Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

АО «ТАИФ-НК», являясь крупнейшим нефтеперерабатывающим комплексом с высокой степенью социальной ответственности, успешно работает на благо экономики Республики Татарстан и России на протяжении многих лет.  Компания всегда считала социальную политику важнейшим направлением своей работы. Значительные средства АО «ТАИФ-НК» направляются на обучение работников, создание комфортных условий для труда и жизни, заботу о здоровье персонала, подготовку молодых кадров. Здесь понимают, что квалифицированный и сплоченный коллектив — залог успешной реализации целей компании.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Вторичная переработка — одно из основных направлений в природоохранной деятельности ПАО «Татнефть», часть масштабной работы по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду. В настоящее время идут промышленные испытания установки по переработке автомобильных шин — совместной разработки института «ТатНИИнефтемаш» и БМЗ.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Татнефть»

Углубленная и планомерная работа, направленная на сохранение жизни и здоровья персонала, входит в число приоритетных направлений политики ПАО «Нижнекамскнефтехим», входящего в состав СИБУР. Ключевым фокусом внимания СИБУР является соблюдение требований промышленной безопасности, создание и поддержание здоровых и безопасных условий труда для всех работников предприятия и подрядных организаций.  

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Теги

Охрана труда: необходимо внедрение концептуального подхода

Павлова Лариса Владимировна, заместитель  руководителя (по охране труда) Государственной  инспекции труда в Самарской области

Павлова Лариса Владимировна
заместитель руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области

Номер журнала: 

Рубрика: 

Вопросы охраны труда и повышения безопасности на производстве сегодня вызывают обоснованное беспокойство в обществе и требуют к себе повышенного внимания, так как высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости негативно отражается на общей демографической ситуации в стране. 

«Нулевой травматизм»

На площадке Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда - 2017» состоялось подписание меморандума между Министерством труда и социальной защиты РФ и Международной ассоциацией социального обеспечения о взаимопонимании и сотрудничестве по продвижению концепции «нулевого травматизма». Стороны договорились сотрудничать с целью поощрения и развития глобальной кампании концепции «нулевого травматизма», приоритетом которой является повышение безопасности, гигиены труда, условий труда и общих условий работы в контексте их соответствующих миссий, стратегий, компетенций и ресурсов.
Vision Zero или «нулевой травматизм» — это качественно новый подход к организации профилактики, объеди-няющий три направления: безопасность, гигиена труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
В настоящее время организации, поддержавшие концепцию «нулевого травматизма», подтверждают свою приверженность принципам «нулевого травматизма» на сайте http://visionzero.global/ru/kompanii. Среди них есть и 75 организаций Самарской области, такие как АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», ОАО «Самарские коммунальные системы», ООО «Весна» и др. 
Тенденция последних лет по снижению производственного травматизма свидетельствует о значительном изменении подходов работодателей к вопросам управления охраной труда, в том числе и на территории Самарской области. 

Статистика 

В Самарской области смертельный производственный травматизм снижался, начиная с 2010 г. — 85 погибших до 31 погибшего в 2017 г. (снижение в 2,7 раза) при незначительном повышении в 2015 и 2016 гг.
В 2018 г. зарегистрировано увеличение количества погибших работников по сравнению с 2017 г. в 1,4 раза или на 42 % (с 31 до 44), в 2,5 раза (с 2 до 5) возросло количество погибших женщин (схема № 1).

За 11 месяцев 2019 г. общее количество погибших на производстве работников составило 39 человек, что на 7 % ниже показателя за аналогичный период 2018 г., когда на производстве погибло 42 работника, в том числе четыре женщины.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 2019 г. отмечен: 
- в организациях строительства — 11 погибших (каждый третий погибший);
- в отрасли обрабатывающих производств — пятеро погибших;
- в отрасли транспортировки и хранения — пятеро погибших;
- в отрасли сельского хозяйства — четверо погибших.
При этом по сравнению с 2018 г. в обрабатывающих производствах количество погибших снизилось в два раза, в строительстве выросло в 1,5 раза.
Типология видов (типов) несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших в 2019 г., свидетельствует, что каждый четвертый несчастный случай произошел в результате падения работника с высоты.

Анализ причин

В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 60 % несчастных случаев обусловлены типичными причинами организационного характера: 
- неудовлетворительная организация производства работ; 
- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда;
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда;
- неприменение работником средств индивидуальной и коллективной защиты.
Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ произошло более 50 % случаев. 
По причинам технического (технологического характера) произошло менее 9 % случаев. 
10,3 % несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями произошли вследствие нарушений правил дорожного движения.
Высокий уровень производственного травматизма по причинам организационного характера связан, прежде всего, с низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля.
Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не предопределены и не являются неизбежными, у них всегда есть причины. Развитие эффективной культуры профилактики позволяет их устранить и предотвратить производственные аварии и несчастные случаи, а также профессиональные заболевания.

Новые инструменты надзора

Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда является содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, применение культуры профилактики на предприятиях.
В настоящее время претерпевают значительную оптимизацию механизмы осуществления контрольной и надзорной деятельности Федеральной инспекции труда. 
Так, в феврале 2017 г. в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства внесены соответствующие изменения. Теперь надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Его критерии определены правилами отнесения деятельности работодателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска и определенному классу опасности.
В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок составляет от двух до шести лет, для низкого риска проведение плановых проверок не предусматрено. Эти категории не являются статичными, предусмотрена система как их повышения, так и снижения.
В результате указанных изменений количество подконтрольных субъектов, отнесенных к низкому риску, при котором субъект освобождается от проведения плановых проверок, составляет 98,9 % от общего количества работодателей. 
С целью снижения административных барьеров для предпринимательского сообщества, а также административного и нормативного правового давления на хозяйствующие субъекты с 01.07.2018 г. при проведении всех плановых проверок применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Все проверочные листы находятся в открытом доступе на сайте Роструда, и законопослушный работодатель теперь имеет возможность как в процессе своей деятельности, так и в целях подготовки к плановой проверке пройти самоподготовку до прихода инспектора по тем проверочным листам, которые относятся к его деятельности с учетом вида экономической деятельности, наличия того или иного оборудования, профессий и должностей в штатном расписании, определенных категорий работников. 
Результаты применения риск-ориентированного планирования заметны уже сейчас. Устойчивой тенденцией становится сокращение количества выявляемых нарушений и налагаемых по результатам плановых проверок штрафных санкций.
Разрабатываются и реализуются новые инструменты осуществления контрольной и надзорной деятельности, в том числе интерактивные, посредством которых представители предпринимательского сообщества могут осуществлять самоконтроль своей деятельности в сфере соблюдения трудового законодательства, а также позволяющие осуществлять обучение (включая самообучение) подконтрольных субъектов.
Так, Рострудом создан электронный сервис «Электронный инспектор», который позволяет работнику или работодателю самостоятельно провести предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Внедрение новых интерактивных сервисов позволяет значительно снизить финансовое давление на предпринимательское сообщество, что может также свидетельствовать о смене вектора осуществления контрольной и надзорной деятельности с выявления нарушений законодательства на их предупреждение.

Нарушения законодательства

Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности гострудинспекции в 2019 г. свидетельствует, что основными видами экономической деятельности, при осуществлении которых допущено наибольшее количество нарушений трудового законодательства, являлись: 
- оптовая и розничная торговля (23 %);
- обрабатывающие производства (14,6 %);
- строительная отрасль (8,3 %);
- транспорт (7,9 %);
- образование (4,7 %);
- предоставление прочих коммунальных, социальных услуг (3,0 %).              
Наибольшее количество нарушений выявлено по вопросам оплаты и нормирования труда — 30 %; трудового договора — 8,3 %; охраны труда — 31,2 %.
  В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания возмездных услуг). При том, что в силу ч. 2 ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем в данных отношениях, как правило, усматриваются признаки трудовых отношений: 
- работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным работодателем;
- налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю;
- ежемесячная выплата заработной платы;
- характер поручаемой работы и т.д.
Вопрос снижения доли неформального сектора имеет существенное значение как для каждого отдельного субъекта, так и для всего государства в целом. Оценивая социальные и экономические последствия неформальной занятости, в первую очередь необходимо отметить недополучение социальных платежей и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что оборачивается недофинансированием социальной сферы государства.
Так, за 2019 г. Государственной инспекцией труда в Самарской области легализовано 1032 работника.

Работа с обращениями

В целях восстановления своих нарушенных трудовых прав работники обращаются в государственную инспекцию труда. Так, за 11 месяцев 2019 г. поступило более 8 тыс. письменных обращений, причем большая часть из них касается вопросов невыплаты заработной платы, ненадлежащего оформления трудовых отношений, либо уклонения от их оформления, либо подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. 
Поступившие обращения работников явились  основаниями для проведения внеплановых проверок. Так, из более чем 2,6 тыс. проверок, проведенных государственными инспекторами труда за 11 месяцев 2019 г., только 6 % проведены в плановым порядке, а все остальные — это внеплановые проверки.
В 2019 г. государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев были возбуждены дела и наложены административные наказания в виде штрафов в отношении более 2,5 тыс. должностных и юридических лиц на общую сумму более 60 млн руб.
Сложившаяся ситуация требует продолжения работы по внедрению нового концептуального подхода к организации безопасного труда на рабочих местах и сохранению здоровья работников на основе управления профессиональными рисками.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи при их наступлении и материальной компенсации их неблагоприятных последствий к системе оценки и управления профессиональными рисками повреждения здоровья работников, что позволит обеспечить сохранение жизни и здоровья работников на производстве, будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране. 

Все статьи рубрики