Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Работа над ошибками

 
Егоршин Анатолий Петрович, начальник Управления государственной экспертизы

Егоршин Анатолий Петрович
начальник Управления государственной экспертизы

Номер журнала: 

Рубрика: 

В целях повышения эффективности менеджмента качества организаций ГУ «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР» сформирован перечень характерных ошибок, допускаемых при проектировании. Анализ данных ошибок позволит оптимизировать работу специализированных компаний.

Говоря о проблеме качества проектно-сметной документации, –  рассказывает начальник ГУ «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики УР» Егоршин Анатолий Петрович, –  необходимо обозначить ряд наиболее характерных ошибок, допускаемых в процессе проектирования как проектными организациями, так и службами заказчиков-застройщиков.

В настоящее время значительной частью организаций нарушается требование предоставления на экспертизу полного объема проектной документации. В ее составе зачастую отсутствуют разделы внешних коммуникаций, инженерные расчеты и т. д. К тому же в договоре на проведение экспертизы появилось условие - предоставление проектной документации в двух экземплярах. Это вызвано тем, что в процессе экспертизы принимают участие до пяти, а иногда и более экспертов, в том числе внештатных. Таким образом, неполный комплект проектной документации затягивает сроки проведения экспертизы.

Зачастую названия объектов, указанные в постановлении Администрации или в градостроительном плане земельного участка, не совпадают с названиями объектов, реализованных проектом. Встречаются и курьезные случаи: «миногоквартирный жилой дом...» (прим.: орфография приводится в оригинале), «реконструкция офисного помещения под офисное здание...» и т.д.
Задания на проектирование составляются поверхностно, в произвольной форме и зачастую не утверждаются заказчиком.
Много случаев, когда отсутствуют или не оформлены должным образом правоустанавливающие документы на земельный участок. В связи с внесением изменений в Постановление Правительства №145 от 05.03.07 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» экспертиза при приемке документации не требует представления копий правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, и копию градостроительного плана. Тем не менее на основании ст. 48 Градостроительного кодекса РФ документы на земельный участок, в том числе и градостроительный план земельного участка, заказчик обязан предоставить проектной организации для выполнения проектно-изыскательских работ. Таким образом, все правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе градостроительный план, являются основанием для разработки проектной документации и входят в состав исходных данных проекта.

Другой пример некорректных исходных данных - технические условия предоставляются с просроченным сроком действия. Нагрузки, указанные в них, не совпадают с нагрузками, приведенными в проекте.

Не разрабатываются разделы проекта по телефонизации вследствие того, что договор заключен с ОАО «ВолгаТелеком», разработка проекта, а также проведение строительно-монтажных работ будут осуществляться именно ОАО «ВолгаТелеком».
Можно много сказать про оформление самой проектной документации. Чертежи не подписываются исполнителями, не указывается наименование объекта и раздел. Согласования на генеральном плане, на стройгенплане предоставляются на чертежах, на которых вообще отсутствует название объекта.

Часто разделы проекта не согласованы друг с другом и имеют значительные расхождения. Технико-экономические показатели объекта отличаются по разделам. Особенно часто эта ошибка встречается при большом количестве субподрядных организаций.
Рассмотрим, в частности, замечания по разделу «Генплан». На чертеж не наносятся красные линии, границы земельного участка. Организациями не представляется ситуационный план места размещения проектируемого объекта, не приводятся планировочные ограничения (например, нормируемые расстояния от смежных объектов – АЗС, торговых центров и пр.). Как правило, не выполняются расчеты вместимости гостевых автостоянок и градостроительный расчет территории, расчеты инсоляции территории и существующих жилых домов, не выдерживаются нормативные санитарные и противопожарные расстояния между зданием и объектами генплана.

Показатели по генплану, приведенные в чертежах, на 90% не совпадают с этими показателями, приведенными в пояснительной записке. Не выполняются расчеты по возможности размещения проектируемого объекта в границах участка. Особенно это касается жилых домов, которые не обеспечиваются придомовой территорией и имеют дефицит по детским и спортивным площадкам. В условиях реконструкции это выражается нехваткой нормируемых площадей под автостоянки, спортивные площадки, площадки отдыха и т. д., поэтому заказчикам приходится или доотводить земельные участки или идти на нарушение норм. В результате это сказывается на снижении комфортности проживания как в существующих домах, так и в новостройках, а также вызывает социальную напряженность.

Не соблюдаются требования по градостроительным регламентам (это касается г. Ижевска), особенно в части процента застройки земельного участка, нормируемых расстояний, озеленения и т. д.

Не менее характерными являются ошибки по разделу «Архитектурные решения». Планировочные решения часто выполняются с нарушением противопожарных норм: недостаточное количество эвакуационных выходов, применение горючих материалов на путях эвакуации, невыполнение противопожарных перегородок и стен, ошибочное определение степени огнестойкости конструкций. Не предусматриваются мероприятия по созданию доступной среды для маломобильных групп населения.
При реконструкции не приводятся показатели по зданию до и после реконструкции. При реконструкции 4-этажных административных зданий с надстройкой одного и более этажей отсутствуют лифты. Не предусматриваются машинные помещения при размещении лифтов (в зависимости от марки), не выполняется расчет достаточности лифтов.

Ошибки в конструктивных решениях самые опасные. Расчеты железобетонных конструкций представляются организациями неполные, иногда носящие иллюстрационный характер, по которым невозможно определить правильность принятых проектных решений. Не представляются в составе проектов описания конструктивных решений, обеспечивающих необходимую прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость зданий, а также отдельных конструкций на стадии возведения (требования пункта 1.3 СНиП 2.03.01-84* «Бетонные и железобетонные конструкции»).

В проектах жилых зданий в качестве межквартирных перегородок принимаются стены толщиной 250 мм из кирпича керамического полнотелого с опиранием на междуэтажные перекрытия. Кроме прочего, не предусматриваются специальные конструктивные решения для обеспечения устойчивости внутренних перегородок из штучных материалов при соотношении их высоты к толщине более допустимого нормативными требованиями.

При наличии в проекте ограждающих конструкций с теплотехническими характеристиками, не отвечающих требованиям 2-го этапа энергосбережения, а также ленточных остеклений,  не представляется в составе проекта раздел «Энергоэффективность» здания, выполненный с учетом требований ТСН  23-345-2003 УР.

Не указываются характеристики грунта засыпки пазух наружных стен подвалов, соответствующие принятым в обоснованиях расчетам прочности и устойчивости стен.

Армирование монолитных железобетонных безбалочных перекрытий реализуется рабочей документацией не в соответствии с полученными данными в составе обоснований расчетами и не в полном соответствии с конструктивными требованиями к армированию безбалочных перекрытий.

Не указывается соответствующая степени агрессивности грунтовых вод марка по водонепроницаемости забивных железобетонных свай.

Следует остановиться на замечаниях по технологическим решениям:
1. планировки выполняются с нарушением санитарно-гигиенических норм;
2. не выполняется расчет требуемых санитарно-бытовых помещений и санитарных приборов;
3. не приводятся технологические показатели: торговая площадь, вместимость обеденного зала   и пр.

Замечания по разделу «Водоснабжение и канализация» включают в себя следующие пункты:
1. отсутствуют сведения о существующих и строящихся системах водоснабжения и водоотведения на проектируемой площадке;
2. не проводится обследование технического и санитарного состояния сетей и сооружений водоснабжения и канализации при реконструкции и капитальном ремонте;
3. не указывается требуемое и гарантированное давление в сети водопровода на хозяйственно-питьевые нужды и при пожаре;
4. неправильно выбираются системы водоснабжения;
5. насосные установки размещаются под рабочими комнатами административных помещений, жилыми комнатами и т.д.;
6. не выполняются схемы обвязки насосных установок, не предусматриваются резервные насосные агрегаты;
7. трассировка сетей водопровода и канализации на площадке выполняется с нарушением нормативных расстояний до фундаментов зданий.

Замечания по разделу «Электроснабжение»:
1. не выполняется молниезащита зданий и заземление;
2. не предоставляется принципиальная схема электроснабжения здания (развернутая по этажам с указанием распределительных и осветительных щитов);
3. в подземных автостоянках не предусматривается установка приборов для измерения концентрации СО;
4. не предоставляется документация на диспетчеризацию лифтов;
5. кабельные сети транзитом проходят через пожароопасные помещения;
6. не обосновывается расчет выбора мощности трансформатора;
7. не проставляется категория электрощитовых;
8. на планах не указывается нормированное освещение помещений.

Продолжение в следующем номере

Все статьи рубрики