Проблема отходов: точка невозврата или излечимый кризис
СУШКОВ Владимир Федорович
председатель Правительства Республики Мордовия
Номер журнала:
Рубрика:
Система утилизации отходов испытывает «болезнь роста». Имея серьезные фобии относительно этой проблемы, регионы все же идут на то, чтобы устранить болезненный синдром. Делаются попытки найти рациональную модель управления, отказаться от рудиментов, сдерживающих динамику. К получению иммунитета от «болезни ТБО» активно стремится Республика Мордовия. Для смягчения проблем в регионе развивается перспективная концепция привлечения инвестиций и реализации инфраструктурных проектов.
Перспективным и достойным внимания можно назвать проект, который связан с утилизацией отходов деревообработки. Известная в России и за рубежом компания выступила с инициативой создать в Республике Мордовия предприятие такого инновационного профиля.
Проект был генерирован с претензией на конкретный регион неслучайно. Для Мордовии, располагающей значительными лесными ресурсами, тема утилизации отходов деревообработки более чем актуальна. Ко всему прочему в республике — большое количество леса, пострадавшего во время пожаров 2010 года, и эта проблема пока остается открытой.
Особый конструктив видит в предлагаемой программе развития инфраструктуры председатель Правительства Республики Мордовия В.Ф. Сушков, отмечая, что «проект по утилизации отходов деревообработки имеет большие перспективы». В нем заключена обширная экологическая составляющая. Помимо того, емок потенциал для решения вопросов энергоэффективности, которая будет обеспечена благодаря внедрению проекта, не говоря уже о возможности создания новых рабочих мест.
Предполагается, что завод будет построен в с. Старое Синдрово Краснослободского района. Для нового объекта уже создается определенная база. Здесь будут выпускать так называемые брикеты для котельных. Мощность завода составит 2 тонны брикета в час. Также в с. Старое Синдрово начнут производить древесный уголь — 140 тонн в месяц. Оборудование, которым инвестор планирует оснастить заводские площадки, будет соответствовать самым высоким мировым стандартам.
«Надо приступать к конкретной работе, — отмечает председатель Правительства Республики Мордовия В.Ф. Сушков, говоря о динамике выполнения начального этапа программы. — У проекта — масса достоинств: природоохранных, энергоэффективных. В целом его реализация — взаимная выгода для республики и компании-инвестора».
Отрицательное влияние неутилизированных отходов на окружающую среду неоспоримо. Конечно, в населенных пунктах республики твердые отходы накапливаются на санкционированных свалках, которые состоят на учете санитарно-эпидемиологических служб и закреплены за конкретными предприятиями, организациями и службами. Однако в регионе размещены и несанкционированные (бесконтрольные) свалки, которые, несмотря на штрафные санкции, возникают повсеместно. Эти объекты представляют особую угрозу для экологии территорий.
Надо сказать, что опасны и «законные» полигоны. Многие из них не обустроены, в рамках объектов нарушаются условия складирования. Кроме того, не у всех полигонов имеется соответствующий проект.
Одним из основных методов минимизации количества отходов, поступающих на объекты санитарной очистки, является предварительная сортировка отходов. С учетом специфики развития республики в ближайшие время весьма сложно организовать повсеместный селективный сбор отходов потребления. Это объясняется такими факторами, как неподготовленность населения, отсутствие соответствующего технического обеспечения, весомые трудозатраты.
Именно поэтому в тех условиях, которые сложились на сегодняшний день, более предпочтителен для региона не покомпонентный, а пофракционный сбор муниципальных отходов, с направлением обогащенных фракций на специальные комплексы по сортировке и переработке. Действительно, решая проблему, важно учитывать особенности той или иной территории, поскольку состав отходов, их вредное воздействие на экологию и экономическая эффективность процесса рециклинга существенно отличаются по регионам. И, судя по ряду факторов, в Республике Мордовия процесс построения системы, которая позволит эффективно управлять вопросами, приведен в более активный формат.
Особое внимание проблеме, связанной с управлением отходами, уделяется органами Росприроднадзора. Контролирующая служба напоминает, что в 2013 году произошли изменения по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании п.2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 применяется коэффициент экологической значимости — 1,35 (раздел № 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты») и коэффициент экологической значимости — 1,9 (раздел № 1 и № 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу», раздел № 4 «Размещение отходов производства и потребления»), согласно приложению № 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344.
Федеральный закон «О федеральном бюджете» устанавливает коэффициент, учитывающий инфляцию платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем разделам расчета платы. Нормативы платы, установленные постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344, применяются в 2010 году с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,79. Нормативы платы, измененные Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2005 года № 410, применяются с коэффициентом, учитывающим инфляцию 1,62.
Коэффициенты, учитывающие инфляцию в 2013 году: 2,20 (вместо 2,05) и 1,79 (вместо 1,67). В разделе № 4 «Размещение отходов производства и потребления» для отходов с I по IV класс опасности в 2013 г. коэффициент, учитывающий инфляцию — 2,20, а для отходов V класса опасности — 1,79.
При предоставление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду прилагаются копии договоров аренды или свидетельства на собственность площадей (помещений, зданий, зем.участков), копии нормативных документов (заключения, разрешения ПДВ, ПДС и лимиты на размещение отходов).
В годовом отчете декларируются в разделе № 4 «Размещение отходов производства и потребления» отходы от автотранспорта, находящиеся на балансе организации («Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для станций технического обслуживания автомобилей (расчетным методом).
Для удобства природопользователей разработана специализированная форма расчета платы, которая размещена на сайте Управления (раздел «Программы, необходимые для предоставления отчетов платы за негативное воздействия на окружающую среду»).