Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Промышленность в безопасности

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Промышленный рост, который наблюдается в России, автоматически приводит  к повышению техногенного воздействия на среду обитания человека. При этом 71% нарушений требований промышленной безопасности не связан с неисправностями или конструктивными недостатками оборудования, а имеет исключительно организационные причины. Их устранение – это задача собственников и руководителей предприятий. В свою очередь, задача Ростехнадзора – заставить собственника предприятия соблюдать требования промышленной и экологической безопасности. «Именно собственник несет ответственность за соблюдения этих норм. Именно он должен устанавливать качественное оборудование, которое бы не нанесло ущерб человеку и окружающей среде», - говорит Константин Борисович Пуликовский.


Как обеспечивается безопасная эксплуатация опасных производственных объектов на промышленных предприятиях нашего региона, журналу «Промышленная и экологическая безопасность» рассказывает заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Шапкин Борис Иванович.

Результаты контрольной деятельности

- Борис Иванович, как строится работа Управления Ростехнадзора в области промышленной безопасности на промышленных предприятиях в Удмуртской Республике?

- Надзорные и контрольные мероприятия, предусмотренные Комплексным планом работы Федеральной службы, Годовым планом работы Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике и планами работы соответствующих отделов и подразделений, в 1 полугодии 2008 года выполнены своевременно и в полном объеме.

Планирование проверок проводится на основе сбора информации о состоянии промышленной безопасности, ее обобщения и анализа. Сбор такой информации проводится по результатам предыдущих обследований объектов, на основании отчетов о производственном контроле, заключений экспертизы промышленной безопасности, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и т.д. Одним из видов контрольной деятельности Управления являются комплексные проверки, представляющие проверку предприятия по всему комплексу вопросов обеспечения промышленной безопасности и охватывающие все виды надзора. В текущем году проведено восемь комплексных проверок крупных предприятий республики, таких как ОАО «Концерн «Аксион», ОАО «Буммаш», Удмуртский филиал ОАО «ТГК-5», ДОАО «Спецгазавтотранс» и других.
Для решения оперативных задач осуществляются внеплановые мероприятия. Так, например, после серии взрывов бытового газа, имевших место в ряде регионов Российской Федерации, проведены расширенные совещания с участием представителей Правительства Удмуртской Республики, Прокуратуры, МВД, МЧС, администраций городов, руководителей жилищно-коммунального хозяйства, жилищной инспекции, газоснабжающих и газоэксплуатирующих организаций. Совместно с республиканской прокуратурой проведены проверки деятельности газоснабжающих организаций и региональных органов власти по осуществлению своих обязанностей в части обеспечения безопасной эксплуатации газа в жилых домах. В результате проведенных мероприятий количество заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования жилого фонда Удмуртской Республики выросло с 59 до 87% от общего количества эксплуатируемого оборудования.

- А каковы итоги надзорной деятельности Управления в первой половине 2008 года?

- В общей сложности было проведено около 1800 обследований, выявлено более 15 тысяч нарушений норм и правил, каждое из которых могло стать причиной аварии или несчастного случая! 

Одним из результатов надзорно-контрольной деятельности Управления явилось планирование и осуществление предприятиями и организациями мероприятий, направленных на модернизацию устаревшего оборудования и технологий, замену и диагностирование технических устройств, отработавших нормативный срок эксплуатации.

По инициативе и по требованию Управления Ростехнадзора на предприятиях водоподготовки проводится техническое перевооружение производств, направленное на снижение опасности технологических процессов обеззараживания и очистки воды, производится модернизация котельных по переводу на проектные виды топлива, идет замена подъемных сооружений и др.

Таким образом, профилактические мероприятия, проводимые Управлением, своевременное выявление нарушений и контроль за их устранением позволили не допустить аварий, смертельных и групповых несчастных случаев на поднадзорных Ростехнадзору по Удмуртской Республике опасных производственных объектах.

- Как инспекторский состав использует право на привлечение к ответственности должностных лиц, нарушивших требования промышленной безопасности?

- Деятельность по привлечению инспекторским составом должностных лиц к административной ответственности, а также другие меры воздействия на нарушителей требований безопасности регламентированы Кодексом об административных правонарушениях и должностными регламентами.

На практике применяются следующие меры воздействия на нарушителей:
- административный штраф на должностное лицо;
- административный штраф на юридическое лицо;
- приостановка деятельности предприятия или объекта на срок до пяти суток;
- приостановка деятельности предприятия или объекта по решению суда на срок до девяноста суток;
- приостановка действия или отзыв лицензии;
- приостановка действия или отзыв разрешения на применение технических устройств.

За 7 месяцев 2008 года приостановлена деятельность 9 объектов и производств. Составлено более 700 административных протоколов на сумму 2,5 млн руб. Для сравнения: за весь 2005 год было составлено только 525 административных протоколов на сумму 1,426 млн руб., а в 2006 году эти цифры составляли 898 и 2,593 млн руб. соответственно.

Уточню: привлечение к административной ответственности - это крайняя, вынужденная мера, а не цель!

- Как выполняются требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116-ФЗ на поднадзорных объектах в части организации и осуществления производственного контроля?

- В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263 на всех предприятиях Удмуртской Республики разработаны и согласованы с Управлением Ростехнадзора по УР Положения о производственном контроле. На крупных предприятиях внедряется система управления промышленной безопасностью. Предприятиями представляется информация об организации производственного контроля. Но наряду с этим в ряде предприятий производственный контроль осуществляется неэффективно, к руководителям таких предприятий применяются меры административного воздействия.
Анализ причин нарушений требований промышленной безопасности показал, что 71% всех нарушений связан только с организацией работ. Обратите внимание, 71% нарушений, которые привели к штрафам за несоблюдение законодательства в области промышленной безопасности, авариям и травматизму людей, не связаны с неисправностью или конструктивными недостатками оборудования, имеют исключительно организационные причины, а их предотвращение не требует капитальных вложений в производство.

При этом подавляющее большинство руководителей предприятий уверено, что причинами этих нарушений являются действия или бездействие персонала. Исследования Ростехнадзора, напротив, показывают, что в большинстве случаев сама организация производственного процесса заставляет персонал работать с нарушениями. То есть только 29% случаев связаны непосредственно с нарушениями производственной дисциплины. При этом руководство предприятия зачастую не информировано о причинах возникновения нарушений, что ведет к неправильным управленческим решениям и, как следствие, к новым нарушениям, авариям и штрафам.

По статистике, 24% сведений о нарушениях становятся известны в результате расследования причин аварий и еще 8% - в результате расследования случаев травматизма на предприятии. То есть 32% информации руководство предприятий получает по факту происшествия и расплачивается за это прямыми убытками, связанными с ущербом от аварий и компенсационными выплатами. И только 24% сведений о нарушениях требований промышленной безопасности на предприятии руководитель получает из докладов службы производственного контроля (далее СПК).

Подавляющее количество предприятий на сегодняшний день не имеют инструмента, который показывал бы руководству реальный уровень промышленной безопасности на предприятии, предоставлял бы информацию от независимых источников (СПК, надзорные органы, экспертиза ПБ), давал возможность сравнения информации, обеспечивал ее своевременность и достоверность. В отсутствии такого инструмента руководство предприятия становится, по сути, заложником ситуации.

Еще одним слабым звеном в управлении промышленной безопасностью каждого предприятия являются так называемые зоны неизученного риска. Этой ситуации во многом способствует информационная обособленность и замкнутость СПК. Очевидно, что необходимо совершенствовать механизм информирования предприятий о предпосылках, способных привести к авариям и травматизму на производстве, обобщать опыт эксплуатации технических устройств на опасных производственных объектах. Это позволит СПК своевременно адаптировать управление промышленной безопасностью на предприятии к реально существующим условиям производственного процесса.

Опираясь на анализ проблемных вопросов в области управления промышленной безопасностью на предприятиях, при непосредственной поддержке Ростехнадзора, все это привело к идее создания системы Удаленной диагностики производственного контроля (далее - УДПК).

- Не могли бы вы вкратце рассказать об этой системе?

- Используя систему УДПК, ответственные специалисты Ростехнадзора по видам надзора будут систематически осуществлять дистанционный контроль работы СПК предприятий. К работе с информацией о предприятии будут допущены инспекторы, контролирующие или осуществляющие надзорную деятельность на предприятии в обычной практике.

Предметом дистанционного контроля будет являться отчетность и документооборот СПК предприятия, зафиксированный в системе УДПК. В зону контроля попадет также организационно-распорядительная документация, планы работы, результаты проверок, выданные предписания, сведения об устранении нарушений и т.п. Результатом контроля будет являться экспертное мнение специалиста Ростехнадзора, его рекомендации руководству предприятия и ответственному за осуществление производственного контроля, независимая оценка эффективности управления промышленной безопасностью на предприятии в целом и работы СПК в частности.

- Как обстоят дела в части подготовки и аттестации персонала поднадзорных организаций в области промышленной безопасности?

- Порядок подготовки и аттестации определен Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19—2007), утвержденным Приказом Ростехнадзора от 29.01.07 №37, зарегистрированным Минюстом России 22.03.07, регистрационный №9133, и вступившим в силу 27 апреля 2007 г., в котором установлены требования к организациям, проводящим подготовку специалистов, к программному обеспечению подготовки, формированию аттестационных комиссий и процедурам аттестации специалистов.

В Федеральной службе по экологическому и технологическому надзору формируются аттестационные комиссии трех уровней: Центральная, межрегиональные территориальные и территориальные. Создаются они приказами руководителей соответствующего уровня.

В территориальной аттестационной комиссии проходят аттестацию руководители, члены аттестационной комиссии организации, если численность работников организации составляет менее 1000 человек.

В соответствии с п. 23 РД-03-19—2007 проверка знаний в аттестационных комиссиях по различным направлениям надзора может проводиться как комплексными, так и отдельными экзаменами. Наиболее технологично экзамен проводить в форме тестирования, которое по согласованию с Ростехнадзором может быть организовано на базе организаций, в которых проводилась предаттестационная подготовка (учебные центры). Для подтверждения компетенции в области подготовки и аттестации такие учебные центры проходят аккредитацию в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору.

В Удмуртской Республике прошли процедуру аккредитации такие учебные центры, как: ГОУ «РЦДПО»; НОУ «Институт управления»; УЦ ИКЦ «Альтон»; АНО «Учебный центр Дома науки и техники» По состоянию на 01.08.08 года в территориальной аттестационной комиссии аттестовано 7 868 руководителей и специалистов, при этом не сдали экзамены всего лишь 120 человек, что составляет 1,5% от общего числа. Это говорит о высоком качестве подготовки руководителей и специалистов.

Износ и экспертиза

- Известно, что значительная часть аварий и несчастных случаев связана с изношенностью основных производственных фондов. Каково состояние зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах республики?

- Износ оборудования, зданий и сооружений действительно является большой проблемой. В ряде отраслей он превышает 60%. Например, на поднадзорных предприятиях, эксплуатирующих подъемные сооружения, он составляет 81%, теплотехническое оборудование изношено на 55-60%, а износ оборудования в большой энергетике доходит до 70-80%. С каждым годом увеличивается количество зданий, сооружений и технических устройств, отработавших нормативный строк службы. К сожалению, это естественный процесс. Этим озабочены и в Ростехнадзоре, и на самих предприятиях. Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Нормативно-технической документацией Ростехнадзора установлен порядок, при котором здания, сооружения и технические устройства, отработавшие нормативный срок службы, допускаются к работе только после положительного заключения экспертной организации о возможности дальнейшей эксплуатации объекта. Заключения экспертных организаций рассматриваются и утверждаются в территориальных Управлениях Ростехнадзора.

Такая постановка вопроса приносит определенные плоды. Только в 2008 году по заключениям экспертных организаций, при условии проведения определенных мероприятий, был продлен срок эксплуатации 4 407 объектов и всего 2 сооружения не получили положительного заключения экспертизы и признаны негодными к дальнейшей эксплуатации.

Однако следует отметить, что не все организации и предприятия своевременно проводят экспертизу и диагностирование оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы.

Особенную тревогу в этой области вызывает положение дел при эксплуатации грузоподъемных сооружений. Так, 82% грузоподъемных кранов, эксплуатирующихся сегодня в промышленности и строительстве, отработали нормативный срок службы. Из них подлежат проведению экспертизы промышленной безопасности – 100% портальных кранов, 87% башенных, 94% гусеничных и 73% автомобильных. Проблема очень серьезна, и, если собственники и руководители предприятий, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не примут курс на модернизацию, реконструкцию и замену оборудования, она усугубится. Руководители поднадзорных организаций объясняют проблему модернизации и обновления основных фондов недостаточностью финансовых средств. Для органов Ростехнадзора, как организации обеспечивающей со стороны государства контрольные и надзорные функции промышленной безопасности опасных производственных объектов, данные объяснения не являются достаточным аргументом и не дают право и основания эксплуатирующим организациям не проводить работы по обновлению и модернизации оборудования или проводить их не в том объеме, как этого требуют действующее законодательство, Нормы и Правила.

- Как строится работа Управления по активизации поднадзорными предприятиями деятельности по замене и обновлению основных производственных фондов в ходе подготовки к отопительному зимнему периоду?

- В этом направлении Управление Ростехнадзора по УР тесно взаимодействует с Правительством Удмуртской Республики, администрациями муниципальных образований, заинтересованными министерствами и ведомствами, аппаратом полномочного представителя по Приволжскому Федеральному округу и органами прокуратуры.

Результатом данного взаимодействия явилась разработатка и согласование с Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике планов мероприятий по замене, модернизации и диагностированию оборудования, отработавшего нормативный срок службы большинством организациий и муниципальных образований. За их выполнением Управлением Ростехнадзора по УР осуществляется своевременный и жесткий контроль. Проводятся заседания Совета Управления по вопросу подготовки к предстоящему ОЗП с участием представителей предприятий города Ижевска и заинтересованных министерств. Регулярно в средствах массовой информации публикуется информация о состоянии дел и итогах надзорной деятельности Управления. Регулярно информация о ходе подготовки к ОЗП направляется в аппарат полномочного представителя Президента по Приволжскому округу, а в необходимых случаях в прокуратуру.

При выявлении случаев эксплуатации оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы, на опасных производственных объектах Управлением Ростехнадзора по УР применяются меры административного воздействия, вплоть до приостановки деятельности объекта или организации.

Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике четко обозначены цели и задачи, которые будут достигаться как через проведение обследований, совещаний, контроля за качеством экспертиз, так и путем создания таких условий для собственника, когда соблюдать требования безопасности будет экономически выгодно.

- Константин Борисович Пуликовский не раз обращал внимание на проблему качества экспертизы промышленной безопасности. Как обстоят дела в Удмуртии в этой сфере?

- Ввиду большого количества зданий, сооружений и технических устройств, отработавших нормативный срок службы, в настоящее время на первый план выходит задача повышения качества проведения технической диагностики. А что такое недобросовестная экспертиза? В лучшем случае это обман заказчика, Федеральных органов исполнительной власти, а в худшем – аварии и гибель людей.

Почему ситуация сложилась именно таким образом? Потому что лицензирование экспертных организаций носит уведомительный характер. Достаточно направить в Ростехнадзор заявление и копию документа, подтверждающего аттестацию эксперта в области промышленной безопасности, и все. Работай в свое удовольствие.

Однако искусственно сокращать число экспертных организаций мы не планируем. Но уверен, что пора менять положение дел на рынке экспертных услуг в сфере промышленной безопасности. Наличие лицензии не становится панацеей от недобросовестных экспертиз. Поэтому вполне логично, что мы предлагаем экспертным организациям обратиться к системе добровольной аккредитации. Именно она поможет удалить с рынка недобросовестные организации. Кстати, система добровольной аккредитации является и способом признания мировой общественностью качества экспертиз, проведенных в России. 
Вполне возможно создать объединения независимых экспертных организаций по территориальному признаку. Объединение экспертных организаций в некоммерческое партнерство также послужит повышению качества оказываемых услуг. Внутри партнерства появится возможность обсуждать претензии со стороны заказчиков или Ростехнадзора, вырабатывать необходимые решения для устранения недостатков. Работая в коллективе, а не поодиночке, у экспертных организаций разного профиля появится возможность взаимодействия при проведении комплексного обследования объектов одного заказчика. Это заставит ответственнее подходить к делу. В противном случае претензии будут адресованы всему объединению, что, безусловно, скажется на их репутации.

Такие объединения могут быть созданы по принципу саморегулируемых организаций, контролирующих качество экспертиз, профессионализм экспертов, координирующих вопросы размещения заказов от заявителей.

- На коллегии Ростехнадзора, проходившей в Удмуртии, руководитель МТУ Ростехнадзора по ПФО Владимир Вьюнов обратил внимание на необходимость активизации сотрудничества управлений Ростехнадзора с правоохранительными и судебными органами. Что делается у нас в республике?

- В 2007 году с Удмуртской республиканской прокуратурой заключено Межведомственное соглашение в области надзора за объектами топливно-энергетического комплекса. В рамках этого соглашения Управление ежемесячно анализирует состояние промышленной безопасности на объектах ТЗК и направляет информацию о выявленных нарушениях федерального законодательства и принятых должностными лицами Управления мерах в Прокуратуру УР.

В целях исполнения требований Федерального закона от 07.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» должностными лицами Управления совместно с должностными лицами прокуратуры проводятся целевые проверки организации промышленной и экологической безопасности на предприятиях Удмуртии. При выявлении грубых нарушений действующих норм и правил должностные лица привлекаются к административной ответственности.

Кроме того, органами прокуратуры республики по их запросам регулярно направляется информация о состоянии промышленной и экологической безопасности на объектах.

Управление Ростехнадзора по УР тесно взаимодействует и с судебными органами, которые при рассмотрении дел получают квалифицированную консультацию в рамках компетенции Управления. Служба судебных приставов, в свою очередь, помогает взыскать штрафы с должников, будь то должностные или юридические лицо, не желающее своевременно оплачивать наложенные на них административные штрафы.

В заключение скажу, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы снизить риски возникновения аварий на опасных производственных объектах в Удмуртской Республике, тем самым обеспечить защищенность наших граждан, работников организаций, и тем более не допустить случаев гибели людей на поднадзорных предприятиях.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "Альфа PR"

Все статьи рубрики