Права и обязанности водопользователей и собственников водных объектов
Козьминых Михаил Юрьевич
руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В связи с изменениями природоохранного законодательства и огромным значением сохранения чистоты рек, озер и морей, редакция журнала обратилась в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора с вопросами, касающимися правоприменительной практики государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
- Какие водные объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору?
- Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 г. № 1521 критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, является использование:
а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
в) внутренних морских вод Российской Федерации;
г) территориального моря Российской Федерации;
д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;
е) водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;
ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
з) водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;
и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн м³ в год;
к) территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, указанных в подпунктах «а» — «и».
- Какими действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации регламентированы требования в области водопользования?
- Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в области использования и охраны водных объектов, являются:
- Водный Кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ;
- Федеральный Закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
- Федеральный Закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Приказ Минприроды России от 13.04.2009 г. № 87 «Об утверждении Методики исчисления размеров вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» (в ред. Приказа Минприроды России от 31.01.2014 г. № 47).
- Каковы права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов с целью сброса сточных вод и других целях?
- Согласно Водному кодексу РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
- самостоятельно осуществлять использование водных объектов;
- осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;
- пользоваться иными предусмотренными настоящим кодексом, другими федеральными законами правами.
Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:
- не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;
- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;
- информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;
- своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
- выполнять иные предусмотренные Водным кодексом РФ, другими федеральными законами обязанности.
- Каковы результаты правоприменительной практики Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора за 2020 г. и I квартал 2021 г. в данной области?
В 2020 г. возбуждено 233 дела в области охраны водных ресурсов. Наложено штрафов на общую сумму 13,5 млн рублей. Внесено 48 предупреждений.
За пять месяцев 2021 г. отделом надзора за водными ресурсами Управления проведено 57 контрольно-надзорных мероприятий:
- восемь плановых комплексных выездных проверок соблюдения требований природоохранного законодательства;
- одна внеплановая выездная проверка исполнения предписания;
- 34 внеплановые документарные проверки исполнения ранее выданных предписаний;
- 14 плановых (рейдовых) осмотров (включая семь паводковых обследований объектов и зон возможного подтопления/затопления).
Общее количество дел об административных правонарушениях – 98. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях наложено 67 штрафов на общую сумму 3 млн 232 тыс. 100 руб. Также инспекторами Управления направлено:
- три предупреждения (административное наказание в виде предупреждения).
- 17 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
- 30 предписаний об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований по результатам контрольно-надзорных мероприятий.
- Какие типовые нарушения обязательных требований природоохранного законодательства выявляются Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора в области использования и охраны водных объектов? На что обратить внимание водопользователям и собственникам водных объектов?
- К числу типовых и массовых нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного экологического надзора, относятся:
- несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;
- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства;
- сокрытие или искажение экологической информации
- сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
- Приведите, пожалуйста, примеры таких нарушений.
- В качестве примера можно привести контрольно-надзорные мероприятия в отношении ФГУП «СКТБ «Технолог».
16.04.2021 г. с целью проверки информации, поступившей на телефон оперативного дежурного Управления, был осуществлен оперативный выезд с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО» для отбора проб воды.
По результатам количественного-химического анализа установлено, что предприятием ФГУП «СКТБ «Технолог» допущены превышения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске № 2 в ручей без названия и р. Славянку. Сточные воды оказывают токсичное воздействие на водные объекты.
В отношении ФГУП «СКТБ «Технолог» 25.05.2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
- Кто и какую ответственность несет за нарушения обязательных требований природоохранного законодательства?
- Ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства несет лицо, допустившее природоохранное нарушение.
Это могут быть как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели или должностные лица. Все зависит от конкретного случая.
Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора в своей работе руководствуется требованиями действующих нормативных правовых актов. За нарушение природоохранных требований применяются меры административного воздействия согласно КоАП РФ.