Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2022

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

ЭкоТурФестиваль вновь собрал молодых работников «Татнефти» и сервисных управляющих компаний. Любителей туризма поляна Азнакаевского района встретила самобытной красотой природы и замечательной погодой. Здесь они провели три дня, насыщенных эмоциями, драйвом и… совсем без интернета, сообщает газета «Нефтяные вести».

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Татнефть»

В филиалах АО «Сетевая компания» прошли соревнования бригад электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей. Специалисты подтвердили высокую квалификацию, отточили мастерство и обменялись рацпредложениями. Это очень важно, ведь в зоне их ответственности мощное электрохозяйство, от которого зависит стабильная работа тысяч предприятий и жизнедеятельность почти 4 млн жителей Республики Татарстан.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ»

Весной ООО «Газпром трансгаз Чайковский» традиционно дает старт участию работников предприятия в разного рода экологических акциях. Так, в мае газовики поддержали всероссийскую акцию «Зеленая весна», международную акцию «Сад памяти» и провели в Чайковском собственную акцию «Зеленый город».  Всего в экологических акциях предприятия приняли участие более двух с половиной тысяч человек.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский

Свежий номер

№ 07 (184), июль, 2022
В номере:

Теги

Проект нового закона «О промышленной безопасности»

Номер журнала: 

Рубрика: 

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен для общественного обсуждения  проект Федерального закона «О промышленной безопасности», разработанный Ростехнадзором. Предполагается, что закон вступит в силу 01.03.2023 г. Одновременно с этим 
утратит силу Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Целью обновления основного закона промышленной безопасности стало: исключение устаревших и избыточных требований, актуализация и адаптация положений законодательства в области промышленной безопасности к современным условиям ведения предпринимательской деятельности, создание правового механизма безсанкционного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, уточнение классификации и категорирования соответствующих объектов.

Опасные производственные объекты

Согласно проекту нового закона идентификация объектов в качестве опасных производственных объектов соответствующего класса опасности осуществляется: 
- лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на их строительство или реконструкцию – при подготовке такой проектной документации;
- их эксплуатантами или планирующими эксплуатировать их лицами — не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации.
Опасные производственные объекты подразделяются на четыре класса опасности:
- I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
- II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
- III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
- IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
Все ОПО подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. При регистрации будет проверена полнота и правильность проведенной идентификации опасного производственного объекта.

Законопроектом перечни индивидуальных опасных химических веществ или видов химических веществ устанавливаются в соответствии с согласованным на глобальном уровне единым стандартом критериев опасности веществ.

ОПО и передвижные технические устройства

Законопроектом предлагается дифференцировать требования к эксплуатации ОПО и передвижных технических устройств, которые выделяются в отдельную категорию. Это позволит установить специальные требования к безопасной эксплуатации передвижных технических устройств и их учету, в полной мере соответствующие специфике их применения, и связанному с этим риском возникновения аварий и инцидентов. 
 В частности, к эксплуатации передвижных технических устройств предъявляется меньшее количество требований. К таким устройствам предлагается отнести грузоподъемные машины, передвижные котельные установки, передвижные склады взрывчатых материалов промышленного назначения, передвижные машины и оборудование по производству комбикормов (кормовых смесей).

Дистанционные методы мониторинга

Законопроект предусматривает формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности.
В частности, эксплуатирующая опасный производственный объект организация сможет дистанционно проводить производственный контроль на объекте и автоматически передавать сведения в надзорный орган, что позволит снизить количество проверок. Кроме того, вводится понятие «государственный мониторинг в области промышленной безопасности».
В отношении опасных производственных объектов, оснащенных системами дистанционного контроля, законопроектом предусматривается осуществление мониторинга промышленной безопасности. При этом в соответствии с ч. 16 ст. 96 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ) организации, эксплуатирующие такие опасные производственные объекты, будут освобождены от проведения плановых проверок соблюдения обязательных требований, являющихся предметом мониторинга промышленной безопасности.

В рамках добровольного проведения аудита при выявлении нарушений для организаций, эксплуатирующих ОПО, не будут применяться санкции. В отношении организации с положительным заключением от аудиторов изменится режим надзора.

Индивидуальные требования к объектам

Одним из нововведений, направленным на снижение необоснованных затрат и административных барьеров, станет возможность установления индивидуальных требований промышленной безопасности в обосновании безопасности опасного производственного объекта не только при его строительстве или реконструкции, но и при техническом перевооружении, а также капитальном ремонте линейного опасного производственного объекта, включая магистральные нефтепроводы, газопроводы. Это позволит ремонтировать такие объекты без существенного изменения их технических характеристик. 

Эксплуатация зданий и сооружений

Эксплуатация зданий и сооружений опасного производственного объекта, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, не допускается без проведения обследования их технического состояния: 
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией или технической документацией;
- в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации или технической документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении срока, ранее установленного решением о возможности эксплуатации зданий и сооружений, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом. 
Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений опасного производственного объекта  принимается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО либо руководителем ее обособленного структурного подразделения, с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений, и оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа. 
Обследование технического состояния зданий и сооружений опасного производственного объекта проводится специалистами по обследованию технического состояния зданий и сооружений или экспертами в области промышленной безопасности. 

Декларация промышленной безопасности

Одна из статей законопроекта посвящена разработке декларации промышленной безопасности. Устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (за исключением использования взрывчатых веществ и изделий на их основе при применении взрывчатых материалов промышленного назначения).
Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта.
 Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации ОПО разрабатывается вновь:
- в случае истечения 10 лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности;
- в случае увеличения более чем на 20 % количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;
- в случае изменения требований промышленной безопасности;
- по предписанию органа государственного регулирования промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
- по инициативе эксплуатанта опасного производственного объекта.


 Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо лицом, планирующим его эксплуатировать. Она оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, несет  руководитель организации.
Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение ОПО, и вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности проходят экспертизу промышленной безопасности. Проектная документация на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, содержащая утвержденную декларацию, подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
 Декларация промышленной безопасности, представленная в орган государственного регулирования промышленной безопасности, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления.

Эксплуатирующая опасный производственный объект организация сможет дистанционно проводить производственный контроль на объекте и автоматически передавать сведения в надзорный орган, что позволит снизить количество проверок. Кроме того, вводится понятие «государственный мониторинг в области промышленной безопасности».

Аттестация работников в области промышленной безопасности

Работники, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте и передвижных технических устройств, а также применением взрывчатых материалов промышленного назначения (далее работники) обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. 
Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится до допуска к самостоятельной работе:
-  при назначении на соответствующую должность;
- при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- при заключении нового трудового договора либо внесении изменений в трудовой договор, если при исполнении трудовых обязанностей в соответствии с ним требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
В случаях, определенных Правительством РФ,  будет проводиться внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности.
 Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органам исполнительной власти в области промышленной безопасности, их территориальными органами,  аттестационными комиссиями, формируемыми организациями.
 Неаттестованные работники не допускаются к работе на ОПО, передвижных технических устройствах.
Работники, не прошедшие аттестацию, вправе обжаловать решения аттестационной комиссии в судебном порядке.

Систематизация некоторых положений 

Ряд вопросов, ранее урегулированных на подзаконном уровне, потребовал систематизации на уровне законодательного акта. В связи с этим в законопроект включены положения в области безопасности:
- проведение взрывных работ — нормы, направленные на упорядочивание нормативного правового регулирования вопросов обеспечения промышленной безопасности проведения взрывных работ в части, делегированной нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза к сфере действия национального законодательства;
- проведение маркшейдерских работ — положения, направленные на упорядочивание нормативного правового регулирования в сфере ведения маркшейдерских работ и сосредоточение соответствующих норм права в надлежащей сфере регулирования – в области промышленной безопасности; 
- проведение сварочных работ — в целях снижения риска возникновения аварий при организации и проведении сварочных работ на опасных производственных объектах законопроектом предусмотрено законодательное урегулирование действующего механизма проверки готовности физических лиц и организаций к выполнению таких работ.

Декларация промышленной безопасности, представленная в орган государственного регулирования промышленной безопасности, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления.

Аудит системы управления ПБ

Законопроектам предлагается введение нового института – аудита системы управления промышленной безопасностью. Это позволит решить целый ряд задач:
- снизить количество проверок в отношении организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, создав при этом альтернативный правовой механизм выявления нарушений требований промышленной безопасности;
- повысить эффективность работы систем управления промышленной безопасностью, созданных на ОПО;
- исключить санкционную нагрузку на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, связанную с выявлением нарушений требований промышленной безопасности, если такие нарушения выявляются в рамках добровольного проведения аудита системы управления промышленной безопасностью;
- создать возможность снижения общей суммы расходов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов, для организаций, обязанных в силу закона создавать системы управления промышленной безопасностью, а также экономически стимулировать их создание иными организациями на добровольной основе;
- не отступая от принципа добровольности проведения аудита системы управления промышленной безопасностью, обеспечить равную степень соблюдения требований промышленной безопасности как с применением аудита, так и в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий с установленной законом периодичностью.
В рамках добровольного проведения аудита при выявлении нарушений для организаций, эксплуатирующих ОПО, не будут применяться санкции. В отношении организации с положительным заключением от аудиторов изменится режим надзора.

Экспертиза промышленной безопасности

Положения законопроекта предусматривают повышение степени независимости экспертов в области промышленной безопасности от заказчиков экспертиз, а также четкое разграничение и персонализацию ответственности руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и передвижные технические устройства, экспертов в области промышленной безопасности, специалистов по техническому диагностированию технических устройств и обследованию технического состояния зданий и сооружений опасных производственных объектов.
Экспертизе промышленной безопасности согласно законопроекту подлежат: 
- документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
- документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности) опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
- обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта;
- техническое устройство до начала применения на опасном производственном объекте, в случае если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к нему;
- передвижное техническое устройство до начала его эксплуатации, в случае если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия передвижного технического устройства обязательным требованиям к нему;
- взрывчатые вещества и изделия на их основе, используемые при применении взрывчатых материалов промышленного назначения. 

Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений опасного производственного объекта  принимается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО либо руководителем ее обособленного структурного подразделения, с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений, и оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа. 

Производственный контроль 

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности на соответствующих объектах (в организациях), ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. 
Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются органом государственного регулирования промышленной безопасности.
Эксплуатанты опасных производственных объектов I или II классов опасности обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Эксплуатанты опасных производственных объектов III, IV классов опасности и передвижных технических устройств могут создавать системы управления промышленной безопасностью на добровольной основе.

Федеральный государственный надзор 

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережений;
- меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия эксплуатанта опасного производственного объекта критериям добросовестности за пять лет;
- консультирование.
При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
- выездные проверки;
- документарные проверки.
Устанавливаются следующие особенности применения системы оценки и управления рисками при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
- в отношении опасных производственных объектов I или II классов опасности проведение плановых выездных проверок осуществляется не чаще одного раза в год;
- в отношении опасных производственных объектов III класса опасности проведение плановых выездных проверок осуществляется не чаще одного раза в три года;
- в отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся;
- в отношении эксплуатантов передвижных технических устройств плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;
- в отношении профессионального объединения плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При организации проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий учитываются: 
- результаты оценки добросовестности контролируемых лиц;
- результаты проведения аудита систем управления промышленной безопасностью;
- организация и осуществление мониторинга промышленной безопасности.
Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I, II или III классов опасности, представивших положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасностью за период, следующий после проведения последней плановой проверки, проведенной органом государственного регулирования промышленной безопасности или его территориальным органом, до 1 июля текущего года, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в течение пяти лет.
На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ.
На опасных производственных объектах I класса опасности, в отношении которых представлено положительное заключение аудита системы управления промышленной безопасностью, постоянный государственный контроль (надзор) не осуществляется в течение года со дня предоставления каждого такого заключения.

Вступление закона в силу

Федеральный закон вступит в силу 01.03.2023 г. Законодатель связывает особый порядок вступления в силу с необходимостью установления переходного периода для адаптации к требованиям по оснащению ОПО системами дистанционного контроля, перерегистрации действующих объектов в государственных реестрах, а также принятия других нормативных актов.

Все статьи рубрики