Одним из резонансных проблемных вопросов, создающих барьеры для эффективной деятельности СРО, является функционирование на рынке недобросовестных саморегулируемых организаций. Но в рамках реформирования законодательства о саморегулировании предлагается создать систему обеспечения информационной открытости без использования радикальных карательных инструментов.
Эти корректировки позволят устранить существующий сейчас пробел, обязав соответствующие органы государственной власти вносить в ЕГРЮЛ и ЕГРИП информацию о допусках к определенным видам работ. Когда подобные данные будут доступны, СРО смогут предоставлять информацию о своих членах в государственные органы с большей оперативностью.
Результатами таких изменений будут два положительных аспекта: поскольку в интересах СРО будет оперативная подача данных, общества станут информационно более открытыми; количество документов, которые надо будет регулярно предоставлять субъектам хозяйствования для осуществления своей деятельности, сократится.
Одним из главных индикаторов недобросовестных СРО является наличие беспроцентной рассрочки по оплате взноса в компенсационный фонд. Нужно отметить, что саморегулируемые организации не могут распоряжаться средствами компенсационного фонда самостоятельно, то есть оказание ими помощи при вступлении в СРО нового члена за счет средств, уже уплаченных другими, — незаконно. Многие организации, не зная о незаконности сделки, стремятся не упустить возможность получить допуск СРО в рассрочку и становятся членами этих саморегулируемых организаций.
Борьба с недобросовестными СРО должна вестись по всей строгости Российского законодательства. Нужно говорить о более жестких методах пресечения торговли «коммерческими» СРО свидетельствами о допуске.
Такая жесткая позиция объясняется огромной ответственностью строителей перед людьми за надежность и долговечность построенных ими зданий и сооружений, не говоря уже про особо опасные объекты, тоннели, мосты. Строительные компании-однодневки возводят объекты, имеющие реальную опасность для жизни и здоровья граждан, а СРО, выдающие допуски на строительство таким компаниям за определенную сумму, тем самым дискредитируют всю систему саморегулирования.
Действующим законодательством недостаточно урегулированы вопросы, связанные с прекращением статуса СРО по инициативе органа надзора. Требуется конкретизация норм Градостроительного кодекса РФ, устанавливающих основания для обращения органа надзора в суд с требованием о лишении статуса саморегулируемой организации: их необходимо дополнить такими основаниями, как несоблюдение установленных законом требований к ведению реестра членов СРО и неисполнению саморегулируемой организацией функции по контролю над деятельностью своих членов. Должны существовать нормы, устанавливающие запрет на повторное получение статуса саморегулируемой организации в случае исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций.
В системе законодательства о СРО большое внимание уделено следующим аспектам: применение механизмов имущественной ответственности; развитие механизмов стандартизации предпринимательской и профессиональной деятельности, возможность выбора и применения принципов регулирования, в наибольшей степени соответствующих потребностям конкретных отраслей; организация более оперативного и предметного контроля над деятельностью членов СРО; развитие механизмов работы с жалобами третьих лиц и внесудебного урегулирования споров в рамках СРО.
Поэтому законодательство, регулирующее сферу деятельности СРО не отличается принятием массовых законов и положений. Согласно ст. 4 закона 315-ФЗ саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской и профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательной для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.
Основные изменения законодательства в сфере СРО по строительству связаны с Градостроительным кодексом РФ. С 1 июля 2013 года вступила в силу новая редакция ст. 60 Градостроительного кодекса Р, которая изменила вид ответственности саморегулируемых организаций, а также порядок взаимодействия страховщиков, строительных компаний, саморегулируемых организаций и третьих лиц. В связи с этими нововведениями рынок страховых услуг расширяет свои границы в рамках страхования в строительной отрасли.
Вступивший в действие с 1 января 2014 года новый закон 44-ФЗ можно назвать законодательным актом, затрагивающим интересы саморегулирования, он регламентирует отношения между заказчиком и подрядчиком, возникающие при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. А строительную деятельность осуществляют организации, имеющие свидетельства о допуске, выдаваемые СРО.