Промышленный кластер Татарстана должен быть активным с позиций внедрения экопроектов
ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
В условиях динамичного развития реального сектора экономики, интенсивного индустриального и аграрного освоения природных ресурсов, вопросам экологической безопасности в республике уделяется особое внимание. Нейтрализация и сдерживание негативных тенденций в экологическом состоянии природной среды территории достигается реализацией комплекса мер, направленных на обеспечение экологической безопасности.
В 2007 г. Правительством республики принята и успешно реализуется Концепция экологической безопасности РТ на период до 2015 г., стратегической задачей которой определено обеспечение сбалансированного устойчивого экономического развития Татарстана, основанного на принципах обязательности соблюдения экологических требований в любой сфере деятельности.
Проводится большая работа, направленная на формирование экологического кластера, основными звеньями которого являются:
- крупные предприятия республики, такие как ОАО «Татнефть», ОАО «ТАНЕКО», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «КамАЗ», ОАО «Казаньоргсинтез» и другие, реализующие долгосрочные программы природоохранных мероприятий и вносящие значительный вклад в снижение техногенной нагрузки;
- муниципальные образования РТ, обеспечивающие санитарно-экологическую безопасность территорий;
- Академия наук РТ, Институт проблем экологии и недропользования, ведущие вузы республики – К(П)ФУ, КГТУ, КНИТУ, КГЭУ, – обеспечивающие научное сопровождение деятельности в сфере охраны окружающей среды и готовящие специалистов-экологов высшей квалификации;
- дошкольные и средние образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, активно обеспечивающие формирование экологического мировоззрения у подрастающего поколения;
- общественные экологические организации;
- федеральные и региональные государственные органы, осуществляющие экологический контроль и надзор на территории республики.
В республике как промышленные предприятия, так и малый бизнес, благодаря предоставляемым Правительством площадкам для внедрения инновационных технологий, IT-паркам, бизнес-инкубаторам развиваются динамично.
Правительством РТ традиционно уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды в целом и вопросам экономического механизма платного природопользования в частности. За счет этих средств было профинансировано проектирование и строительство полигонов ТБО почти во всех муниципальных районах республики. Не много регионов России могут констатировать наличие 49 полигонов ТБО, введенных в эксплуатацию и обустроенных в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Кроме того, производилось финансирование строительства очистных сооружений, приобретение установок по осушке осадков сточных вод и приобретение установки по демиркуризации ртутных ламп. Ежегодно производится финансирование значительного количества водоохранных мероприятий, таких как проведение ремонта гидротехнических сооружений, берегоукрепительные и противопаводковые мероприятия, обустройство родников, строительство мусоросортировочных линий на полигонах ТБО муниципальных районов республики и другие важнейшие мероприятия.
С ноября 2011 г. ведется работа по постановке на государственный учет установок очистки газа. На сегодняшний день поставлено на государственный учет 450 установок.
Предприятиями проводится определенная работа в части реконструкции и модернизации производств с внедрением новых видов технологий и оборудования.
Для экологически опасных объектов предусматривается выдача комплексных разрешений, устанавливающих нормативы допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов. Для следующей группы – с умеренным воздействием – предусматривается представление деклараций о планируемых объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемах образования и размещения отходов, в состав которых включаются расчеты по утвержденным методикам нормативов допустимых выбросов, сбросов, образованиях отходов.
В отношении деятельности на объектах, оказывающих незначительное воздействие, предусматривается представление отчетности об объемах фактически осуществленных ими выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образованных и размещенных отходах в уведомительном порядке.
Основными путями дальнейшего решения основных экологических проблем в соответствии с Концепцией экологической безопасности Татарстана на период до 2015 г. являются:
- повышение эффективности государственного экологического контроля и надзора;
- дальнейшая интеграция подсистем экологического мониторинга федерального и республиканского уровня в единую республиканскую систему государственного экологического мониторинга;
- совершенствование систем индикативного управления состоянием окружающей среды, основой которого является регулирование значения индекса техногенной нагрузки на территорию муниципальных образований;
- повышение эффективности реализации долгосрочных экологических программ предприятий и муниципальных образований республики, ежегодных республиканских программ природоохранных мероприятий;
- привлечение дополнительных средств федерального бюджета на осуществление природоохранных мероприятий;
- активизация работы с общественными экологическими объединениями, дальнейшее развитие системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания населения республики.
Мощным импульсом в решении экологических проблем в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности должна стать ориентация на политику внедрения в экономику передовых наилучших технологий и платность природопользования.