Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2022

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

ЭкоТурФестиваль вновь собрал молодых работников «Татнефти» и сервисных управляющих компаний. Любителей туризма поляна Азнакаевского района встретила самобытной красотой природы и замечательной погодой. Здесь они провели три дня, насыщенных эмоциями, драйвом и… совсем без интернета, сообщает газета «Нефтяные вести».

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Татнефть»

В филиалах АО «Сетевая компания» прошли соревнования бригад электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей. Специалисты подтвердили высокую квалификацию, отточили мастерство и обменялись рацпредложениями. Это очень важно, ведь в зоне их ответственности мощное электрохозяйство, от которого зависит стабильная работа тысяч предприятий и жизнедеятельность почти 4 млн жителей Республики Татарстан.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ»

Весной ООО «Газпром трансгаз Чайковский» традиционно дает старт участию работников предприятия в разного рода экологических акциях. Так, в мае газовики поддержали всероссийскую акцию «Зеленая весна», международную акцию «Сад памяти» и провели в Чайковском собственную акцию «Зеленый город».  Всего в экологических акциях предприятия приняли участие более двух с половиной тысяч человек.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

Свежий номер

№ 07 (184), июль, 2022
В номере:

Теги

Психологические аспекты предупреждения травматизма на объектах электроэнергетики

Хакимов Алексей Викторович, независимый эксперт в области электроэнергетики

Хакимов Алексей Викторович
независимый эксперт в области электроэнергетики

Номер журнала: 

Рубрика: 

Автор данной статьи предлагает подходить комплексно к работе, направленной на снижение профессионального травматизма и профзаболеваемости энергетиков. Этот подход объединяет как традиционные методы, связанные с проведением на объектах электроэнергетики обязательных мероприятий по охране труда, так и психологические, нацеленные на развитие внимания, памяти и восприятия. 

Электроэнергетика во все времена являлась одной из самых социально значимых и экономически выгодных отраслей. Только за последнее десятилетие производство электроэнергии в России выросло более, чем в 1,5 раза, достигнув цифру в 1080,6 млрд кВт/ч. Немудрено, что этот процесс сопровождается оптимизацией технологий в части энергосбережения, ростом числа производственных объектов и, соответственно, увеличением числа электрооборудования.
Наличие на рабочих местах опасных и вредных производственных факторов (далее  ОВПФ), ненадлежащее исполнение требований законодательства и локальных нормативных актов, низкий уровень квалифицированных кадров, отсутствие грамотной работы по оценке рисков и ошибки персонала являются главными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.
За последние 10 лет численность пострадавших при несчастных случаях на производстве (данные с 2010 г. по 2019 г.) достигла 325,8 тыс. чел., а число людей, занятых на работах с ОВПФ, составляет более 25 тыс. чел. Этот показатель за эти годы снизился примерно в четыре раза, но степень производственного травматизма остается высокой, что говорит о необходимости совершенствования методов снижения числа несчастных случаев и внедрения новых.



Обратите внимание!

В психологии есть такое понятие, как «константность восприятия», которое помогает сосредоточиться на главном (в данном случае на достижении целей предприятия, повышении продуктивности и т.д.), не замечая мельчайшие изменения. 
Начальство в погоне за глобальными задачами может не заметить, что у подчиненных снижается уровень профессиональной подготовки или же и их недочеты, к примеру, в знании нормативной документации. К тому же необходимо периодически наблюдать за психологическим климатом в коллективе, так как он несомненно важен.


Психологические причины нарушений

Главным ресурсом любой организации и ее технологических процессов является человек. И именно человек, а не электрооборудование часто становится главной причиной несчастных случаев на производстве. Рассмотрим основные психологические аспекты, которые могут спровоцировать нарушения.
Внимание, восприятие и память помогают нам воспринимать предметы внешнего мира и взаимодействовать с ним. Они даны нам с рождения, и их можно тренировать, но лишь до определенного уровня. Не секрет, что есть особо одаренные и развитые личности, а есть люди с плохой памятью или с низким уровнем внимания. И вторые (даже в случаях интенсивных тренировок) никогда не смогут улучшить свой уровень психических процессов до уровня первых.
При расследовании комиссией любого несчастного случая на производстве в обязательном порядке определяется процент вины пострадавшего. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения влияния психических процессов, то вина работника в нарушении правил охраны труда или пожарной безопасности минимальна: его психика не в состоянии не совершать ошибок, которые впоследствии могут привести к травматизму.  Значительная доля  ответственности лежит на работодателе и непосредственном руководителе: перед допуском к самостоятельной работе они с помощью специалистов должны уметь грамотно оценить способность каждого индивида к работам, связанным с повышенной опасностью (повышенное напряжение, электрический ток, работы на высоте и т.д.). 

 

Память

Память – психический процесс, основной функцией которого является хранение необходимой информации. Работа оперативного персонала сопряжена с большим количеством запоминаемых сведений: знание нормативной документации и прочих локальных актов, схемы подстанции (или другого объекта электроэнергетики) с доскональной детализацией оборудования, инструкции, как действовать в случае аварийных ситуаций и многое другое.
В процесс приема на работу персонала энергопредприятий необходимо привлекать специалистов в области психофизиологии, которые смогут оценить, насколько человек способен справляться в ходе трудовой деятельности со своими должностными обязанностями. Обязательно проведение специальных тестирований на уровень памяти: кратковременной и долговременной.
Кратковременная память необходима для запоминания сравнительно небольшого объема информации, который исчезает ввиду отсутствия целенаправленного кодирования и сохранения. Для оперативного персонала кратковременная память применима к нештатным ситуациям, когда необходимо быстро принимать решения при ликвидации технологических нарушений, экстренном выходе оборудования из строя и т.д. Для проверки кратковременной памяти рекомендуются следующие тесты:
− тест на запоминание изображений. Человеку показывают картинки в достаточно быстром темпе. Затем снова показывают эти же изображения, но добавляют и новые. Выбрать нужно только те картинки, которые показали испытуемым изначально. Для адаптации теста под электроэнергетику рекомендуется показывать визуальную информацию, имеющую прямое отношение к схемам/оборудованию/прочему оснащению объектов электроэнергетики;
− тест на запоминание чисел. Работа оперативного персонала также тесно связана с запоминанием количественной информации: данные о показателях работы оборудования в различных режимах и т.д.  Смысл тестирования состоит в демонстрации персоналу различных цифр (как на бумажных носителях, так и на персональном компьютере) и последующей просьбе их повторить.
Долговременная память обеспечивает продолжительное (от нескольких часов до многих лет) запоминания информации, которая необходима для выполнения ежедневных обязанностей, удержания знаний, сохранения навыков для применения их в том числе в трудовом процессе. Для персонала объектов электроэнергетики это очень важный показатель: грамотный сотрудник должен постоянно держать в голове знания нормативной документации о предшествующем опыте работы, чтобы при необходимости принять верное решение. 
Предлагается следующий тест для определения уровня долговременной памяти. Испытуемому называют определенные слова, лучше, чтобы они были связаны непосредственно с профессиональным применением. Затем через  20-30 мин. его просят повторить слова, но уже с добавлением ассоциативного ряда (фразы или слова, связанных по смыслу). Например, «трансформатор» — «режим холостого хода» и т.д. И просят тестируемых повторить данный набор. После делается суммарная оценка вышеуказанных тестов. 

Внимание

Внимание в области психологии определяется как психический процесс, направленный на тот или иной объект и сосредоточенный на нем. Имеет следующие характеристики: концентрация (удержание внимания на каком-либо объекте/предмете), объем (количество одновременно удерживаемой информации), устойчивость (возможность длительного удержания внимания без параллельного переключения на что-либо).
Развитое внимание является очень важным качеством для оперативного персонала в электроэнергетике: чем больше работники имеют способность концентрировать внимание на основной трудовой деятельности и не отвлекаться на второстепенные детали, тем меньший шанс ошибок, которые впоследствии могут привести к негативным для работника и оборудования последствиям. 
Например, оперативный персонал производит переключения в распределительных устройствах, где находятся ячейки с внешне одинаковым оборудованием под высоким напряжением и их много. При большом количестве поставленных руководством производственных задач и высоком уровне усталости в целом могут возникать сбои в нервной системе, которые могут привести к ошибке. Именно поэтому важно не только обучать персонал методам и приемам безопасного производства работ, но и тренировать внимательность своих работников. 
Тестов на внимательность существует великое множество: они делятся на определение устойчивости внимания (способность человека концентрироваться на объекте определенное время) и избирательности (выбор конкретного предмета из большого числа других). Предлагается два варианта тестов, адаптированных под работников объектов электроэнергетики: 
− тест на избирательность внимания. 
Испытуемым предлагается лист бумаги (или же слайд на персональном компьютере), где в ряд написаны слова (допустим, электроустановка, трансформатор и т.д.). Необходимо найти то слово, которое написано неправильно (с грамматической ошибкой). Хорошим уровнем внимательности считается результат в 10 сек.;
− тест на устойчивость внимания. Предлагается проводить по пробе Бурдона. По ней отсутствуют установленные числовые показатели, поэтому рекомендуется сравнивать результаты общего числа работников по отношению друг к другу. Рекомендуется проводить два теста подряд для более тщательного определения уровня внимания испытуемых. 

Восприятие 

Данный психический процесс можно охарактеризовать как этап приема и преобразования информации, формирующий целостный образ предмета, объекта или явления в сознании человека. При этом восприятие может быть разных видов: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое.
Для персонала, задействованного в работах с повышенной опасностью (или же с вредными и опасными производственными факторами), эту характеристику можно назвать основной: каждый человек одну и ту же информацию будет воспринимать и, соответственно, интерпретировать по-разному. Некоторые торопливые работники могут не усвоить суть трудовой задачи и сделать неверные выводы. 
Например, электромонтер по оперативному обслуживанию подстанции, неправильно усвоив содержание своей должностной инструкции или же первичного инструктажа на рабочем месте, может допустить ошибки при выполнении организационных или технических мероприятий, что неминуемо с высокой процентной вероятностью может привести к травме на рабочем месте.
В целом восприятие очень тесно связано с памятью и внимательностью: с рождения человеку дается определенный резерв, который можно тренировать, но до определенного уровня. Поэтому не каждый человек способен выполнять работы повышенной опасности или же связанные с обостренной точностью.

Как совершенствоваться?

 По результатам проведения вышеуказанных тестов и исследований в отношении памяти, внимания и восприятия рекомендуются следующие мероприятия, представленные ниже.
При оценке памяти удовлетворительным показателем считается правильное повторение более 2/3 слов или словосочетаний. В зависимости от количества набранных баллов предлагаются различные техники запоминания материала (прослушивание аудиокниг и лекций, конспектирование материала, написание информации не при помощи компьютера, а от руки, выстраивание ассоциаций и другие).
Для развития уровня внимания рекомендуются следующие упражнения: 
- Концентрация на предмете. Положите перед собой любую вещь (допустим, ручку) и пытайтесь сфокусировать свое внимание на нем. Каждый раз, когда будете отвлекаться, отмечайте это крестиком и возвращайтесь к выполнению задачи. Данное задание помогает избегать рассеянности при выполнении рабочих задач.
- Испытуемым показывают распечатку, на которой различными цветами написаны названия красок. Важно назвать именно цвет надписи, а не читать слова.
Выполнение данных упражнений в качестве двух-трех перерывов в середине трудового дня поможет развить внимательность, что снизит риск возникновения нештатных ситуаций.
На восприятии положительно отразится проведение так называемых внешних мероприятий: например, оборудование на подстанции должно иметь читаемые наименования, а приборы – различимые шкалы. К тому же необходимо грамотно проектировать рабочее место, чтобы внимание работников акцентировалось на выполнении трудовых функций, а не на возникающем дискомфорте.
Предлагаемые мероприятия рекомендуется проводить в рамках повторного инструктажа на рабочем месте.

Комплексный подход

Очевидно, что деятельность по снижению несчастных случаев и профессиональной заболеваемости должна быть комплексной и иметь два направления: реализация традиционных методов и применение механизмов по развитию памяти, внимания и восприятия.
Перечислим обязательные мероприятия, направленные на снижение травматизма и профзаболеваемости:
− своевременное качественное проведение повторных по охране труда согласно утвержденному плану-графику и внеплановых инструктажей по охране труда и пожарной безопасности;
− предоставление персоналу всех необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты;
− организация предварительных и плановых медицинских осмотров, предусмотренных действующим законодательством;
− контроль соблюдения техники безопасности при организации работ;
− своевременное обучение персонала и регулярное повышение его квалификации и т.д.
Важно понимать, что недостаточно использовать стандартные методы снижения количества несчастных случаев только лишь при помощи контроля при организации работ или же выдачи сотрудникам требуемых средств защиты. Человек – сложный и не до конца изученный объект, который нужно рассматривать как главный ресурс организации. Важно внедрять психологические методы, которые при грамотном применении руководством и специалистами в области психофизиологии помогут снизить показатели производственного травматизма и профзаболеваемости.

Литература

    1. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
    2. Тимофеева С.С. Инновации в охране труда: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-ohrane-truda/viewer.
    3. Сайт Министерства труда и социальной защиты РФ.
    4. Щепин О.П., Коротких Р.В., Щепин В.О., Медик В.А. Здоровье населения – основа развития здравоохранения. М: Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, 2009.
    5. Почебут Л. Г.  Организационная социальная психология: учебное пособие для академического бакалавриата. Л. Г. Почебут, 
В. А. Чикер, 2-е изд., испр. и доп., Москва: Издательство «Юрайт», 2019.
    6. Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие. 
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
    7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.01.2001 г. № 197 (ред. от 24.04.2020 г.). Собрание законодательства, статья 3.
    8. Голухов Г.Н., Редько И.А. Травматизм взрослого человека. Здравоохранение Российской Федерации. Издание № 5, 2007 г.
    9. Кузнецов Г.А. Зарубежный опыт: травматизм в Германии. Электронная версия газеты «Безопасность труда и жизнь», 2007 г.
    10. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М: ПЕРСЭ, СПб: ИМАТОН: 2001.
    11. Канеман Д. Внимание и усилие (под ред. А.Н.Гусева). М: Смысл, 2006.

Все статьи рубрики