Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Проблемы экологии решаются в тесном взаимодействии с органами власти и обществом

 
Хайрутдинов Фарит Юсупович, руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Хайрутдинов Фарит Юсупович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

По количеству объектов федерального надзора Татарстан занимает третье место в Российской Федерации и лидирующее место среди субъектов Приволжского федерального округа.  3871 объект федерального экологического надзора поставлен на   государственный учет.  

Особый спрос

Всем объектам определены категории риска, что по закону константой не является. В 2018 г. нарушения требований законодательства, выявленные при проведении контрольно-надзорной деятельности, послужили основанием для повышения категории риска для 93 предприятий. Это значит, что проверки на них будут проводится чаще.
Объекты значительной и умеренной  категорий (I и II категории) составляют около 25 % от общего количества объектов НВОС, подлежащих федеральному экологическому надзору. Семь  промышленных предприятий Республики вошли в перечень топ-300 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 %. 
К этим объектам и объектам I категории с 2019 г. будут предъявляться особые требования в части: 
- получения комплексных экологических разрешений; 
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы по проектным материалам; 
- оснащения источников выбросов в атмосферу датчиками автоматического контроля. 
В преддверии этого, например, АО «ТАНЕКО» совместно с Росприроднадзором и Минкомсвязи России в 2018 г. приступило к реализации пилотного проекта по автоматическому контролю промышленных выбросов на источниках загрязнения, в рамках которого подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии.

Взаимодействие с обществом, властью, бизнесом

В 2018 г. на базе Росприроднадзора организован Институт общественных инспекторов по охране окружающей среды. Цель его создания — повышение экологической ответственности граждан и эффективности экологического надзора, осуществление контроля соблюдения требований природоохранного законодательства и рационального использования природных ресурсов.
Население республики все чаще обращается в Росприроднадзор с сигналами о проблемах с экологией. Это дает возможность оперативно реагировать на нарушения. Основное число жалоб населения на состояние атмосферного воздуха приходится на период проведения на предприятиях технологических регламентных работ, а также в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ). Взаимодействие с региональным Росгидрометом  позволяет Управлению иметь полную информацию для конкретных источников предприятий, на которых должны проводиться мероприятия по снижению выбросов в период НМУ. 
Управление Росприроднадзора для решения вопросов природоохранной деятельности тесно взаимодействует с республиканскими и местными органами власти.  Примером эффективного сотрудничества  является межведомственная рабочая группа по вопросам обеспечения безопасности Нижнекамского промышленного узла, в работе которой активное участие принимает мэр г. Нижнекамска. 
В Республике Татарстан заметно меняется отношение бизнеса к охране окружающей среды.  87 % предписаний выполняются предприятиями в установленные сроки, не дожидаясь вмешательства руководства республики.
Компании реализуют масштабные проекты, направленные на комплексное решение вопросов экологии. Примерами такого ответственного отношения являются экологические программы ПАО «Нижнекамскнефтехим», проекты по реконструкции очистных сооружений МУП «Водоканал» г. Казани, АО «Альметьевск-Водоканал».

Проблемы полигонов

Глубокие проблемы в сфере обращения с отходами в России потребовали реформирования отрасли. В ходе реформы предстоит ликвидировать недостаток полигонов для размещения отходов и предприятий по утилизации и обезвреживанию ТКО,  сформировать систему раздельного сбора.
В Татарстане благодаря республиканскому экологическому фонду еще в конце 90-х — начале 2000-х гг. практически во всех муниципальных районах были построены и введены в эксплуатацию полигоны ТКО. Они  включены в ГРОРО и имеют лицензию. Однако на сегодняшний день проблемой является отсутствие свободной вместимости — полностью заполнены 11 полигонов. Республике предстоит большая работа по рекультивации свалок с привлечением федеральных средств.   
На ситуации также отрицательно отразилось исключение из перечня  плановых проверок организаций, эксплуатирующих полигоны ТКО. Большая их часть относится к МСП, для которых были введены надзорные каникулы. Ослабление надзора, к сожалению, привело к росту числа нарушений требований эксплуатации полигонов ТКО. Так, в 2018 г. на четырех полигонах были допущены возгорания.  

Проверки с ГИБДД

На территории Республики Татарстан осуществляют деятельность 483 лицензиата по обращению с отходами. 62 % лицензиатов осуществляют их транспортирование. В 2018 г. инспекторами Управления совместно с сотрудниками ГИБДД было проведено 130 рейдовых проверок по выявлению и пресечению незаконной деятельности по транспортированию отходов и эксплуатации объектов их размещения. В результате рейдов было составлено 73 протокола об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.

Необходимы новые мощности

С 01.01.2019 г. Республика Татарстан перешла на новую систему обращения с ТКО, которое обеспечивается региональными операторами: ООО «Гринта» и ООО «УК «ПЖКХ». Установлен единый тариф на услуги обоих региональных операторов в размере 439,03 руб. за м3. 
В текущем году региональные операторы будут использовать существующую инфраструктуру для размещения и сортировки ТКО. При этом республика начинает делать упор на снижение объема захораниваемых отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.
Уже со следующего года региональные операторы должны будут начать строительство новых мощностей по перегрузке и сортировке отходов, предусмотренных территориальной схемой. 
Одним из объектов, направленных на уход от полигонного захоронения отходов, является завод по термическому обезвреживанию отходов. В настоящее время Департаментом Росприроднадзора по ПФО ведется государственная экологическая экспертиза, которая должна определить безопасность завода. Кроме того, строительство завода потребует внедрения в республике системы раздельного сбора отходов.

Голубая кровь региона

Река Волга — крупнейшая водная артерия европейской части России, источник жизни, благополучия и большой заботы. Надзор за водопользователями и состоянием водных объектов является одним из важнейших  направлений федерального надзора.  
Основными причинами загрязнений водных объектов являются физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений. На решение этих проблем направлен региональный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения р. Волги на территории Республики Татарстан». Формирование одного из  направлений проекта — «Инвентаризация объектов, оказывающих негативное воздействие на р. Волгу» — производилось на основе материалов надзорной деятельности Управления.
Еще одно направление, подконтрольное региональному Управлению Росприроднадзора, — обеспечение свободного доступа граждан к водному объекту в соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ. Работа в этом направлении в 2018 г. была проделана огромная. Для принятия взвешенных решений по каждому случаю занятия береговой полосы состоялось более 200 судебных заседаний.
Определение береговой линии Куйбышевского водохранилища без учета оформленных в собственность земельных участков привело к противоречиям между гражданским, водным и земельным  законодательством. Для устранения противоречий между действующими кодексами РФ Управление совместно с другими заинтересованными органами принимает участие в подготовке проекта изменений Водного кодекса РФ. 

ПНГ на участках недр

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность Татарстана вносят свой вклад  в загрязнение окружающей среды. Надо отметить, что системных нарушений недропользования ими уже не допускается. Однако актуальным остается вопрос по утилизации попутного нефтяного газа малыми нефтяными компаниями. 
Первые и довольно серьезные шаги к решению проблемы ПНГ в республике уже сделаны. В целом по республике использование попутного нефтяного газа ПАО «Татнефть» и нефтяными компаниями составляет около 90 %. 
В ходе проверок однако выявляются случаи нарушений требований технических проектов в части уровней использования попутного нефтяного газа по участкам недр. На это компаниям необходимо обратить внимание.

Экологические платежи 

Масштабные изменения законодательства стали причиной снижения платежей. С 2015 г. плата за НВОС снизилась с 870 до 374 миллионов. Это позволило предприятиям высвободить финансовые средства, которые могут быть потрачены на модернизацию производства и реализацию природоохранных мероприятий. Кроме того, снизилась нагрузка на малые предприятия, которые были освобождены от внесения платы за НВОС.
Плата за размещение твердых коммунальных отходов за 2016-2017 гг. не вносилась. За 2018 г. плата за размещение ТКО будет возложена  на  операторов  по обращению с ТКО, что по прогнозам увеличит поступления платы  более чем на 100 млн руб.   
Также снижается поступление экологического сбора, но по иной причине. Согласно отчетным данным большая часть отходов вывозится на обезвреживание и утилизацию за пределы республики. 
Так, ПАО Нижнекамскшина, ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» и ООО Нижнекамский завод ЦМК» в 2018 г. заплатили за сбор и утилизацию  почти 44 тыс. тонн отходов автопокрышек более 152 млн руб. компаниям, которые занимаются  сбором и утилизаций отходов резины в Подмосковье. При этом экологический сбор, средства которого являются источником финансирования развития инфраструктуры по утилизации отходов, не вносится. 
В Управлении Росприроднадзора по Республике Татарстан считают, что важно создать собственную систему  сбора и утилизации отходов, привлекая для этого средства инвесторов, а также, по возможности, субсидии из федерального бюджета. То, что это реально, свидетельствует опыт экотехнопарка «Яшел парк», первый резидент которого занимается утилизацией использованных,  демонтированных металлических труб нефтегазовой отрасли.
Обеспечение экологической безопасности республики — задача не только надзорного ведомства. Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан и в дальнейшем будет осуществлять свою деятельность в тесном и  конструктивном взаимодействии со всеми республиканскими и муниципальными органами, а также с общественностью и бизнесом. 

Все статьи рубрики