Проблемы обращения с ТКО и очистки стоков в Республике Татарстан
Гайнутдинова Лилия Ахатовна
заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Поручения направлены на повышение эффективности управления системой обращения с твердыми коммунальными отходами, развитие системы экотехнопарков, расширение производства продукции из вторичных материалов, запрет на поступление отходов на полигоны без предварительной обработки и утилизации, развитие электронного учета отходов.
Предполагается в рамках государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг. выделить отдельную подпрограмму по созданию отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами замкнутого цикла (раздельный сбор, обработка, утилизация и размещение), предусмотрев в том числе источники финансирования соответствующих мероприятий, а так же целевые показатели ежегодного снижения объемов захоронения и увеличения объемов утилизации твердых коммунальных отходов для достижения уровня лучших мировых стандартов.
Ситуация с полигонами ТКО
В Республике Татарстан» ежегодно образуется более 2 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). В настоящее время на территории региона имеется 55 полигонов ТКО. Из них в Государственный реестр размещения отходов включено 49 полигонов, имеющих действующие лицензии.
Из этих 49 полигонов ТКО 22 полигона имеют действующие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, 24 представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предоставляемую субъектами малого и среднего предпринимательства.
14 организаций, эксплуатирующих полигоны ТКО, были привлечены к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за непредоставление и несвоевременное представление отчетности.
Особо остро в Республике Татарстан стоит проблема сроков службы полигонов ТКО. В муниципальных образованиях и городских округах Республики Татарстан наметилась устойчивая тенденция к наполняемости действующих карт полигонов ТКО опережающими темпами по отношению к проектным расчетам сроков эксплуатации объектов.
Отсутствие весового контроля на большинстве полигонов ТКО, строгого учета и контроля принимаемых отходов не позволяет оптимизировать процесс их эксплуатации.
В сентябре 2016 г. была утверждена Территориальная схема обращения с отходами Республики Татарстан, в т.ч. ТКО. Согласно данным этой схемы по состоянию на начало 2016 г.:
- 13 полигонов заполнены более чем на 80 %;
- полигоны ТБО «Восточный» г. Казани, Мамадышский, Зеленодольский, Спасский, Дрожжановский, Рыбно-Слободский заполнены и эксплуатируются с превышением проектного ресурса и вместимости.
- Девять полигонов заполнены более чем на 70 %;
- остаточная вместимость всех полигонов ТКО составляла 8959 тыс. м3, что позволит размещать отходы на срок не более трех лет.
Анализ статотчетности
Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан в 2018 г. проведен данных представленных сведений по инвентаризации объектов размещения отходов, проведенной в 2014-
2015 гг. и сведений о количестве размещенных отходов по данным статистической отчетности 2-ТП отходы.
Согласно полученным данным на начало 2018 г. 14 полигонов республики работают с превышением введенных мощностей и вместимости.
Ряд организаций, эксплуатирующих полигоны ТКО, не представляют статистическую отчетность по форме 2-ТП, отходы. Это Елабужский, Лаишевский, Агрызский, Муслюмовский, Актюбинский полигоны. В отношении эксплуатирующих организаций будут приняты соответствующие меры административного воздействия.
Полигоны ТКО Мамадышского, Мензелинского, Новошешминского, Кайбицкого района и Билярска не включены в ГРОРО, а организации, их эксплуатирующие, не имеют соответствующих лицензий. Данные сведения переданы в Управление МВД по экономическим преступлениям.
Отсутствие должного производственного контроля за эксплуатацией полигона, несоблюдение экологических требований приводит к серьезным негативным последствиям и даже к возгоранию полигона. Так, 10.03.2018 г. произошло возгорание Арского полигона, были возгорания на Алексеевском, Мензелинском, Альметьевском, Лениногорском полигонах.
Мониторинг ОРО
Технологические процессы на объектах размещения отходов должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Однако практически на всех полигонах отсутствует контроль по приему отходов в соответствии с утвержденными инструкциями, нет систематического контроля согласно утвержденному графику фракционного, морфологического и химического состава отходов, поступающих на полигон. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического распада.
Ни одно из предприятий, эксплуатирующих полигоны, не подтвердило исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов представленными результатами.
Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан совместно с ГИБДД проводятся рейдовые проверки, направленные на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов. Многие транспортировщики, осуществляющие деятельность, не имеют документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования, отсутствуют паспорта отходов. Это относится к предприятиям ООО «ПЭК», «Чистый город», ООО «Чистый сервис». По указанным предприятиям приняты меры административного воздействия по ст. 8.2 КоАП.
Необходимо напомнить об изменениях в сфере регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами — транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, после 01.01.2018 г. не допускается, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде.
Сохраним Волгу
Еще один важный вопрос, который необходимо затронуть — обеспечение очистки сточных вод до нормативных значений и восстановление водных ресурсов.
На берегах Волги проживает более 60 млн человек. Именно в ее бассейне — самая напряженная экологическая ситуация. Более трети всех загрязненных стоков приходится на эту крупнейшую водную артерию Европы.
Одной из причин таких загрязнений является физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий.
К сожалению, не является исключением и Республика Татарстан.
В рамках разработанного в республике регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения р. Волги на территории Республики Татарстан» проведена инвентаризация объектов, оказывающих негативное воздействие на р. Волгу.
Следует отметить, что достаточно большое число предприятий-водопользователей за счет собственных средств проводят реконструкции очистных сооружений, вводятся сооружения, включающие в себя замкнутый цикл технического водооборота.
Для предприятий это, прежде всего экономия ресурсов на покупку воды, а также существенное сокращение количества сбрасываемых сточных вод в водные объекты.
Для крупного бизнеса такой подход становится нормой.
В конечном итоге именно те предприятия, которые уже сейчас во главу своей политики ставят модернизацию производства, окажутся, что называется на коне.
Инвестиции в сохранение экологии в конечном итоге являются инвестициями в конкурентоспособность. В России это пока новшество, однако в мировой практике вложение средств в экологические разработки — скорее необходимые стандарты качества.
Есть и другие источники финансирования природоохранных мероприятий. Примером эффективного решения вопросов с участием федеральных средств является Программа развития водохозяйственного комплекса до 2020 г. Мероприятия Усадского спиртзавода и АО «Аммоний», уже вошли в эту программу.
Проблемы ЖКХ
Проблему необходимости строительства и реконструкции очистных сооружений предприятий ЖКХ Управление Росприроднадзора по РТ не раз поднимало на всех уровнях. В этой связи нельзя не отметить работу Фонда газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан по модернизации районных очистных сооружений.
Не секрет, что более 90 % очистных сооружений республики были построены в 70-е годы прошлого века, а с учетом того, что срок службы бетона составляет не более 50 лет, то нужно быть готовым к массовому выходу из строя технических сооружений и заранее принять меры.
Например, очистные сооружения КФХ «Марс» полностью пришли в негодность, а хозбытовые стоки от многоквартирных домов в пос. Октябрьский Зеленодольского района РТ, проходившие через данные очистные сооружения, теперь по рельефу местности попадают без очистки в Куйбышевское водохранилище. Требуют реконструкции очистные сооружения ООО «Бирюлинские коммунальные сети», ООО «Кукморские очистные сооружения», ОАО «Тетюши-Водоканал», сброс в водные объекты которых, периодически осуществляется с превышением нормативов предельно допустимого сброса загрязняющих веществ.
Однако следует отметить, что не только техническое состояние очистных сооружений определяет качество сбросов, но и соблюдение технологических регламентов, а именно: для нормальной работы биологии необходимо, чтобы проектная мощность совпадала с фактической.
В настоящее время очистные сооружения г. Альметьевска и г. Бугульмы работают с превышением проектной нагрузки.
Очистные сооружения г. Буинска и г. Камских полян наоборот работают с существенной недозагрузкой мощностей.
Оба варианта имеют пагубное воздействие на окружающую среду и превышение нормативных значений при сбросе, поскольку имеет место нарушение технологического процесса.
Пути решения проблемы
Необходимо направить усилия на обеспечение населенных пунктов централизованными системами водоотведения (канализации), а также подготовку специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решение таких вопросов возможно только комплексно с принятием целевых республиканских программ, частичным финансированием из средств бюджета, в том числе за счет средств платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом стоит учитывать, что с 2020 г. значительно увеличатся повышающие коэффициенты для предприятий, которые не укладываются в установленные нормативы. Это приведет к резкому увеличению платы за негативное воздействие на окружающую среду для таких предприятий.
На всех мероприятиях с участием предприятий Управление Росприроднадзора по РТ затрагивает этот момент, чтобы предостеречь компании от возможных серьезных затрат, избежать которых возможно только в случае своевременной реализации мероприятий по реконструкции очистных сооружений.
Было | Стало |
---|---|
Коэффициент 0 | За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения наилучших доступных технологий |
Коэффициент 0 | За объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производствев соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством РФ в области обращенияс отходами |
Коэффициент 1 | За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов |
Коэффициент 1 | За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления |
Коэффициент 25 | За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов |
Коэффициент 25 | За объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления |
Коэффициент 100 | За объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ,превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, атакже превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу |