Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Прокуратура Удмуртии: защита прав предпринимателей – в ранге приоритетных задач

 
Игошин Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением   законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей  управления по надзору за исполнением  федерального  законодательства   прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Игошин Виктор Викторович
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Номер журнала: 

Рубрика: 

Правительством страны сформирован план мероприятий, направленных  на улучшение делового климата, утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов.  
Кроме того, интегральный индекс региона в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата включен в Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом президента России от 14.11.2017 г. № 548.  Индекс отражает усилия органов власти по созданию конкурентных преимуществ региона в сфере развития предпринимательства.

Итоги года в Удмуртии

В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах Удмуртия существенно улучшила свои показатели и заняла 29 место, что отмечено в докладе президента Российской Федерации на прошедшем в июне 2019 г. Петербургском международном экономическом форуме.
Кроме того, согласно данным индекса «Административное давление», сформированного аппаратом уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по итогам 2018 г.,  Удмуртская Республика заняла 1-е место по уровню административного давления на бизнес в сфере контрольно-надзорной деятельности, что является самым низким показателем среди субъектов Российской Федерации (2,5).

Прокуратура на страже закона

Свой вклад в позитивную динамику развития предпринимательства в Удмуртии внесла надзорная и просветительская деятельность прокуратуры республики.
Приказом генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 г. № 53 (ред. от 05.12.2017 г.) «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокурорам предписано акцентировать усилия на пресечении действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности, обеспечении безусловного соблюдения заказчиками обязательств по исполненным предпринимателями государственным и муниципальным контрактам, соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля, своевременном реагировании на нарушения законов об инвестиционной деятельности и прав инвесторов, выявлении и устранении фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства, противодействии рейдерским захватам, рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.
Исполнение прокурорами полномочий на данном направлении надзорной деятельности подчинено задаче обеспечения реализации положений ст. 34 Конституции Российской Федерации о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В связи с этим вопросы укрепления законности в сфере осуществления предпринимательской деятельности находятся в ранге приоритетных в  работе органов прокуратуры. 
Значительное внимание уделяется полноте правовой регламентации условий, способствующих свободному осуществлению законной предпринимательской деятельности, недопустимости наличия в нормативных правовых актах административных барьеров  и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. 

Во исполнение распоряжения генерального прокурора Российской Федерации с апреля 2017 г. прокуратурой Удмуртской Республики организовано проведение Всероссийского дня приема предпринимателей в рабочее время в первый вторник каждого месяца.

Законность  правовых актов  

Установлены случаи несвоевременного приведения нормативных правовых актов по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществления государственного и муниципального контроля в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В частности, прокуратурой республики опротестованы  административные регламенты региональных органов контроля (надзора) в связи с несоответствием изменениям законодательства оснований проведения внеплановых проверок, отсутствием в них положений, устанавливающих особенности проведения проверок в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Аналогичные меры приняты районными прокурорами в отношении правовых актов органов муниципального контроля.  
По протестам прокуратуры республики приведены в соответствие с законодательством нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти региона по вопросам размещения предпринимателями нестационарных торговых объектов, предоставления  субсидий производителям молока, проведения контрольных закупок, административных регламентов оказания услуг в сфере строительства автомобильных дорог.
Например, прокуратурой республики принесен протест на приказ Министерства промышленности и торговли региона, которым установлен Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, в связи с наличием в нем противоречащего федеральному и региональному законодательству положения об утверждении этим государственным органом требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов. По результатам рассмотрения протеста Министерством в июне 2019 г. в приказ внесены соответствующие изменения.

Защита сельхозпроизводителей

Особого внимания заслуживают вопросы защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Проведенными проверками установлены нарушения Министерством сельского хозяйства и продовольствия региона законодательства при осуществлении государственного надзора и оказании публичных услуг в области племенного животноводства, заключении специального инвестиционного контракта, предоставлении бюджетных средств субъектам агропромышленного комплекса и контролю их целевого использования.
Так, этим министерством сельскохозяйственному предприятию Увинского района неправомерно отказано в предоставлении субсидии на развитие элитного семеноводства по причине наличия просроченной задолженности перед республиканским бюджетом.
Вместе с тем задолженность не относилась к категории просроченной и предприятием погашена.
Прокуратурой республики министру сельского хозяйства и продовольствия региона внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам его рассмотрения права предпринимателя на получение субсидии восстановлены. В октябре 2019 г. из бюджета республики ему перечислено 881 тыс. руб. на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, начальники двух структурных подразделений министерства привлечены к дисциплинарной ответственности. 
В целях устранения причин и условий выявленных нарушений закона ведомственным документом, регулирующим вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, уточнены признаки просроченной задолженности. 

Особенности назначения административных наказаний субъектам малого и среднего предпринимательства

Статьей 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена замена административного штрафа предупреждением при наличии следующих условий:
- лицо, допустившее нарушение, является субъектом малого и среднего предпринимательства, их работником; 
- административное правонарушение совершено впервые; 
- административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;
- правонарушение не входит в перечень исключений, для которых штраф не подлежит замене на предупреждение (ст.ст. 13.15, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8-19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ) (из памятки, размещенной на сайте 
прокуратуры УР).

Задолженность по контрактам

Не способствует созданию благоприятного делового климата практика несвоевременного исполнения заказчиками обязательств по оплате выполненных предпринимателями государственных и муниципальных контрактов. При этом принятию мер прокурорского реагирования предшествует работа по выяснению причин нарушения заказчиками сроков расчета с хозяйствующими субъектами.
В результате проведенного прокуратурой республики анализа межбюджетных отношений выявлены нарушения бюджетного законодательства, связанные с неправомерным перераспределением органами исполнительной власти республики финансовых ресурсов, сокращением субсидирования регионом расходных обязательств, принятых на себя муниципальными образованиями.
По представлению прокуратуры республики Правительством региона подобная практика прекращена. Была утверждена дорожная карта, предусматривающая поэтапное погашение в 1 полугодии 2019 г. задолженности по завершенным объектам капитального строительства и ремонта, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, внесение соответствующих изменений в  Адресную инвестиционную программу республики и Перечень объектов капитального ремонта. 
В результате прокурорского вмешательства муниципальные образования в необходимом объеме получили бюджетные средства, которые перечислены на счета субъектов предпринимательской деятельности в целях исполнения муниципальными заказчиками своих финансовых обязательств. Мероприятия дорожной карты выполнены в полном объеме, наступление возможных негативных последствий неплатежей не допущено. 
Кроме того, вопросы погашения задолженности государственных и муниципальных заказчиков по исполненным контрактам каждое полугодие рассматриваются на заседаниях межведомственной рабочей группы прокуратуры республики по вопросам защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. По их результатам выработаны дополнительные меры,  направленные на усиление финансовой дисциплины заказчиков.
В частности, в ноябре 2019 г. проведено расширенное заседание межведомственной рабочей группы, на котором рассмотрены причины образования задолженности по муниципальным контрактам, финансируемым за счет средств республиканского бюджета. Установлено, что наличие задолженности по муниципальным контрактам в ряде случаев вызвано непоступлением в бюджеты муниципальных образований субсидий из республиканского бюджета на софинансирование расходов муниципальных заказчиков.
По итогам заседания межведомственной рабочей группы органами государственной власти республики приняты меры к исполнению финансовых обязательств, вследствие этого задолженность муниципальных заказчиков Увинского и Шарканского районов по оплате выполненных хозяйствующими субъектами работ полностью погашена. Задолженность по государственным контрактам ликвидирована. 

Просветительская деятельность

В целях правового просвещения хозяйствующих субъектов в специальном разделе «Защита прав предпринимателей» на официальном сайте прокуратуры республики размещены памятки по вопросам осуществления органами власти в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий по контролю (надзору) и уголовной ответственности должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Прокуратурой принято участие в заседаниях экспертной группы, сформированной представителем Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, члены которой включены в работу по оценке показателей состояния инвестиционного климата региона. По итогам обсуждения интересующих предпринимателей вопросов выработан ряд предложений по повышению уровня правового, организационного и информационного обеспечения развития предпринимательства, качества работы уполномоченных органов и организаций по улучшению условий ведения бизнеса.
Разъяснение законодательства и правоприменительной практики способствует объективному формированию общественного мнения о состоянии делового климата в регионе.
В этих целях прокуратурой республики обеспечено регулярное проведение выездных заседаний общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса в городах и районах республики, на которых проводится прием предпринимателей и обсуждаются актуальные правовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности в регионе с учетом экономических условий определенных муниципальных образований.
В 2019 г. вопросы профилактики и пресечения правонарушений в отношении предпринимателей, а также борьбы с нелегальным бизнесом рассмотрены на заседаниях общественного совета, организованных прокуратурой республики в г. Ижевске, Завьяловском и Игринском районах.
 В частности, в ходе состоявшегося в поселке Игра заседания общественного совета рассмотрены пути и средства противодействия незаконному предпринимательству в сфере реализации алкогольной, спиртосодержащей и пищевой контрафактной продукции.
С руководством органов государственной власти и деловых объединений на площадке открытого форума, организованного прокуратурой республики, обсуждены ключевые проблемы и перспективы развития предпринимательства в Удмуртии, итоги форума учтены в правоприменительной практике.

Статистика

Всего в 2019 г. прокурорами выявлено свыше 1,9 тыс. нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, для устранения которых внесено 544 представления, в суды направлено 49 заявлений, опротестовано 459 незаконных правовых актов, по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены 277
и 135 лиц соответственно. По материалам прокурорских проверок органами предварительного расследования возбуждено четыре уголовных дела, объявлено 30 предостережений о недопустимости нарушений закона.

План проверок

Прокуратурой республики сформирован план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 г. 
Различными контролирующими органами планировалось проведение 3519  проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (на 2019 г. — 4575),  из проектов планов проверок исключено 498 мероприятий по контролю, что составляет 14 % от числа предложенных. В результате проделанной работы в план проверок на 2020 г. включено 3021 проверка (на 2019 г.— 3761, на 2018 г. — 3490).  При его формировании учтены требования законодательства, регулирующего порядок применения риск-ориентированного подхода, и законодательный запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. 
Сводный план проверок размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2020.  Все субъекты предпринимательства, а также органы контроля всех уровней могут ознакомиться с интересующими их плановыми проверочными мероприятиями.

Предстоящая работа

Практика осуществления прокуратурой республики надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей исходит из принципиальной важности обеспечения должного уровня правовой защищенности хозяйствующих субъектов. 
В первом полугодии 2020 г. по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурорами будут проведены масштабные проверки исполнения законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, в  том числе при предоставлении хозяйствующим субъектам мер поддержки, оказании государственных и муниципальных услуг, осуществлении лицензионно-разрешительных процедур и контрольных мероприятий, а также законодательства о противодействии коррупции в указанной сфере.

Статья находится в свободном доступе благодаря: Журнал, охрана труда

Все статьи рубрики