Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Прокуратура разъясняет изменения природоохранного законодательства

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В 2023 году законодателем были внесены значительные изменения в существующие нормативные акты и приняты новые документы, направленные на повышение экологической безопасности. Удмуртская природоохранная межрайонная прокуратура подготовила разъяснения нововведений в экологическом законодательстве.

Изменения водного законодательства

Федеральным законом от 25.12.2023 № 657-ФЗ в Водный кодекс внесены изменения, уточняющие особенности использования и охраны водных объектов, вступившие в силу 25 декабря 2023 года, ряд изменений вступят в силу с 1 сентября 2024 года и с 1 января 2025 года.
Так, использование водных объектов общего пользования должно осуществляться с учетом правил использования водных объектов для рекреационных целей, а также с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, утверждение которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Данные правила должны содержать требования к определению водных объектов или их частей, предназначенных для использования в рекреационных целях, требования к определению зон отдыха и других территорий, включая пляжи, связанных с использованием водных объектов или их частей, требования к срокам открытия и закрытия купального сезона, требования к определению зон купания, требования к охране водных объектов, утвердить их необходимо до 1 марта 2025 года.
Кроме этого, законом установлены требования к содержанию правил использования водохранилища, уточнены полномочия федеральных и региональных органов государственной власти по охране водных объектов.
Закреплено, что при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации использование поверхностных водных объектов для восстановления пропускной способности русел рек осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2023 № 1950 актуализированы Правила подготовки и заключения договора водопользования, вступающими в силу с 1 сентября 2024 года, закрепляющие  терминологию, в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.08.2023 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Изменения лесного законодательства

Приказом Минприроды России от 04.09.2023 № 567 внесены изменения в Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513, вступившие в силу с 7 ноября 2023 года.
Так, уточнены сроки проведения государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. В настоящее время срок проведения экспертизы установлен  в течение не более чем 15 рабочих дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, до этого данный срок составлял 30 дней.
Также установлены сокращенные сроки проведения экспертиз при внесении изменений в проект освоения лесов в течение не более чем 8 рабочих дней и не более чем 11 рабочих дней в случаях использования лесов для заготовки древесины.
Кроме того, скорректирован порядок устранения замечаний по проектам освоения лесов, а также внесено дополнение, согласно которому заявление для проведения экспертизы в электронном виде может подписываться лесопользователем не только простой электронной подписью, но и усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной электронной подписью. 

С 1 сентября 2024 года сокращаются сроки проверки лесной декларации до 4 рабочих дней, изменений в нее и направления заявителю извещения об их приеме, такие изменения утверждены Приказом Минприроды России от 27.09.2023 № 627.  Также дополняются виды электронных подписей, которыми может быть подписана лесная декларация. 

Приказом Минприроды России от 22.09.2023 № 616, вступившим в силу с 27 ноября 2023 года утверждены порядок и критерии определения Рослесхозом невозможности использования лесов и осуществления мероприятий по сохранению лесов на землях лесного фонда при проведении проверки наличия основания для оспаривания законности возникновения прав на земельные участки, имеющие пересечение с землями лесного фонда. 
Определение невозможности использования лесов проводится путем анализа сведений из ЕГРН и государственного лесного реестра, в том числе о местоположении границ, площади земельного участка, пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, правоустанавливающих документов на земельный участок и на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке. 
Определение невозможности использования лесов является основанием для исключения сведений о лесных участках из государственного лесного реестра. 
Распоряжением Правительства РФ от 28.11.2023 № 3364-р установлен перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускаемых к возведению в лесах, относящихся к лесотундровым лесам (леса, расположенные в неблагоприятных природно-климатических условиях на границе с тундрой, выполняющие защитные и климаторегулирующие функции), в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. 
В таких лесах в настоящее время разрешается размещать  карьер, сооружения и оборудование, используемые при прокладке геолого-геофизических и сейсмических профилей, скважина поисковая временная, сооружения и оборудование, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных строений, сооружений, предусмотренные в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектах строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектах ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2023 № 2153 утверждены новые Правила распоряжения находящейся в собственности Российской Федерации древесиной, которая получена в ходе строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, действующие с 15декабря 2023 года до 1 января 2025 года.
Настоящие Правила устанавливают порядок передачи находящейся в собственности Российской Федерации древесины в виде необработанных лесоматериалов, полученной в ходе строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на земельных участках, находящихся в федеральной собственности (далее - древесина), Министерству обороны Российской Федерации (его территориальному органу) в целях обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе для создания и дооборудования фортификационных сооружений.
Пользователи не позднее 25 календарных дней до завершения рубки древесины направляют уведомление о готовности к безвозмездной передаче древесины в Министерство обороны Российской Федерации. Уведомление направляется в электронном виде на официальный адрес электронной почты Министерства обороны Российской Федерации и содержит сведения об объеме древесины, ее породном составе, сортировке лесоматериалов по породному составу, в том числе на деловую (крупную, среднюю, мелкую), основании рубки, место ее нахождения, информацию о контактных данных пользователя для оперативного взаимодействия, а также фотоматериалы предлагаемой к передаче древесины, дату завершения рубки.
Министерство обороны Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления информирует пользователя о согласии или об отказе от получения древесины. В пределах указанного срока Министерство обороны Российской Федерации вправе осуществить осмотр древесины по месту ее нахождения. Безвозмездная передача древесины осуществляется по месту ее нахождения в течение 60 дней со дня поступления от Министерства обороны Российской Федерации согласия на получение древесины.
При отказе от получения или неполучения в установленный срок согласия на безвозмездную передачу древесины либо при неполучении Министерством обороны Российской Федерации древесины в установленный срок пользователь направляет информацию о невостребованной древесине в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) и ее реализация осуществляется по ранее установленному порядку.

В Лесной кодекс РФ внесли изменения в части использования лесов для ведения изыскательских работ. Федеральный закон от 25.12.2023 № 676-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8.2 и 10.1 Федерального закона «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В настоящее время законодателем предусмотрена возможность использования лесов, как по договорам аренды, так и без предоставления лесных участков, если не проводится рубка лесных насаждений, на основании разрешений или сервитута. Такие разрешения выдаются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах установленных полномочий. Договор аренды лесного участка для проведения соответствующих работ может заключаться на срок до одного года. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.

С 1 января 2024 года Приказами Рослесхоза от 26.12.2023 №№ 1168, 1169, 1170, 1174 устанавливаются обязательные и дополнительные критерии принятия решения о применении мер экстренного реагирования на лесные пожары, порядок осуществления мер экстренного реагирования уполномоченным государственным бюджетным учреждением, подведомственным Рослесхозу, виды пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств тушения лесных пожаров в целях осуществления мер экстренного реагирования, а также нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров.
Такими критериями, в частности, являются: фактическое задействование на тушении лесных пожаров не менее 25 % сил лесопожарных формирований, установление в зоне действия лесного пожара (муниципальный район) не ниже III класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, наличие нелокализованного лесного пожара в зоне лесоавиационных работ (площадь лесного пожара — 100 га и более), действующего более одних суток, наличие действующего лесного пожара в 10-километровой зоне от границы населенного пункта, а также особо охраняемой природной территории федерального значения.
 Определены, порядок принятия и оформления решения о применении сил и средств, необходимых для выполнения работ по охране лесов от пожаров, порядок определения видов работ по тушению лесных пожаров, основания принятия решения об отсутствии необходимости применения мер экстренного реагирования.
Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются по письменному согласованию с Рослесхозом на один календарный год не позднее 20 февраля соответствующего года. Местоположение зон контроля выделяется в соответствии с проведенным проектированием лесных участков или по характерным географическим объектам (реки, ручьи, границы озер, водоразделы, вершины холмов, гор, хребтов). Зоны контроля устанавливаются в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях.
Также установлен порядок выделения зон контроля, а также лесные районы, в которых допускается их выделение.

Объекты накопленного вреда

Постановлениями Правительства РФ от 23.11.2023 № 1967, от 21.12.2023 № 2239, от 23.12.2023 № 2268 утверждены правила обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, порядок выявления таких объектов, а также актуализирован порядок ведения государственного реестра указанных объектов.
Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется муниципалитетами, а применительно к иным территориям — органами государственной власти субъектов РФ.
В случаях, установленных Правительством, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность.
Данные, полученные в результате выявления объектов накопленного вреда, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их формирования, направляются в Росприроднадзор.
Обследование и оценка объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, осуществляются Росприродназором с привлечением подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания. 
По согласованию с Росприроднадзором указанные обследование и оценку, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, вправе осуществлять также органы государственной власти регионов или органы местного самоуправления. 
Обследование и оценка объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, осуществляются посредством использования систем дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта накопленного вреда, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории осуществления обследования и оценки накопленного вреда. 
Оценка воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан осуществляется Роспотребнадзором с привлечением подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания в соответствии с утверждаемой Роспотребнадзором методикой. 
Росприроднадзору по согласованию с Роспотребназором необходимо до 1 марта 2024 года утвердить график обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде на 2024 год. 
Также новыми правилами установлены критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Новое в недропользовании

С 1 марта 2024 года вступает в силу Приказ Минприроды России № 519, Роснедр № 11 от 14.08.2023, которым утвержден Порядок предоставления права пользования участками недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения и участка недр местного значения) пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Новый порядок предоставления права пользования участками недр установлен в связи с введением Федеральным законом от 29.12.2022 № 598-ФЗ  новой части 14 статьи 7 Закона «О недрах», в соответствии с которой предоставление права пользования недрами по основаниям, предусмотренным абзацем 7 пункта 1 и абзацем 13 пункта 4 части 1 статьи 10.1 Закона «О недрах», допускается в случае постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых при осуществлении пользователем недр геологического изучения недр на участке недр, в границах которого ранее в результате пользования недрами иными лицами образованы отходы недропользования и (или) в отношении которого ранее запасы полезных ископаемых были списаны с государственного баланса. 

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2023 № 2029 утвержден порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование, вступающий в силу с 1 сентября 2024 года.
Целями такого мониторинга являются выявление, оценка и прогнозирование изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогнозирование изменений состояния подземных вод, обеспечение информацией о состоянии недр и происходящих в недрах процессах, а также информацией о состоянии подземных вод. 
Пользователь недр на участке недр, предоставленном ему в пользование осуществляет локальный мониторинг, который представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием недр и происходящими в них процессами, оценки и прогноза изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр. Объектами такого мониторинга являются участки недр, предоставленные в пользование, и происходящие в недрах процессы, а также подземные воды в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами на участке недр.

Помимо этих норм, с 1 марта 2024 года Приказом Минприроды России от 31.05.2023 № 328 уточнены Правила разработки месторождений подземных вод. Данные поправки внесены в целях актуализации Правил, а также введено требование об использовании оборудования защиты приборов учета объема добычи подземных вод от несанкционированного вмешательства в их работу, включая опломбирование. 

Федеральным законом от 12.12.2023 № 576-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» уточнена процедура согласования строительства объектов капитального строительства в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых.
Для обеспечения указанного строительства уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет подготовку, утверждение и размещение на своем официальном сайте в сети "Интернет" специальных карт (схем) с использованием единой электронной картографической основы, создаваемой в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. На специальных картах (схемах) в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода. 
Установлены, в числе прочего, порядок формирования электронного документа, подтверждающего отсутствие либо наличие в границах земельного участка месторождений полезных ископаемых, правила подачи заявки на выдачу решения о согласовании строительства объектов капитального строительства, случаи, при которых не требуется согласование строительства объектов капитального строительства. 
Кроме того, определен порядок установления минимальных (стартовых) размеров разовых платежей за пользование недрами. 

Предупреждение и ликвидация разливов нефти

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2023 № 2122 с 1 сентября 2024 года вносятся изменения в правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и  нефтепродуктов на территории РФ. 
Изменениями установлено, что эксплуатирующая организация обязана, в числе прочего, направить в Росприроднадзор план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Направление плана не требуется в случае, если такой план является составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством РФ о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и на которую получено заключение государственной экологической экспертизы.
Предусмотрено направление плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа или в форме электронных образов бумажных документов, посредством использования единого портала госуслуг. 
Кроме того, закреплено, что к плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны  прилагаться копии документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и информация о реквизитах лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.
Предусмотрены основания для отказа в приеме к рассмотрению плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в том случае если они предоставлены  организацией, которая не является эксплуатирующей организацией.
Определена процедура рассмотрения и согласования указанного плана, а также внесения записи о согласовании в соответствующий реестр. 
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов считается согласованным Росприроднадзором, если в течение 16 рабочих дней либо в случае повторного поступления на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, поступления на согласование изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в течение 8 рабочих дней, повторного поступления на согласование изменений в план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в течение 5 рабочих дней со дня его получения Росприроднадзор не направил эксплуатирующей организации решение об их согласовании либо замечания к ним.

Все статьи рубрики