Проекты Татарстана стали лучшими в конкурсе «Надежный партнер – Экология»
Шадриков Александр Валерьевич
министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Проекты Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан стали победителями Всероссийского конкурса по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — Экология». Дипломы в Москве были вручены главе министерства Александру Шадрикову. Сегодня он расскажет о проектах-победителях.
Конкурс как возможность обмена опытом
«Надежный партнер — Экология» – один из самых крупных экологических конкурсов России как по количеству номинаций, так и по числу регионов, принимающих в нем участие. Он проводится с 2019 года, и с каждым годом его география расширяется, а количество участников растет. В 2022 году было подано более 300 заявок по 26 номинациям и четырем категориям.
Направления конкурса учитывают самые разные аспекты, опираясь на национальные приоритеты страны и стратегию социально-экономического развития. В этом году, к примеру, в рамках конкурса была представлена новая номинация «Лучший проект, направленный на снижение воздействия на климат и адаптацию к климатическим изменениям» – направление, продиктованное вызовами времени и глобальным трендом на углеродную нейтральность.
Для нас участие во Всероссийском конкурсе – это еще и хорошая площадка для обмена опытом. Татарстан всегда готов учиться и двигаться вперед. Очень важно, чтобы мы могли реализовать лучшие наработки и практики наших коллег из других регионов и презентовать свои идеи.
В этом году на суд жюри мы представили два проекта: проект «Экология в школе», он одержал победу в номинации «Лучший образовательный проект в сфере экологии», и проект по улучшению экологического состояния рек и водоемов Республики Татарстан, ставший победителем в номинации «Лучший перспективный проект и разработка».
Конкурс «Надежный партнер – Экология»Всероссийский конкурс по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер — Экология» проводится Ассоциацией «Надежный партнер» совместно с «Российским экологическим обществом» при поддержке Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. |
Экология для рек и водоемов Татарстана
Еще в конце 2021 года Министерством экологии был инициирован пилотный научно-исследовательский проект «Улучшение экологического состояния рек и водоемов Республики Татарстан».
О его высокой значимости для жителей республики говорит тот факт, что в перечне социально-экономических проектов Татарстана, курируемых вице-премьером Правительства России Дмитрием Николаевичем Чернышенко, по итогам «Народного рейтинга», а также опроса на сайте «Госуслуги России», из семи заявленных проектов республики этот проект занял первое место.
Проект очень востребованный, Татарстан является одним из самых многоводных регионов Приволжского федерального округа: около 6 % всей территории республики покрыто водой – это более 36 тысяч водных объектов.
В составе проекта запланировано проведение научно-исследовательской работы. Пилотным водным объектом выбрана река Казанка.
Проект предполагается реализовать в два этапа. Сегодня в рамках первого этапа его исполнителем — Татарстанским отделением Русского географического общества идут работы по проведению географических исследований за счет средств гранта РГО. Для того чтобы получить актуальные сведения о качественном и количественном составе поверхностных вод реки Казанки и ее притоков, был скоординирован план-график отбора проб воды, определены состав и объем исследований.
Эти исследования наглядно подтверждают негативное воздействие диффузных стоков. Так, установлено, что в период весеннего половодья кратно увеличивается содержание загрязняющих веществ, которые входят в состав удобрений для сельского хозяйства. А по результатам обследования водосборной площади реки Казанки, в том числе и в ходе авиаоблетов, уже зафиксировано более 750 точек негативного воздействия, среди которых большую часть занимают объекты накопления отходов животноводства и размещения твердых коммунальных отходов, распашка земель в границах прибрежной защитной полосы.
Работы первого этапа продолжаются. В проекте принимают участие волонтеры и добровольцы, которые помогают нам составлять экологическую карту самых загрязненных мест, участвуют в наших экологических сплавах по расчистке от мусора русла реки.
Вторым этапом предусматривается проведение НИР с участием ведущих научных организаций. Результатом второго этапа станет подготовка концепции экологического каркаса водосбора реки Казанки и научно-обоснованных рекомендаций по снижению диффузного загрязнения и улучшению качества воды.
Главная цель проекта — изучение негативных факторов и их корреляции по состоянию водных объектов, формирование ранжированного перечня мероприятий и их тиражирование на другие водные объекты России. Победа этого проекта в конкурсе — бесспорное доказательство востребованности таких научно-исследовательских работ в масштабах всей страны.
Экологическое просвещение детей
Второй, не менее значимый проект — просветительский проект «Экология в школе». Сегодня, по поручению Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова, мы делаем большой акцент именно на экологическом просвещении.
Если же говорить об истории проекта, то в 2018 году согласно приказу Министерства образования и науки Татарстана в республике появились центры экологического образования. Их методическим обеспечением и занимается проект «Экология в школе», направленный на дополнительное обучение учащихся общеобразовательных организаций.
Он реализуется нами совместно с региональным министерством образования и науки и творческим объединением «Татармультфильм». В рамках этой совместной работы в 2019 году были выпущены эколого-просветительское издание «Зеленая тропа» для учащихся 1 класса, учебное пособие «Зеленый Татарстан» для учащихся 5 класса, а также республиканский воспитательно-образовательный портал «Зеленый Татарстан»: http://зеленыйтатарстан.рф/.
Эколого-просветительское издание «Зеленая тропа» помогает ребенку стать экологически грамотным, учит сортировать мусор, экономить природные ресурсы, бережно относиться к окружающему миру. Другое учебное пособие — «Зеленый Татарстан» знакомит школьников с основными законами, принципами и правилами экологии, а также с понятиями и терминами.
На образовательном интернет-портале: http://зеленыйтатарстан.рф/ размещены как методические пособия и материалы, так и игры на экологическую тематику, раскраски, сказки, тематические видео. Ребята, зарегистрированные на этом портале, могут участвовать в различных конкурсах, вести дискуссии с другими участниками в разделе «Блоги».
Также объединение «Татармультфильм» совместно с ПАО «АК Барс» Банк разработало медиапособие «Электронный экологический дневник» для учащихся 2–3 классов Республики Татарстан. Интерактивный формат «Дневника» дает возможность использовать его как на уроках, так и для самостоятельных занятий.
На данный момент уже в 103 школах есть экологические классы, где ребята занимаются по этим учебникам и пособиям. «Экология» как предмет сейчас преподается в 1 и 5 классах, готовятся учебники для 2 и 6 классов.
Кроме того, во многих школах мы создаем юннатские отряды. Это именно то, о чем говорил Владимир Владимирович Путин в ходе общения с участниками Всероссийского молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край».
Президент России поддержал идею возродить в стране движение юных натуралистов. В Татарстане мы эту работу начали еще в 2018 году, и сейчас уже около 2000 школьников примкнули к юннатскому движению.