Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Программа развития нефтегазохимического комплекса Татарстана

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Необходимость дальнейшего развития основных тенденций, связанных с углублением переработки углеводородного сырья и получением современной продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной во многих секторах экономики, а также поддержанием на этой основе развития социальной сферы региона, обусловило актуальность разработки Программы развития нефтегазохимического комплекса РТ (далее – НГХК) на 2010-2014 гг.
Программа определяет цели и задачи среднесрочного развития отраслей НГХК РТ на предстоящий период, приоритеты, ориентиры и механизмы регионально-отраслевой политики, обеспечивающие достижение намеченных целей.
Программа разработана ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» при непосредственном участии Кабинета министров РТ, министерств и ведомств, предприятий, научных и образовательных учреждений Татарстана, других заинтересованных сторон в соответствии с поручением первого Президента РТ М. Ш. Шаймиева, что отражено в Комплексном плане действий Правительства РТ в 2008 г. по реализации Послания Президента РТ Государственному Совету республики от 09.06.2008 № 374.
Стоимость реализации Программы – 465 млрд руб., в том числе 421 млрд руб. – инвестиционная программа.

Итоги воплощения предшествующих программ
За время реализации предыдущих программ удалось сформировать высокоэффективный комплекс предприятий, приближенных к мировым стандартам, что позволяет говорить об успешном выполнении поставленных задач. При этом в РТ удалось сохранить непоколебимость курса развития на углубление переработки углеводородного сырья. В результате если в 2003 г. доля нефтепереработки и нефтехимии в структуре НГХК составляла 38%, то в 2008 г. она превысила 50% (рис. 1).

Цели и задачи новой Программы
Одним из существенных конкурентных преимуществ страны выступают углеводородные ресурсы, которые используются не самым эффективным образом. Усиление стратегических позиций России на мировых рынках за счет роста глубины переработки углеводородного сырья, повышения качественного уровня развития отраслей нефтепереработки, химии и нефтехимии, их инновационной активности, а также резкого повышения эффективности использования месторождений за счет внедрения новых технологий – одно из условий достижения стратегической цели РФ.
Решение комплекса проблем и реализация планируемых мероприятий Программы непосредственно связаны с приоритетными задачами социально-экономического развития России и Татарстана и позволят:
- обеспечить устойчивые темпы развития отраслей НГХК;
- создать условия для многократного увеличения объемов выпуска продукции с высоким уровнем переработки;
- закрепить конкурентные преимущества отечественных товаропроизводителей продукции высоких переделов на внутреннем и внешнем рынках;
- увеличить число малых и средних предприятий, перерабатывающих продукцию НГХК Республики Татарстан;
- снизить зависимость республики и страны в импортных товарах НГХК, обеспечив их замещение производством отечественной высоко- и среднетехнологичной продукции;
- обеспечить разработку и промышленное внедрение востребованных производством технологий, увеличить долю выпуска инновационной продукции;
- снизить экологическую нагрузку НГХК Республики Татарстан;
- обеспечить отработку отдельных механизмов государственной поддержки малого и среднего производственного бизнеса, исследований и разработок, развития кооперационных и кластерных образований и др.

Планируемые результаты реализации Программы
Сохранение и рост конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса РТ предполагает реализацию и расширение конкурентных преимуществ в отраслях НГХК (нефтедобыче, нефтепереработке, химии и нефтехимии), формирование институциональных условий и научно-технических заделов, обеспечивающих системный перевод НГХК Татарстана в режим инновационного высокотехнологичного развития.

Увеличение объемов производства
Программой запланированы 90 производственно-технологических инвестиционных проектов крупных и средних предприятий НГХК республики. Их реализация позволит увеличить объемы производства продукции в целом по комплексу в 2014 г. на 39% к уровню 2008 г., в том числе в нефтепереработке обеспечить рост на 96%, в химии и нефтехимии – на 60%, в нефтедобывающей промышленности сохранить объемы добычи на уровне 2008-2009 гг. (рис. 2).
Выручка нефтегазохимического комплекса вырастет в 2014 г. в постоянных ценах до 729 млрд руб., товарная продукция – до 654 млрд руб., добавленная стоимость – до 303 млрд руб. В нефтепереработке, химии и нефтехимии динамика добавленной стоимости будет опережать динамику производства.
Продолжится качественное изменение структуры НГХК РТ в сторону увеличения доли обрабатывающих производств. Так, в объемах товарной продукции удельный вес нефтепереработки возрастет с 21% в 2008 г. до 30% в 2014 г., химии и нефтехимии – с 31% до 35%. В структуре произведенной добавленной стоимости доля нефтеперерабатывающих производств за этот же период вырастет с 7% до 17%, химии и нефтехимии – с 16% до 26%.
Увеличение объемов производства в НГХК РТ обеспечит получение в 2014 г. по сравнению с 2008 г. дополнительной добавленной стоимости в сопоставимых ценах на 70 млрд руб. в год (темп роста добавленной стоимости в целом по комплексу составит 130%, в том числе в нефтепереработке 327%, в химии и нефтехимии 205%).
Прогнозируется увеличение отчислений в бюджеты всех уровней в нефтепереработке (темп роста 246%), химии и нефтехимии (279%). Темпы роста отчислений в консолидированный бюджет Татарстана по указанным видам деятельности составят соответственно 305% и 206%. Также увеличатся объемы прибыли и амортизационных отчислений.

Повышение эффективности освоения и переработки ресурсов
Стратегически наиболее значимым результатом деятельности нефтяных компаний будет сохранение объемов и повышение эффективности добычи нефти и извлечения попутных нефтяных газов в Татарстане, а также приращение запасов и добычи нефти за ее пределами.
Внедрение инновационных технологий и методов увеличения нефтеотдачи пластов (в том числе с использованием химических реагентов) позволит повысить нефтеотдачу на 1-2%.
Увеличится ресурсная база углеводородного сырья за счет эффективного освоения высоковязкой, высокосернистой нефти, выявления и оценки перспектив территории в отношении новых и нетрадиционных видов минерального сырья. Таким образом, в среднесрочной перспективе будет заложена база для ускоренного освоения этих ресурсов.
Развитие нефтепереработки остается в числе основных приоритетов Программы. Поставлены задачи увеличения объемов, эффективности и качества переработки нефти. Доля переработанной республиканской нефти должна увеличиться с 25% до 47%. После ввода переработки тяжелых остатков в ОАО «ТАИФ-НК» и в случае доведения мощности ОАО «ТАНЕКО» до 14 млн т в республике будет перерабатываться 74% добываемой нефти. При этом показатель глубины переработки нефти будет доведен в ОАО «ТАИФ-НК» до 98%. Существенно возрастет выпуск нефтепродуктов, в том числе сырья для нефтехимии.
В химии и нефтехимии основные результаты развития будут связаны с углублением переработки и внедрением новых разработок. Будут созданы новые мощности по полимерам, минеральным удобрениям, резинотехническим и полимерным изделиям, моющим средствам. Выпуск полимеров приблизится к 1,5 млн т, синтетических каучуков – к 670 тыс. т (темпы роста к уровню 2008 г. - 155% и 162% соответственно).

Экспорт нефтепродуктов
Существенно расширятся номенклатура и объемы производства конкурентоспособных видов продукции, реализуемых на республиканском, российском и зарубежных рынках. При этом удельный вес основных компаний нефтепереработки, химии и нефтехимии в общероссийском производстве продуктов-лидеров (базовые нефтепродукты, мономеры, полимеры, синтетические каучуки, шины) благодаря реализации инвестиционных проектов должен сохраниться либо вырасти.

Инновации
Инновационный блок в Программе рассматривается как центральный.
Важным итогом реализации Программы станет активное развитие деятельности индустриальных и инновационных площадок: технополиса «Химград», Нижнекамского промышленного округа, индустриального парка «Камские Поляны», особой экономической зоны «Алабуга». Объем инвестиций в проекты превысит 9,75 млрд руб. В результате будут усовершенствованы механизмы поддержки малого инновационного предпринимательства, организации тесного взаимодействия крупных предприятий комплекса, научно-исследовательских и образовательных учреждений, органов власти всех уровней и малого отраслевого бизнеса, что позволит обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных производств НГХК.
Повышенное внимание планируется уделить таким инновационным направлениям развития, как нано- и биотехнологии, фармацевтическая промышленность. Начнется формирование биотехнологического кластера в Татарстане и реализация проектов и мероприятий целевой программы «Развитие биотехнологии в РТ до 2020 г.», подготовленной ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» и Обществом биотехнологов России.
В целях инновационного развития фармацевтической отрасли в Татарстане будут реализованы действия по локализации в республике всего цикла разработки и производства лекарств. При этом планируется усиление кооперации между республиканскими научными центрами и производителями лекарственных субстанций и препаратов. Другим целевым приоритетом третьей Программы определено выстраивание эффективных кооперационных связей предприятий НГХК РТ с отраслями экономики и увеличение на этой основе синергетического эффекта в целом для республики.

Экологическая и промышленная безопасность
Значимым результатом реализации Программы будет внедрение энергосберегающих, экологически чистых технологий, развитие человеческого капитала. На осуществление запланированных по этим направлениям мероприятий будут вложены средства на сумму более 44 млрд руб.
Помимо стандарта качества (ISO 9001) на предприятиях НГХК будут внедряться и другие международные стандарты управления: окружающей среды (ISO 14001), охраны здоровья и безопасности производства (ОНSАS 18001), социальной ответственности (SA 8000). Планируется внедрение технических регламентов, соответствие регламенту REACH, стандарту GMP (good manufactured practice – надлежащая производственная практика).
Новое строительство позволит снизить экологическую нагрузку, повысить экологическую культуру производства. Будут совершенствоваться и действующие производства. Несмотря на рост выпуска продукции, планируется сократить сбросы сточных вод (на 47%), выбросы в атмосферу (на 58%). Затраты на реализацию мероприятий в области охраны окружающей среды превысят 7 млрд руб.
Итогом реализации Программы станет выполнение направлений и мероприятий в области промышленной безопасности. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно составить на предприятиях комплекса не менее 0,2% от совокупных затрат на производство продукции. Доля численности работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, должна снизиться не менее чем на 3,6 процентных пункта; доля численности работников, занятых тяжелым физическим трудом – не менее чем на один процентный пункт; доля численности работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, – не менее чем на 0,2 процентных пункта.

 

Все статьи рубрики